Психологическое насилие в супружеских отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2017 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель: исследовать особенности психологического насилия в супружеских отношениях.
Гипотеза: психологическое насилие в супружеских отношениях характерно для людей находящихся в зависимых и созависимых отношениях.
Задачи:
Рассмотреть понятие и характеристики психологического насилия;
Охарактеризовать понятие и особенности супружеских отношений;
Проанализировать результаты зарубежных и отечественных исследований по проблеме психологического насилия в супружеских отношениях;
Провести эмпирическое исследование особенностей психологического насилия в супружеских отношениях.

Файлы: 1 файл

Психологическое насилие в супружеских отношения от 1.06.docx

— 1.00 Мб (Скачать файл)

При этом важно подчеркнуть, что исторические преобразования брака выражаются в смене акцентов на тех или иных функциях брака. Так, для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнеров: потребностей в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении. Все более актуальным становится рассмотрение именно психологических аспектов супружеских отношений как основополагающих характеристик семьи. А.Г. Харчев отмечает, что психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей сущности [Цит.по 12].

При анализе супружеских отношений необходимо учитывать, что по своему содержанию они могут существенно различаться, что побуждает исследователей разрабатывать типологии этих отношений. Например, М.В. Смирнова по мотивам вступления в брак выделяет следующие типы супружеских отношений:

  • Супружеские отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды.
  • Супружеские отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.
  • Супружеские отношения по принуждению. Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости соглашается на компромисс.
  • Супружеские отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. 
  • Супружеские отношения, освященные любовью [32].

Е. Силяева предлагает другую типологию супружеских отношений по критерию распределения власти:

  • Симметричные. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса.
  • Комплиментарные. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции.
  • Метакомплиментарные. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером [32].

Одна из известнейших исследователей семьи В.Сатир выделяет следующие типы супружеских отношений:

  • Заискивающий. По словам автора, «заискивающий-миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодить, извиняясь и никогда ни о чем не споря»
  • Обвиняющий. Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват.
  • Расчетливый. Расчетливый супруг очень корректен, очень рассудителен и не выражает никаких чувств и ориентирован на практическую выгоду.
  • Отстраненный. Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил это не относится к тому, что говорит или делает кто-нибудь другой.
  • Уравновешенный. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства [Цит.по 41].

Следовательно, супружеские отношения весьма разнообразны. В то же время следует отметить, что никакой из описанных типов не является абсолютно удовлетворительным или неудовлетворительным, поскольку есть результат взаимодействия двух взрослых людей с их индивидуальными особенностями, стилями взаимодействия, ожиданиями и общей историей отношений.

 

Таким образом, супружеские отношения представляют собой межличностные отношения в семье, позволяющие удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Исследователи выделяют разные типы супружеских отношений в зависимости от мотивов вступления в брак, распределения власти и т.д.

 

    1. Понятие созависимых и зависимых отношений

 

В рамках данного исследования особое внимание необходимо уделить зависимым и созависимым отношениям супругов.

Проблема зависимости в психологии исследуется достаточно давно, что обусловило разработку множества подходов к пониманию данного явления. В частности, Э. Борнесс отмечает, что зависимость это  стремление одного человека полагаться на другого для получения определенного удовлетворения, а также адаптации. Автор отмечает, что, хотя зависимость в определенной степени нормативна, необходима для развития человека, его социальной адаптации, однако выраженная зависимость связана с потребностью в другом как обязательном условии нормального функционирования, эмоционального благополучия [26].

М.Ю. Кондратьев отмечает, что зависимость представляет собой неадекватно высокую восприимчивость к определенному внешнему влиянию. Это связано в основном с личностной не способностью отказываться от этого воздействия как результата данного влияния [17].

