Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:19, курсовая работа
Актуальность темы. В современном мире актуальной стала проблема стереотипов, приписываемых мужчинам и женщинам. Изучение психологии мужчины и женщины, а так же половых различий имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, а также ценностными ориентациями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1 Понятие «гендер» в психологии 7
1.2 Теоретические подходы к понятию «ценностные ориентации» в отечественной и зарубежной психологии 16
1.3 Динамика системы ценностей в средней взрослости 27
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Организация эмпирического исследования 31
2.2 Методы и методики исследования 32
2.3 Анализ результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Гендер-особое надстроечное
Соотношение
понятий «пола» и «гендера» в
классической социальной психологии обычно
представлено в следующем виде: биологический
пол выступает природной
В классической социально психологии пола получила распространение концепция о том, что биологический пол – это данность, а гендер – это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. Здесь считается, что гендер формируется у личности к пятилетнему возрасту, а затем только лишь обогащается содержанием репертуара ролей, воспроизводится и укрепляется. Другими словами, в процессе социализации пол становится личностным атрибутом, который рано фиксируется и остается неизменным и неотчуждаемым.
Понимание
гендера как совокупности социальных
ролей, ожидаемых от мужчин и женщин,
достаточно проблематично. Роли можно
принимать, от них можно отказываться,
половые роли не привязаны к специфическому
социальному статусу или
Ролевая концепция сводит гендер к одному из его социально-психологических проявлений – гендерным стереотипам. Получается, что ролевая концепция гендера в социальной психологии на деле оказывается нормативной теорией пола, в которой сам социальный пол выступает в виде стандартного нормативного случая поведения большинства людей в обществе. При этом реальное поведение зачастую «выпадает» из контекста социально-психологических исследований, а изменения содержания половых ролей вообще никак не могут быть объяснены социальными факторами, потому что роли непременно оказываются привязанными к биологической основе «взаимодополнительности» мужского и женского поведения.
Критика классической полоролевой концепции гендера просто побуждает к поиску других ориентиров для создания новой социально-психологической концепции пола. И эти попытки были сделаны в модернистской социальной психологии.
Модернистская социальная психология выработала несколько специфических представлений о гендере.
Первое из них рассматривает гендер как зафиксированную в культуре совокупность (структуру) личностных качеств и способов социального взаимодействия, с которой соотносит себя каждый индивид определенного пола. Гендер выступает здесь культурной схемой (или концептом), которая упорядочивает и типизирует индивидуальный опыт, а также организует и типизирует поведение мужчин и женщин. Понятие гендерной схемы было введено американской исследовательницей С.Л. Бем. Гендерная схема представляет собой связную систему представлений, сквозь призму которой личность воспринимает и трактует любую информацию, связанную с половой принадлежностью. Человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы взаимодействия, пользуясь имеющимися в культуре гендерными схемами. Поэтому некоторые люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что они во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения, тогда как другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим из разных гендерных схем.
Гендер как система представлений («гендерная линза», по определению С.Л. Бем) является неотъемлемой частью культурного дискурса (реальной практики использования языка, в который заложены гендерные различия в виде грамматических родов и правил их употребления) и социальных практик общения, взаимодействия и деятельности людей. И в этом случае он имеет множественные формы проявления, которые не сводимы только лишь к совокупности половых ролей, предписанных обществом по признаку пола. Гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей и многое другое. Следунт отметить, что не всегда можно наблюдать абсолютное следование доминирующим гендорным моделям. Последнее предполагает, что в обществе всегда есть возможность формирования «нетипичных» гендерных схем, отношение к которым со стороны других членов общества будет иметь только политическую и моральную основу.
Второе понимание гендера в модернистской социальной психологии связано с его социологической трактовкой в качестве особого социального института, функционирующего в системе властных отношений. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лорбер. Применительно к личности гендер включает в себя следующие компоненты:
- категория пола – принадлежность к биологическому полу с рождения в зависимости от гениталий;
- гендерная идентичность – личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом;
- гендерный брачный статус – осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;
- сексуальная ориентация – социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, практик и идентичностей;
- гендерная структура личности – усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;
- гендерные процессы – социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;
- гендерные убеждения – принятие или сопротивление господствующей в обществе гендерной идеологии;
- гендерный дисплей – предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, телесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).
Обыденное сознание в соответствии с господствующей гендерной идеологией обычно предполагает соответствие социальных компонентов личности и анатомо-физиологической составляющей гендера. В действительности же комбинация биологических составляющих (генов, гормонов, гениталий и репродуктивной функции) может как соответствовать, так и не соответствовать другим компонентам гендера личности.
