Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2009 в 14:57, Не определен
Введение
Глава 1. Психология эмоций как наука.
1.1. О происхождении эмоций. Базовые эмоции.
1.2. Особенности отдельных эмоций
3. Эмоции как процесс, организующий поведение
Глава 2.Роль эмоций в подростковом возрасте.
2.1 Особенности эмоций в подростковом возрасте
2.2 Трудновоспитуемые подростки. Эмоциональный аспект
2.3 Любовь
Заключение
Список литературы
Первое подобие улыбки появляется на лице новорожденного младенца уже в первые часы жизни, но настоящая улыбка появляется спустя несколько недель и уже считается эмоцией – эмоцией радости. Улыбка запрограммирована генетически, она не изменяется с возрастом, - меняется лишь эффективность стимулов, вызывающих ее. Смех формируется позже улыбки и проходит в своем развитии несколько стадий. Смех, как и улыбка, может способствовать формированию межличностных эмоциональных связей, облегчая тем самым социализацию ребенка. Улыбка и смех как выражения радости легко распознаются, однако улыбка взрослого человека может служить также способом приветствия.
Экспериментальные исследования эмоции радости у взрослых углубили наше понимание предпосылок и последствий данной эмоции, а так же ее переживания. Одно из глубинных исследований счастья обнаружило значимую связь между личностными характеристиками, порогами радости и типами радостных переживаний. А если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.
Находясь в Седлецкой тюрьме- Ф. Э. Дзержинский писал своей сестре: «...Я чувствую себя счастливым в страдании и хочу этим счастьем поделиться с тобой... Я думаю о тебе и вместе с тобой люблю твоих детей и мучаюсь за них...».
Несмотря на то, что радость не является целью человеческой деятельности, мы можем определить те препятствия, которые встают на ее пути, - такие как чрезмерный контроль и догматизм в отношении вопросов воспитания, секса и морально-этического развития. Обучение контролю над отрицательными эмоциями и отказ от чрезмерных ограничений и запретов порождают в человеке особую открытость, готовность к эмоциональному опыту, которые в свою очередь создают благоприятную почву для самореализации и радости.
Печаль – это отдельная эмоция, которая сопутствует горю, но человек переживающий горе может испытывать, помимо печали, утрату, гнев, стыд, чувство вины. Одновременности переживания сразу стольких эмоций нередко сопровождается тяжелой депрессией. Но печаль и депрессию нельзя сравнивать и отождествлять. Депрессия предполагает сложную комбинацию эмоций, представлений, воспоминаний и мыслей. Так же как печаль, депрессия часто бывает связана с утратой. Важное различие между ними заключается в том, что в депрессии человек чувствует, что не способен справится с утратой, и за частую это действительно так. Кроме того, депрессия может быть вызвана не только физической утратой (смертью любимого человека), ее причиной может стать утрата самоуважения, потеря работы, товарища, утрата дружеских или любовных отношений.
Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, а так же образы, представления и воспоминания. Переживание печали обычно описывается как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Образное выражение «тихая печаль» частенько встречается в литературных произведениях.
Когнитивная психология предлагает три способа регуляции эмоции печали (не считая лекарственных и наркотических):
Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.
Эмоция смущения. Легкая или умеренная застенчивость не воспринимается индивидом или окружающими его людьми как социальная или психологическая проблема. Действительно, смущение ребенка обычно вызывает у взрослого умиление и расценивается им как свидетельство скромности. Даже у взрослых людей некоторая степень застенчивости может восприниматься как привлекательная черта. Конечно, данное утверждение в большей мере относится к женщинам, однако застенчивость нельзя рассматривать как исключительно гендерную характеристику. И все же в некоторых культурах, например, в японской, застенчивость особенно ценится в женщинах. В клинических описаниях тревоги зачастую рядом с описаниями страха, печали и вины можно встретить упоминания о смущении. Эмоция смущения также представлена в некоторых формах депрессии.