Следует отметить, что проблемы зависимости были рассмотрены в разных психологических подходах. В первую очередь проблемам зависимости было уделено внимание в рамках психоанализа, где ставится акцент на значении зависимости для здорового развития личности.  Например, З. Фрейд указывает на роль зависимости для удовлетворения потребностей либидо, развития здоровой привязанности к значимым людям, развития Я [39].

В дальнейшем в психоаналитических исследованиях подчеркивалось, что зависимость необходима для здорового развития личности: «либидинозная доступность матери - в связи с эмоциональной зависимостью ребенка - способствует оптимальному развертыванию врожденного потенциала ребенка» (Малер).

А. Фрейд отмечала, что развитие здоровых отношений во взрослости есть результат благоприятного проживания отношений зависимости в период детства. В детстве зависимость ребенка от значимых объектов, прежде всего от матери способствует удовлетворению потребности в безопасности, защищенности. В дальнейшем происходит «усвоение» либидозного объекта, что позволяет переживать состояние защищенности, уверенности в себе, «внутренней поддержке» и своих силах во взрослом состоянии. В то же время зависимость сохраняется на и протяжении взрослой жизни, что обеспечивает способность к взаимодействию и сотрудничеству. Однако важно учитывать, что различные патологические состояния, в которых зависимость играет основную роль, формируются в ситуации неудовлетворительных, неудачных человеческих взаимоотношений. В такого рода случаях зависимость человека от объектов может быть замещена зависимостью от различных психических репрезентантов [38].

Э. Борнесс подчеркивает, что у взрослых людей такая выраженная зависимость, как правило, наблюдается у лиц с «орально зависимым» характером. Также автор обращает внимание на то, что некоторые острые расстройства в значительной степени основаны на нарушениях нормальной, адекватной зависимости. В частности, аутистические, шизоидные, некоторые пограничные состояния развиваются в результате катастрофически недостаточной привязанности к значимому объекту. Также и антисоциальный характер может быть основан на нарушениях ранних объектных отношений, фрустрации детской потребности в любви и защите [26].

Проблемы зависимости личности рассматривал также Э. Фромм в связи с утратой современным человеком субъектности. Как указывает автор, сегодня человек стал похож на предмет, схожий с шестеренкой  в огромной машине, он перестает быть просто человеком. Современные люди проводят значительную долю времени на работе, которая их совершенно не интересует, общаются с людьми, которые им не интересны, изготавливают вещи, к которым они равнодушны, и те изделия, которые они не производят, они потребляют. Они похожи на вечных младенцев с открытым ртом, которые без каких-либо усилий со своей стороны, а также без какой-либо внутренней активности принимают все то, что им предлагает индустрия: сигареты, алкоголь, телевидение и т.д. Такого рода поведение отражает культурно обусловленный инфантилизм и объясняет общую тенденцию к зависимости, характерную для современного человека [40].

Рассматривая вопросы формирования зависимого поведения в онтогенезе, Э. Эриксон обращает внимание на значимость конструктивного разрешения конфликта между автономией личности и генерализированными чувствами стыда и сомнения, который переживается на второй стадии психосоциального развития (1 – 3 г). Согласно представлениям автора, разрешение данного конфликта является решающим для установления равновесия между такими тенденциями как добрая воля и полное ненависти самоутверждение, кооперативность и своеволие, самовыражение и компульсивное самоограничение или смиренная угодливость. Чувство самоконтроля без потери самоуважения представляет собой онтогенетический источник свободной воли. Однако в случае, если конфликт разрешается негативным образом, развивается чувство потери самоконтроля в пользу преобладания внешнего родительского контроля, что порождает устойчивую тенденцию личности к переживанию сомнения и стыда. Поэтому крайне важно обретение ребенком автономии, борьба за которую начинается с яростного отвержения чужого мнения, с прямого отказа признавать некий внешний авторитет, будь то родители или другие взрослые. Однако в ситуации, когда такое конфронтационное поведение ребенка, обусловленное его актуальной объективной потребностью, встречает жесткое, тотальное неприятие со стороны взрослого, ребенок может сделать для себя жизненный урок патологического характера: «если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно, мнением авторитетным» [42, с.76].

