Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2017 в 14:16, дипломная работа
Цель: исследовать особенности психологического насилия в супружеских отношениях.
Гипотеза: психологическое насилие в супружеских отношениях характерно для людей находящихся в зависимых и созависимых отношениях.
Задачи:
Рассмотреть понятие и характеристики психологического насилия;
Охарактеризовать понятие и особенности супружеских отношений;
Проанализировать результаты зарубежных и отечественных исследований по проблеме психологического насилия в супружеских отношениях;
Провести эмпирическое исследование особенностей психологического насилия в супружеских отношениях.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Допустить к защите
Заведующий кафедрой
общей психологии
(наименование кафедры)
д.псх.н., профессор Барабанщиков В.А.
(Ф.И.О., подпись)
«____» _______________ 2015 г.
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: |
Психологическое насилие в супружеских отношениях |
Студент |
Э.А. Шорникова | |
2 курс, группа 2293.0(9) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
Руководитель |
Ю.М. Кондратьев | |
к.п.н., доцент |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
Рецензент |
И.Р. Алтунина | |
д.п.н., профессор |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы психологического насилия в супружеских отношениях обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, это широкая распространенность данного вида насилия. По различным данным (И.С. Клецина [16], И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина [9] и др.), до 80% современных женщин испытывают разные проявления психологического насилия со стороны супругов: это брань, оскорбления, упреки, угрозы и т.д. Частота проявлений заметно варьируется – от крайне редких, эпизодических до постоянных действий, которые провоцируют переживание страха, унижения и бессилия. Менее освещенной, но от этого не менее актуальной, является и проблема манипуляций и унижающих или подавляющих действий со стороны жен, что также широко распространено.
В то же время проблема психологического насилия между супругами, несмотря на ее распространенность, освещена крайне скудно. Лишь в последние годы исследователи стали уделять внимание собственно специфике психологического насилия, наблюдается тенденция к признанию данного вида насилия как самостоятельного и не менее травматичного для личности, чем насилие физическое. В отношении же семьи и супружеских отношений этот вопрос остается открытым. Возможно, это связано с тем, что такие проявления как оскорбления, крики, угрозы и давление в отношениях между супругами традиционно не считаются чем-то необычным и действительно опасным.
При этом последствия психологического насилия обширны, распространяются на всех членов семьи, самым негативным образом сказываясь на эмоциональном состоянии, психическом и физическом здоровье, приводят к нарушениям в развитии личности. Это обуславливает актуальность расширения исследований в области психологического насилия в супружеских отношениях.
Объект: психологическое насилие.
Предмет: психологическое насилие в супружеских отношения.
Цель: исследовать особенности психологического насилия в супружеских отношениях.
Гипотеза: психологическое насилие в супружеских отношениях характерно для людей находящихся в зависимых и созависимых отношениях.
Задачи:
При проведении исследования были использованы следующие методы:
База исследования: в исследовании приняли участие 10 супружеских пар с детьми, стаж совместной жизни у которых составляет не менее 6-8 лет. Возраст супругов составил от 27 л 2 мес. до 39 л 7 мес.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы практическими психологами при разработке стратегий помощи семьям, в которых имеет место психологическое насилие, при работе по коррекции созависимости.
Структура работы включает
введение, две теоретические и одну эмпирическую
главы, заключение, список литературы
и приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ КАК ОБЪЕКТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Насилие как феномен человеческих отношений привлекает внимание представителей широкого круга наук, включая философию, социологию, культурологию, психологию и т.д.
В общем, насилие понимается как общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность. Насилие соединяет преднамеренность и фактические совершение воздействия, независимо от его результата [20].
Как отмечает А.Б. Орлов, сегодня проблема психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.). В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (Сафронова Т. Я., Соколова Е. Т., Цимбал Е. И. и др.) [22].
Следует отметить, что сегодня принято выделять следующие формы насилия:
1)
физическое насилие - преднамеренное
манипулирование другим
2)
сексуальное насилие - преднамеренное
манипулирование другим
3)
психологическое (поведенческое, интеллектуальное,
эмоциональное и проч.) насилие -
преднамеренное
При этом сегодня сложилось следующее соотношение трех данных форм: по своему объему понятие «сексуальное насилие» больше чем понятие «физическое насилие», а понятие «физическое насилие» - больше чем понятие «психологическое насилие». Таким образом, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм насилия показывает, что психологическое насилие является «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие.
При этом, как подчеркивает Е.Н. Волков, сложность выделения психологического насилия как самостоятельного феномена, по мнению автора, связана с тем, что в общественном сознании, в средствах массовой коммуникации присутствует представление о психологическом насилии и психологическом вреде как вполне очевидных и распространенных явлениях. Так, специалисты психологической помощи и правоохранительных органов сталкиваются с этими феноменами почти ежедневно, но последние странным образом оказываются вне рамок системы строгих определений и терминов. Складывается впечатление бессознательного избегания четких понятий в отношении психологических форм агрессии и насилия [8].