Личный
гендер в рамках этого подхода
является частью социальной категории
гендера, с помощью которой
Третье понимание гендера в модернистской социальной психологии связано с этнометодологией Г. Гарфинкеля. Концепция Г. Гарфинкеля скорее занимает промежуточное место между модернистским и постмодернистским направлением в социальной психологии. Основное внимание в этой теории уделяется повседневному поведению обычных людей в обычных условиях и их способам «конструирования» собственного социального мира. В центре внимания этнометодологии находится коммуникативная интеракция людей, которая и производит социальные и социально-психологические феномены. В рамках этой концепции гендер есть система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка.
Концепции
социального конструктивизма
Дальнейшее развитие понимания гендера как системы отношений привело к интерпретации гендера как технологии репрезентации себя с помощью различных социальных институтов: семьи, системы образования, средств массовой информации, медицины, права, языка, искусства, науки, моды. Этот подход связан с именами Т. де Лауретис и Дж. Батлер. Гендер есть следствие саморепрезентации в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ пола. Существует множество форм таких саморепрезентаций (гендеров): мужчина, женщина, гомосексуал, гетеросексуал, бисексуал, транссексуал (с промежуточными состояниями трансвестита и трансгендера)*. Гендер как репрезентация может формироваться не только категоризацией по признаку пола, но и сексуальными предпочтениями, различными практиками изменения тела (пирсинг, татуировки, скарификация, бодибилдинг) – всем, что может быть способами деконструкции конвенциальных актов гендерных проявлений.
Как только лишь социальный конструкт, пол/гендер человека является продуктом социальных технологий (например, кинематография, телевидение, печать) и упорядоченных языковых практик (дискурсов), научных представлений о поле/гендере человека. В этом смысле гендер никогда не является статическим продуктом культуры. Он не может стать им в принципе, поскольку порождается только лишь самой системой социальных и межличностных отношений, в которой особое место занимают дискурс – постоянное обсуждение того, что есть пол/гендер человека, - и связанная с ним социальная перцепция личностных проявлений. То, что мы говорим и думаем о гендере, то он из себя и представляет. С точки зрения постмодернистов, язык не есть внешнее средство проявления гендера. Язык формирует, конструирует гендер и конструирует внутренний мир личности как обладающей некоторым гендером, который и проявляется в определенной модели поведения.
В постмодернистской социальной психологии не идет речь о приоритете социального конструкта (гендера) над биологической данностью (полом), как это можно отметить в модернистской психологии. Биологическая данность здесь есть эффект особой социальной перцепции телесного компонента гендера. Иначе говоря, репрезентация есть «идентификация, надетая на тело» или «игра» между психикой и внешним проявлением, которая регулируется дискурсом и нормами. А сам гендер есть не описательная, а нормативная категория, предписывающая определенные личностные характеристики и поведение людям, принимающим ту или иную гендерную идентичность.
Стремление систематизировать и выстроить наличные позиции по понятию «гендер» дано в исследованиях наших соотечественниц О. Ворониной, Т. Клименковой, М. Малышевой и др. Обобщенный вариант западных подходов по данному вопросу представлен в модели, предложенной О. Ворониной. Она выделяет:
Гендер как социально-демографическую категорию;
Гендер как социальную конструкцию;
Гендер как субъективность;
Гендер как идеологический конструкт;
Гендер как сеть (network);
Гендер как технологию;
Гендер как культурную метафору.
В проблематизации «гендер как идеологический конструкт», например, представлена одна из феминистских линий анализа, определяющих гендер как инстанцию мужского доминирования, которое организует сексуальность через властную систему, где возможности контроля принадлежат мужчинам. Контроль происходит через объективацию женщин и, кроме того, — через эротизацию акта контроля как такового. Представители этой позиции подчеркивают, что в восприятии мужчин только женщины имеют гендер, мужчины же могут не иметь такого знака специфичности, т. к. они представляют все человечество. Эта идея нашла отражение в давнем предрассудке, смысл которого в том, что пол, сексуальность — прерогатива женщин, отсюда выросла вся тема «мистики женственности» (Б. Фридан).
Гендер как культурная метафора осмысляется в философии постмодернизма и является еще одним весьма продуктивным аспектом анализа предмета. Этот аспект в большей степени выражает культурно-символическую природу гендера. Наличный культурно-символический гендерный ряд представляет не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляет образы феминности и маскулинности в их социокультурной конкретике, выражает культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится культурной мета¬форой, а данная метафора способна выполнять функцию не только описания, но и оформления социальной реальности. Данная линия анализа развивается в основном французской постструктуралистской традицией (Люси Ирригарэ, Хелен Сису, Юлия Кристева), где весьма заметно влияние идей Деррида.