Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2016 в 00:56, курсовая работа
Доверие как психическое явление играет одну из важнейших ролей в общении людей. Именно это чувство позволяет нам определить степень близости между нами и окружающими. На доверии, как правило, строятся самые прочные отношения. Поэтому так остро на сегодняшний день стоит проблема формирования базового доверия у детей, попадающих в детские дома, больницы, закрытые центры, а также у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях
Введение 3
1 Доверие как социально-психологическое явление 6
2 Теоретические основы развития базового доверия к миру у детей 11
3 Теоретические основы развития доверия к миру у детей-сирот 15
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Вслед за другими авторами И.В. Антоненко выделяет следующие функции доверия:
Анализ работ Ф. Фукуямы позволяет выделить еще три основополагающие социально-психологические функции общественного доверия [8, c. 66]. Доверие как основа социального капитала (системы связей и отношений) выполняет функцию воспроизводства социальной структуры. Кроме того, нравственная основа доверия позволяет также сделать заключение, что доверие есть награда со стороны общества за этическое поведение и соблюдение социальных норм отдельными его членами, а недоверие – наказание за их нарушение.
Таким образом, доверие и недоверие выполняют функцию поддержания моральных основ и социальных норм. И, наконец, доверие как проявление спонтанной социабельности выполняет функцию обеспечения самоорганизации общества.
Можно сделать вывод о том, что условия возникновения, закономерности функционирования и характеристики проявления доверия как социально-психологического явления позволяют полнее осмыслить способы связи человека с миром. А так же понять механизмы взаимопроникновения человека в мир и мира в человека, что могло бы стать основанием для значительной перестройки способов, средств и методов педагогического воздействия и влияния взрослых (учителя, родителя, воспитателя) на воспитуемых с точки зрения подлинно гуманистических позиций.
2 Теоретические основы развития базового доверия к миру у детей
Первый год жизни у ребенка ознаменовывается двумя важными событиями: у ребенка появляется чувство доверия к миру и формируется привязанность к любимому человеку.
Психологами были выделены три фазы развития привязанности:
- от 0 до 3-х месяцев - характеризуется тем, что малыши ищут близости с любым знакомым или малознакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми. Дети не высказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери к ним подходит другой человек. Одна из причин этого явления состоит в том, что они еще не воспринимают мать, как отдельное существо. Им просто не нравится, когда их заставляют делать то, что им не нравится, и при этом они могут капризничать и плакать, независимо от того, кто в данный момент с ними занимается.
- от 3-х до 6 месяцев - малыши постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-ти месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних. Матери быстрее и охотнее реагируют на сигналы малыша, чем другие люди, поэтому ребенок начинает чаще направлять свои сигналы именно на фигуру матери.
- от 6 до 8 месяцев - дети уже могут отличить знакомого человека от незнакомого. Формируется первая серьезная привязанность. Обычно дети привязываются к тому человеку, который ухаживает за ребенком большую часть времени. У малышей в этот период появляется страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми. Чем сильнее привязанность, тем больше страх перед незнакомыми людьми [14, c. 184].
Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом и историком Э. Эриксоном. По мнению Э. Эриксона, от рождения до года ребенок испытывает конфликт между доверием и недоверием. Если ребенка кормят тогда, когда он голоден, реагируют на его плач своевременно, его любят, с ним играют, разговаривают, то он начинает понимать, что мир - это безопасное место и он может доверять тем, кто о нем заботится.
Согласно Э. Эриксону степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Он считал, что «мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи, тогда он сможет доверять ей, миру и самому себе...». И еще: «Матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять"». Э. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями [8, c. 82].
Неудачное проживание кризиса способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей. Она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития [5, c. 61].
Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (от года до 3-х), если нет «обрыва» в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь. Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо.
Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых. С рождения ребенок знает, что мама всегда рядом и всегда сможет прийти к нему, стоит только позвать на помощь, он может ей доверять. Если так и происходит, то у ребенка со временем формируется и доверие к другим людям – сначала к близким родственникам, потом к знакомым, друзьям, а потом и к людям вообще. Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям не будет происходить. Легко предположить, что у такого ребенка, а потом и взрослого человека, наверняка будут большие проблемы с общением. Весьма вероятно, что ему будет сложно заводить друзей, общаться с противоположным полом [15, c. 101].
Неудивительно, что дети-сироты, растущие в отсутствии близкого человека, испытывают большой дефицит доверия. Они не умеют правильно выстраивать доверительные отношения с другими людьми, быть избирательными и обособленными в своих чувствах. Однако потребность в доверии у таких детей очень велика и остается неудовлетворенной.
Дети, брошенные родителями, но за которыми осуществлялся нормальный уход с точки зрения жизнеобеспечения, не хотели жить. У них появлялись проявления различных заболеваний, причины которых врачи не могли объяснить с медицинской точки зрения - госпитализм.
Еще один французский психолог, Рене Спитц, изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Психологам стоило большого труда понять, что это происходит потому, что дети не понимают, что с ними произошло и где их мама.
Можно выделить два источника материнской деприваци. Это лишение материнской заботы с рождения (младенческая) или вследствие разрыва с матерью в более поздний период.
Материнская депривация у детей-сирот ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Считается, что отклонения в психическом развитии проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Так, в ряде исследований указывается, что дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления и т.п. Те предличностные образования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребенка, у детей-сирот деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.
Надежная привязанность ребенка к матери впервые годы жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников [14, c. 214].
Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения. Для появления установки на доверие необходимо установить равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери давать. Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи, таким образом, возникает первое “я”, называемое чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая, по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт, взаимосвязанный с добротой" [14, c. 216]. Этот опыт позволяет ребенку сформировать уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он чувствует себя в безопасности, т. к. она "стала для него внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью" [7, c. 294].
Среди причин, определяющих формирование базового доверия, Э. Эриксон также отмечает умение родителей "управлять запрещением и разрешением", и "репрезентировать ребенку глубину определенного внутреннего убеждения, что есть смысл в том, что они делают". Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира. В случае, если младенец не получает отклика в ответ на свои потребности, у него развивается базовое недоверие к миру, которое, по мнению Э. Эриксона, в детстве сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма, а во взрослой жизни проявляется в отчуждении, неумении ладить с собой и другими. Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым, причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия [8, c. 103].
Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии сознательного и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным примером является рассогласование социальной роли подростка и его внешнего облика. Например, когда отличник, которого все привыкли видеть тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо агрессивной субкультуры.
В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности, которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет всякий смысл.
Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом. Подросток может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его "трудностях". Можно предположить, что такого рода "трудности" возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.
"Как показывает мировой опыт, ни одно цивилизованное общество не может функционировать без высокого уровня доверия, — пишет российский исследователь Т.П. Скрипкина. – Но доверие невозможно ниоткуда инвестировать, ему невозможно научить, его невозможно идеологически насадить, его можно только «вырастить» в душе каждого конкретного человека" [18, c. 307].
Можно сделать вывод о том, что базовое доверие выполняет фундаментальные функции в жизни человека и его необходимо рассматривать, как одно из важнейших условий развития и изменения самого человека, а именно как одно из условий социализации личности. Большинство исследователей подчеркивает, что базовое доверие формируется в раннем детстве и затем выступает системным свойством, определяющим постоянные способы взаимодействия индивида с миром. Одной из важнейших потребностей ребенка является потребность в доверии. Дефицит доверия негативно сказывается на эмоциональном и личностном развитии ребенка.
3 Теоретические основы развития доверия к миру у детей-сирот
Воспитание в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обусловливает возникновение социальной депривации детей-сирот.
В последнее время в связи с небывалым ростом количества детей-сирот, актуальность проблемы сиротства резко возросла. Современная образовательная и воспитательная система специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, наблюдается распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Исследование психической депривации, как психического состояния, возникшего в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляются возможности удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени, является одной из важных задач психологии.
Информация о работе Проблема развития доверия к миру у детей-сирот