Е.В. Сидоренко объясняет такую ситуацию по аналогии с историей восприятия и оценки физических и социальных форм насилия [31]. По мере освобождения от варварства и развития цивилизации происходило существенное сужение приемлемых и легитимных форм насилия, и также оправдываемых оснований для насилия. Одновременно расширялся спектр тех областей человеческих отношений, на которые накладывались нравственные и юридические ограничения с целью снижения или исключения насилия или агрессии. Подобные самоограничения - признаки нарастающей зрелости человечества, которое таким волевым, в определенном смысле субъективным, введением критериев и границ насилия создает желаемый образ самого себя. В результате происходит взаимосвязанный процесс возрастания терпимости (толерантности) к разнообразию культур, образов жизни, индивидуальному и групповому своеобразию и одновременного возрастания нетерпимости (нетолерантности) ко все более широкому спектру проявлений все более тонких форм насилия и агрессии. Е.Н. Волков отмечает, что необходимо искать подходы к характеристике психологического насилия в контакте общих понятий насилия, агрессии, вреда, ущерба, травмы и манипуляции. При этом самым значимым является выделение характерных психических проявлений, отличающих психологическое насилие от физического [8].
П. Бергер также указывает, что имеющиеся сегодня определения и подходы в сфере насилия в большей степени направлены на предметные, осязаемые, явно представленные проявления агрессии, насилия, их последствий. Вред рассматривается преимущественно как физическая травма, имущественный ущерб. Однако это существенно и неоправданно сужает сферу действительно имеющихся в реальности проявлений [4].
В.С. Безрукова определяет психологическое насилие как действия, которое разрушает или уничтожает положительные нравственные чувства личности, ее ценные качества, конструктивное поведения, ее самоуважение, благополучие, собственное достоинство. Это унижение и обесценивание, ограничение прав личности, включающее психологическое злоупотребление, эмоциональное унижение, притеснения. Психологическое насилие реализуется через подавление, оскорбления, индивидуальное и публичное унижение, использование человека в качестве «козла отпущения», отвержение, сплетни, ложь, бесчестность, манипулирование, демонстрацию власти, скрытое запугивание угроз, соблазняющее поведение, наделение чрезмерной ответственностью другого без оказания поддержки, преднамеренное принижение уверенности другого человека в себе [3].
И.С. Клецина [16] пишет, что психологическое насилие – это воздействие, направленное на человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:
В.В. Солодников пишет, что психологическое насилие представляет собой вид насилия, характеризующееся воздействием на психику человека посредством запугивания, угроз, и направленное на то, чтобы сломить волю другого к сопротивлению. Автор обращает внимание на то, что помимо термина «психологическое насилие» в современной психологической литературе по данной проблеме, можно встретить близкие по смыслу понятия «психологической агрессии и эмоционального насилия. Следует также понимать, что психологическое насилие включено практически во все другие случаи насилия, но его сложнее диагностировать. Все остальные проявления насилия достаточно легко выявляются, они имеют вполне выраженные физиологические последствия, но явные симптомы психологического насилия проявлены не столь ясно., хотя его последствия при этом могут быть крайне тяжелыми. Широта, изощренность форм психологического насилия в значительной мере осложняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие нередко часто представлено не само по себе, а с другими проявлениями насилия [34].
И.Г. Горшкова отмечает, что показателями существования психологического насилия в отношениях являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность [9].
По мнению Е.Н. Волкова, достаточно близкую позицию к проблеме психологической агрессии и психологического насилия представляет концепция манипуляции Е.Л. Доценко [13]. В данной концепции предложено следующее определение: манипуляция представляет собой такой вид психологического воздействия, реализация которого способствует скрытому побуждению у другого намерений, которые не совпадают с его актуальными желаниями. Психологическое насилие включает как виды непосредственного негативного психологического воздействия, так и в основном манипулятивные виды, которые косвенно, скрытно стимулируют другого к определенным действиям [8].
Обобщая имеющиеся в литературе данные, Е.Н. Волков предлагает разделять явления, которые нередко в литературе представлены как единые проявления агрессии [8]:
Наконец, следует подчеркнуть, что во многих исследованиях отмечается, что, в отличие от физического и сексуального насилия, единичный инцидент не является эмоциональным насилием. Для этого вида насилия характерно формирование климата или поведенческого паттерна, и важным компонентом для выявления эмоционального насилия является систематический, повторяющийся характер. Эмоциональное насилие может быть намеренным или неосознанным, но это всегда развернутое во времени поведение, а не единичный случай.
Информация о работе Психологическое насилие в супружеских отношениях