Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:23, Не определен
Во все времена человек был неотъемлемой частью процесса производства. На ранних этапах развития он создавал все своими руками. Позднее он изобрел различные средства, облегчающие его труд и позволяющие делать ранее невозможные вещи. С развитием человека развивались и эти средства. Сначала это были простейшие палки, камни и др., позднее появились различные машины и механизмы, освобождающие человека от части физической работы. Однако вся умственная работа оставалась за ним.
Потребность
в деятельности как таковой, в функциональной
нагрузке, обладает большой побудительной
силой: она выражается в активном отношении
человека к самой задаче, его стремлении
испытать и выявить свои силы, способности.
В психологической литературе содержатся
многочисленные указания о привлекательности
для личности самого процесса деятельности
в различных ее видах: игровой, познавательной,
трудовой и т. п. (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе,
В.Н.Мя-сищев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,
Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. С. Неймарк,
В. Г. Асеев и др.). Отмечается также, что
в этом случае человек испытывает своеобразное
удовлетворение от усилия как такового,
от преодоления трудностей, поэтому он
может заниматься какой-либо трудной деятельностью
ради нее самой, а не просто ради того,
чтобы «приблизиться к объекту или избежать
его (Andreani, 1968). Сам процесс деятельности
при этом как бы изнутри обеспечивает
ее непрерывное побуждение. Это происходит
за счет поддержания ориентировочно-
Наряду с процессуальным мотивом в экспериментах вводился мотив, связанный с самоутверждением личности. Соответствующие ему потребности, стремления и побуждения человека в литературе описываются различными понятиями: самоактуализации (Маслоу), самореализации (Фромм), роста и самоусовершенствования (Роджерс) и т. п. Если эти понятия освободить от неприемлемых теоретических спекуляций, в рамках которых они разрабатывались (игнорирование общественно-исторической природы человеческих потребностей, элементы антропологизма и т.д.), то следует признать, что обозначаемые этими понятиями феномены образуют в человеческом поведении реальность и являются, таким образом, его активными детерминантами. Действительно, сюда относятся такие характеристики человеческой мотивации, как «стремление актуализировать свои потенциальные возможности», «потребность в хорошей репутации или в престиже, положении, признании другими», «потребность в устойчивой, твердо обоснованной, как правило высокой оценке самого себя, самоуважении и уважении других» (Maslow, 1954). Некоторые из этих потребностей, устремлений, желаний человека были актуализированы у испытуемых в экспериментальных условиях.
Полученные результаты позволили довольно четко выделить два вида психической напряженности, один из которых был назван операционным (Овчинникова, 1968; Овчинникова, Наенко, 1968), а другой — эмоциональным. Состояние операционной напряженности (ОН) возникало как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него состояние эмоциональной напряженности (ЭН) характеризовалось интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания. Оговоркой «относительно нейтральный подход» в состоянии ОН мы не хотим сказать, что при этом у испытуемого не было эмоциональных переживаний вовсе. Конечно, были. В связи с тем что психическая напряженность возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задаче не является индифферентным, оно всегда эмоционально насыщено. Важно, однако, иметь в виду гораздо большую выраженность эмоциональных переживаний в состояниях ЭН по сравнению с ОН. Таким образом, удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряженности неодинаков, что надо учитывать при психологическом анализе.
Одним из существенных моментов этого анализа является характер отношений, существующих между целями и мотивами деятельности. «Эти отношения,—подчеркивает А.Н. Леонтьев, — и являются психологически решающими» (19726). Как уже говорилось, оба вида напряженности возникали при актуализации разных мотивов — процессуального в случае ОН и самоутверждения в случае ЭН. Каждый из них специфическим образом связан с целью деятельности, что и обусловило психологическую специфику состояний. Так, при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало, либо было включено в близкие друг другу отношения (например, цель — выполнить задание, мотив — установить истинный ответ на задачу). Другими словами, в этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания деятельности с ее субъективным содержанием, с тем, что она есть для самого субъекта.
Этот феномен поглощенности делом, непосредственного интереса человека к самому результату описывается в психологической литературе как одно из важных условий успешного выполнения деятельности. Так, авторы одной из американских работ, изучавшие поведение солдат в условиях боевой обстановки, приходят к выводу, что «эффективность поведения может, отчасти, являться функцией способности индивида с головой уходить в работу, что тем самым снимает дезорганизующее влияние воспринимаемой опасности и... болезненную игру воображения в условиях опасной ситуации» (Berkunetal., 1962).