Интенсивное и частое переживание смущения обременительно для человека, оно негативно воздействует на психическое здоровье и может привести к его нарушениям. Очевидно, что крайняя степень застенчивости предельно затрудняет адаптацию индивида. Пилконис и Зимбардо провели обширное исследование застенчивых людей и сформулировали три отрицательных последствия крайней застенчивости. Во-первых, застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения, одного из самых существенных источников удовлетворения. Во-вторых, отсутствие социальной поддержки, дружеского одобрения и совета приводит к тому, что застенчивый человек оказывается более уязвимым в стрессовых ситуациях. В-третьих, застенчивые люди не имеют опыта искреннего и откровенного общения, и это приводит к тому, что они склонны думать о себе как об ущербных индивидах.
Еще одна проблема застенчивого человека заключается в том, что его смущение не всегда верно воспринимается сторонними наблюдателями. Иногда застенчивость расценивается окружающими как замкнутость, отчужденность, высокомерие, «зазнайство».
Эмоция страха. Несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается нами довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на неизбежные угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.
Кросс-культурные исследования выявили, что развернутое мимическое выражение страха едино для всех представителей человеческого рода. Однако мы достаточно редко наблюдаем его в повседневной жизни, так как большинство людей научается сдерживать, подавлять выражение страха.
Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.
Процесс социализации страха у ребенка в значительной мере обусловлен родителями. Разные родители применяют различные техники социализации страха. Разумный подход должен включать в себя воспитание некоторой доли толерантности к страху, обучение приемам противостояния страху, а также развитие навыков избегания опасных стимулов или снижения их интенсивности. Позитивный пример родителей – это самый эффективный способ обучения ребенка конструктивным взаимоотношениям с эмоцией страха.
Результаты ряда исследований убеждают нас в необходимости различения страха и тревоги. На уровне субъективного переживания, состояние тревоги правильнее всего определить как комбинацию нескольких дискретных эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх, но и другие эмоции, например печаль, стыд и вина, могут быть задействованы в тревожном переживании. Такая комбинация эмоций свойственна матерям по отношению к детям, она сопутствует матери всю её жизнь, несмотря на то что их дети вырастают. Неблагополучие ребенка (болезнь, неприятности, неудачный брак, плохая работа и т.п.) могут привести к глубокой депрессии, несмотря на то, что мать и в личной и общественной жизни успешна.
Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По мнению Томкинса, реакция испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащим в основе эмоции страха, часто является активаторами последнего, базовая взаимосвязь между эмоциями интереса, удивления и страха обусловлена сходством их нейрофизиологических механизмов. Томкинс считает, что «внезапная и полная освобождения от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение от страха вызывает возбуждение» (Tomkins, 1962, p. 290). Обратную связь между страхом и возбуждением мы наблюдаем, когда эмоции интереса-возбуждения перерастает в страх. Специфические взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом научения. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека.
1.3. Эмоции как процесс, организующий поведение
Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.
Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании – существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.
В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении. Сначала это могут быть преимущественно “сопутствующие” экспрессивные изменения, позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее число афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению. Одновременно происходит осознание протекающего эмоционального процесса и связанных с ним изменений в процессах регуляции. Оно может опережать появление внешних изменений, однако бывает, что человек длительное время не отдает себе отчета в своих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их последствия в виде тех или иных непонятных проявлений своего поведения. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.
Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких различных формах:
Рассмотрим эти формы более подробно.
Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?
Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе “Выражение эмоций у человека и животных” (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).
Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.
Но теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.
Исследования, в которых использовались рисунки мимических реакций, исходили из положения, сформулированного еще в 1859 г. немецким анатомом Пидеритом, согласно которому мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений.
Пидерит составил множество схематических рисунков. На основе этих рисунков Боринг и Титченер создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения. При предъявлении этих вариантов испытуемым, каждый из них казался вполне естественным. Однако, когда нужно было назвать эмоцию, соответствующую этим изображениям, мнения оценивающих обнаружили довольно большие расхождения; так, лицо, которое должно выражать, по мнению авторов, презрение, описывалось такими понятиями, как упрямство, рассеянность, неодобрение, пренебрежение, отвращение; большинство (34% испытуемых употребили, однако, определение “презрение”).
Но
в отдельных случаях
Таблица 3
|