Эмоции и их роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2009 в 14:57, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1. Психология эмоций как наука.
1.1. О происхождении эмоций. Базовые эмоции.
1.2. Особенности отдельных эмоций
3. Эмоции как процесс, организующий поведение
Глава 2.Роль эмоций в подростковом возрасте.
2.1 Особенности эмоций в подростковом возрасте
2.2 Трудновоспитуемые подростки. Эмоциональный аспект
2.3 Любовь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эмоции.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

      2.2. Трудновоспитуемые  подростки. Эмоциональный  аспект.

      Совместное  отчуждение от взрослых. Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.

      Вот несколько изустных примеров из подросткового фольклора.

          «Дочка  просила у мамы конфетку. Мать ей сказала: «Сунь пальчик в розетку!» Сморщилось тело, обуглились кости. Долго смеялись над шуткою гости».

          «Наша Таня громко плачет. По головке скачет мячик. Ну а мячик из свинца. Это  шуточки отца».

          «Бабушка  внучку из школы ждала. Цианистый  калий в ступке толкла. Дедушка  бабушку опередил. Внучку гвоздями к забору прибил».

          «Маленький  мальчик на стройке играл. Маленький  мальчик гвоздик украл. Громко разбился о череп кирпич. Метко кидает наш  сторож Кузьмич».

          «Маленький  мальчик на дерево влез. Сторож Пахом  достает свой обрез. Выстрел раздался, и мальчик упал. «Тридцать девятый», - старик прошептал».

      При этом подростки могут предоставить своему герою инициативу и сообразительность  для самообороны и противостояния: «Свистнула пуля, и сторож упал. Мальчик свой маузер раньше достал». (Из.материалов В. П. Белянина, И. А, Бутенко.)

      Следует обратить внимание, что подростковый «черный» юмор героями своих произведений делает не сверстника, «а маленького мальчика», «девочку», «дочку», «внучку». Как показывает лексика, это всегда кто-то более  младший, наивный. Поэтому он - жертва взрослых. Подросток как бы смотрит на все эти кошмары со стороны. Поэтому-то он смеется - его голыми руками не возьмешь!

      «Черный юмор» освобождает подростков не от самих родителей, а от предписаний  возрастного статуса детства  «Слушайся маму и папу»,  также от глубинной психологической зависимости. Человек может освободиться и жить как уникальная самостоятельная личность, лишь отчуждаясь от зависимости от других. «Черный юмор» как нельзя лучше содействует отчуждению.

      Совместное  отчуждение от взрослых может осуществляться в разных формах: озорство в общественном транспорте, на улице; грубость и демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Нельзя при этом сказать, что подростки осознают эту свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно. Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подростки испытывают пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно.

      Кроме поведенческих форм отчуждения подростки могут обсуждать друг с другом характеристические особенности своих родителей. Содержание этих обсуждений и общий стиль беседы и здесь зависят от их общего культурного развития. Дети из хороших семей, ориентированных на духовность в жизни и в общении, делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на них как бы со стороны. Это отчуждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подростков внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы. Дети из деградирующих семей также могут тонко рефлексировать и страдать, но проявляют себя в отчужденных поступках; уходят из дома вместе с приятелями, угрожают, грубят и т.п.

      Каково  бы ни было воспитание в отрочестве, обособление от родителей дается подростку нелегко. Обособление, связанное с повзрослением, необязательно происходит именно в отрочестве. Оно может произойти и в более старшем возрасте.

      Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентации и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим (человеком или животным, растительным и прочим миром) к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток. Все эти позиции могут преломляться в сознании подростка и как условия реализации его притязаний на признание.

      В отрочестве в условиях родительской семьи представление о фамильном  «Мы» претерпевает изменения и деформацию. Подросток может занять негативную позицию, может потерять уверенность в своей личной значимости для членов своей семьи, может пережить и другие катаклизмы, связанные с психологическими особенностями возраста, с особенностями статуса и психологического климата семьи и характером отношения к общей социальной ситуации.

      В условиях учреждений интернатного типа трудности возраста усугубляются. Подросток, лишенный родительского попечительства, еще в большей мере, чем подросток  из семьи, испытывает и переживает неуверенность в себе, в своей ценности для других, отчужденность, многочисленные комплексы. Причастность к таким же, как он, создает особое «Мы» закрытых учреждений. И все-таки именно в отрочестве человек обращается к своему «Я», стремится утвердить себя. Встреча с самим собой в отрочестве дается нелегко - можно наблюдать выраженную психическую напряженность в позах и жестах подростков, в суждениях и в рефлексивных самоописаниях.

      Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

      Особое  влияние на поведение подростка  оказывает его семейное положение. Мальчики из полных семей в ситуациях  депривации реализации их притязаний на признание гораздо чаще проявляют адекватно нелояльное поведение: агрессивное и игнорирующее. Мальчики, воспитываемые матерью без отца, более пассивны по сравнению со сверстниками из полных семей - они чаще ведут себя лояльно. В то же время они проявляют большую лабильность поведения - они более ориентированы на поведение, направленное на преодоление ситуации фрустрации. Эти отроческие особенности поведения в ситуациях депривации реализации притязания на признание проявляются в отношении ко всем окружающим: взрослым и сверстникам. Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

      Видеоигры в войну. Только в начале 70-х гг. озабоченная благом детей общественность и "отдельные родители и воспитатели начали проявлять беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и установленные в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят в видеоиграх в войну на персональных компьютерах третьего поколения. Однако возросшая «опасность» тем не. менее не повод для вторжения в сферу влияния семьи даже с целью защиты молодежи. Кроме того, уже нереально остановить творческую фантазию детей и подростков, которые порой лучше многих взрослых педагогов составляют компьютерные программы для таких игр. До сих пор идет жаркая дискуссия о том, оказывают ли на самом деле эти военные действия и сцены насилия, мерцающие на экранах, огрубляющее действие на нашу молодежь, действительно ли они сильно влияют на эмоциональное здоровье подростов.

      Регулярно-личностные  предпосылки ранней наркотизации. При выявлении причин и поиске средств для предупреждения ранней наркотизации одним из остро проблемных аспектов оказывается соотношение между склонностью к наркотизации и невротическими отклонениями в развитии подростков и юношества. Со всей очевидностью здесь выступает  лишь то, что подростки и юноши с достаточно выраженными уровнями невротизации личности могут быть отнесены к «группе риска», в которой резко повышена вероятность возникновения алкогольной, а шире - наркотической зависимости.

      Дело  в том, что характерные для  невротической личности неуверенность  в себе, робость и скованность  преодолеваются в определенной мере после приема алкоголя: "легко устанавливаются контакты с людьми, появляется чувство владения ситуацией, приподнятое настроение. Все эти переживания о их объективизацией на уровне поведения крайне ценны для невротической личности. Но если у взрослого невротика, со свойственной ему неуверенностью в правильности своих действий, - боязнь насмешек и неуважения со стороны окружающих служит достаточно часто серьезным тормозом к принятию алкоголя и достижению опьянения, то у подростка и юноши «реакция группирования со сверстниками» делает и прием алкоголя причиной самоутверждения и якобы признаком взрослости. Войдя в стадию опьянения такие подростки не могут контролировать свои эмоции и поведение. Им кажется, что они став более раскованными кажутся неординарными и притягательными. На самом деле мнение окружающих складывается иначе. Создается много конфликтных, а иногда и опасных ситуаций как для окружающих, так и для самого подростка.

      В подростковом возрасте возникает потребность  в общении в качестве психологических  игр, построенных на совместных эмоциональных переживаниях жизненных ситуаций. Часто, попав в коллектив сверстников переживающих похожие эмоциональные и психологические проблемы «трудный подросток»  становится более «гибким» и адекватным человеком.

      2.3. Любовь.

      Любовь— фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к дискретным эмоциям, таким как радость или печаль. Эмоциональная связь между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между супругами является неотъемлемой частью нашего эволюционного наследия. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций. Однако, разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувства.

      По  традиции, психология пренебрегала изучением  любви (Berschied, 1982). Предметом ее исследования было «межличностное влечение», и гипотезы формулировались в терминах отношения. Как правило, аффективный компонент межличностного влечения оценивался при помощи биполярной шкалы симпатии (с диапазоном от «очень нравится» до «очень не нравится»), и в качестве стимульного материала использовалась фотография или видеоизображение более или менее привлекательного незнакомца. По мнению Бершид, исследователь, предъявляющий в качестве стимульного материала фотографию незнакомого испытуемому человека, рискует получить данные, не учитывающие эмоциональный компонент межличностного влечения или любви. Она пришла к выводу, что исследование межличностного влечения и любви не может быть эффективным до тех пор, пока исследователь не обратит пристального внимания на эмоциональные корни этих явлений. Бершид утверждала, что исследователи межличностного влечения и любви могли бы обогатить свои исследования, приняв во внимание теорию эмоций.

      Любовь  существенно отличается от других эмоций. Эмоции, о которых мы говорили, — радость, печаль, гнев, страх — это базовые, дискретные эмоции. Каждая из них представляет собой отдельный феномен, включающий в себя свое уникальное переживание, ярко отражается на поведении человека. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством, но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное, более комплексное звучание.

      Любовь, как паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов. Любовь включает в себя как чувственный, так. и мыслительный компонент, и кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают сексуальное влечение, то есть биологический драйв. Весь этот комплекс мы называем любовью, и потому говорим о ее сложности и даже загадочности. Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Эти базовые эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющей наше поведение в любви. Кроме того, если рассматривать любовь в контексте межличностных отношений, то очевидно, что в ней представлены и негативные эмоции,

      Несомненно, бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь. В любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызывал именно любимый человек. Я хочу подчеркнуть, что интенсивность чувств и взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных эмоций разного рода.

Информация о работе Эмоции и их роль в жизни человека