Говоря о проблеме созависимости, В.А. Жмуров пишет, что это чрезмерная, иррациональная и неосознаваемая привязанность к проблемной личности (маргинальной социальной группе), тенденция во всем идти у нее на поводу и склонность выполнять неадекватные ее требования вместо того, чтобы действовать в соответствии с собственными потребностями и требованиями реальности, что обычно только ухудшает положение объекта созависимого отношения [14].

Н.Д. Творогова отмечает, что созависимость может быть охарактеризована как приобретенное в онтогенезе, дисфункциональное поведение, которое является результатом задержки в развитии. По мнению автора, созависимость обусловлена непосредственно воспитанием, отношением взрослых к ребенку и возникает в результате незавершенности решения нескольких задач развития человека в раннем детстве [27].

Кроме того, созависимость описывается и как вид деструктивных отношений между 2 и более взрослыми людьми. В такого рода взаимоотношений каждый участник вносит то, что ему от требуется от другого человека для обеспечения его психологически завершенной личности. При этого внимание каждого из участников подобного взаимодействия оказывается сосредоточенным преимущественно на личности другого, а не на себе. Созависимые личности стремятся установить контроль друг над другом, и надеются, что другой будет вести себя так, как хочется ему.

Наконец, отмечает Н.Д. Творогова, созависимость может быть описана как первичное нарушение (заболевание), связанное с химической зависимостью. Человек с зависимостью с большой вероятностью создаст семью с таким партнером, который поможет сохранить его зависимость, поэтому системы семей алкоголиков, имея много моделей своего устройства, нередко являются источником созависимости. В них наблюдается эмоциональная вовлеченность членов семьи в симптоматическое поведение члена семьи, страдающего зависимостью, т. е. наблюдается созависимость [27].

Э. Ларсен полагает, что созависимость это результат приобретенного личностью в процессе развития своеобразного пораженческого стиля поведения, который осложняется патологической связью с химически зависимым человеком. Как пишет автор, это определенный выученный набор поведенческих стратегий, а также дефектов характера самопораженческого плана, который обуславливает снижение способности личности инициировать любовные взаимоотношения, а также  участвовать в них. В такой ситуации жизненный путь оказывается вне сознательного контроля личности, страдающей зависимостью или созависимостью, а является результатом внутренних, зачастую подсознательных зависимых реакций. Эти реакции могут легко пересилить сознательные решения личности. Автор отмечает, что созависимая личность не способна использовать свою волю для преодоления своей созависимости [Цит. по 7].

К основным симптомам созависимости можно отнести следующие:

  • Переживание ощущения своей зависимости от людей;
  • Переживание ощущения нахождения в ловушке унижающих, контролирующих взаимоотношений с окружающими людьми;
  • Преобладание низкой самооценки;
  • Выраженная потребность в постоянном одобрении, поддержке со стороны других людей, чтобы почувствовать, что все идет хорошо;
  • Переживание собственного бессилия, неспособности что-либо изменить в неудовлетворительных, деструктивных отношениях;
  • Потребность во внешних стимуляторах для отвлечения от болезненных переживаний (алкоголь, пища, работа, секс и т.д.);
  • Неопределенность психической границы личности;
  • Ощущение созависимым человеком себя в роли жертвы, мученика;
  • Ощущение созависимым человеком себя в роли шута;
  • Неспособность переживать чувство истинной близости, любви.

С.В. Березин также отмечает, что созависимость как особое психическое состояние отличается выраженной поглощенностью и озабоченностью, а также острой зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека (или предмета). Человек в состоянии созависимости, как правило, долгое время оказывается подвержен воздействию угнетающих его правил, которые не позволяют осуществлять открытое выражение чувств, открытое обсуждение личностных и межличностных проблем [5].

Информация о работе Психологическое насилие в супружеских отношениях