Можно привести также многочисленные примеры из повседневной жизни и из художественной литературы, свидетельствующие о том, что нацеленность человека на решение той или иной конкретной задачи позволяет ему в трудной ситуации «успокоиться», «отключиться от посторонних мыслей», кроме тех, что имеют непосредственное отношение к решению этой задачи. Так, А. Сент-Экзюпери описал в «Военном летчике» состояние пилота при выполнении сложного полета: «Словом, я занимаюсь своим ремеслом. Я не испытываю ничего, кроме физического удовольствия от насыщенных смыслом, самодовлеющих действий. У меня нет ни ощущения великой опасности (снаряжаясь в полет, я волновался куда сильнее), ни такого чувства, будто я исполняю великий долг». (1964)
Как будет показано ниже, ОН также оказывает 'мобилизующее влияние на деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на устойчивом уровне.
Итак, отличительной психологической особенностью ОН является слитность мотива и цели деятельности, сдвинутость мотива на цель. Этой непосредственной связи нет при ЭН, которая характеризуется несовпадением, резким разведением цели и мотива деятельности (например, цель — выполнить задание, мотив — проявить себя с наилучшей стороны), что порождает расхождение между объективным значением деятельности и ее личностным смыслом для испытуемого.
Характеризуя состояния ОН и ЭН состороны мотивов, мы имели виду доминирующие мотивы деятельности. Однако в реальной жизни при выполнении задачи субъект вступает в сложные и неоднозначные отношения с различными факторами и условиями, в которых дана эта задача, поэтому его деятельность, как правило, одновременно побуждается не одним, а несколькими, в том числе противоречащими друг другу, мотивами, т. е. носит полимотивированный характер.
Учитывая динамический характер трудной ситуации, любое из этих отношений может выдвинуться в ведущее и, придавая деятельности личностный смысл, тем самым определять в тот или иной момент времени особенности состояния. Поэтому, строго говоря, речь может идти лишь о преобладании того или иного мотива или, тем самым, о господствующем виде напряженности — преимущественно операционном или преимущественно эмоциональном. Поэтому в дальнейшем изложении, исходя из того, что в реальных условиях имеется множество переходов от одного вида напряженности к другому и их смешанных форм, мы будем иметь в виду преимущественную выраженность того или другого состояния.
Резюмируя,
можно сказать: выделение состояний
ОН и ЭН произведено по психологическому
основанию—различному характеру связей
мотивов с целями деятельности, Другими
словами, психологическая природа этих
состояний лежит в особенностях внутреннего
строения самой деятельности, в ходе которой
они возникают.
Глава
III
СПЕЦИФИКА
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В УСЛОВИЯХ
ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Изменения деятельности и поведения человека в состояниях психической напряженности уже давно отмечались в психологической литературе. Так, еще в период русско-японской войны Г. Е. Шумков (1913) описал «душевное состояние воинов в ожидании боя». Оно проявлялось у людей в несвойственной им суетливости, повышенной чувствительности к обычным раздражениям. Сапог жал больше, чем всегда. Движения становились менее координированными, пальцы рук непослушными, спички ломались, табак рассыпался, менялся почерк. Учащался пульс, дыхание становилось частым и неравномерным, появлялась жажда, сухость во рту и горле. Отмечалась повышенная внушаемость и т. п.
Обобщенное
описание наблюдаемых в состояниях
напряженности поведенческих
В состояниях напряженности поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуаций. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. Прежде всего, как показали многочисленные исследования В. Л. Марищука и его сотрудников, наолюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое понижение может выражаться в «блокаде» восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта (Гуревич, Матвеев, 1966). Согласно К. М. Гуревичу (1970) другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания и т. п. Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы.
Наряду с этим имеются данные о том, что под влиянием напряженности у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями.
Таким образом, состояния психической напряженности оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо ее неизменности.
Чем
объясняется такая разнонаправл
Не
умаляя важности этих аспектов рассмотрения
проблемы, необходимо, однако,
подчеркнуть, что в общем комплексе причин,
обусловливающих эффективность деятельности
в сложных условиях, одно из первых мест
занимают собственно психологические
причины.
Глава
I\/
ПАНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ СОСТОЯНИЯ
ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Определения
состояния «паника»
Наряду
с разделением психической
Однако,
состояние психической
С точки зрения данной работы первая стадия «состояние паники» - наиболее интересна. Потому как, именно находясь в состоянии паники, люди совершают большую часть всех ошибок, обусловленных состоянием психической напряженности, и детальный анализ данного состояния позволит существенно снизить величину этих ошибок. Для исследования состояния паники ниже приведены различные определения данного состояния.
Информация о работе Разработка управленческих решений в условиях психической напряженности