Формирование и становление личности Ш. М. Талейрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена проблеме политических взглядов Талейрана, его «принципам» при принятии тех или иных решений. Для того, чтобы можно было увидеть и исследовать систему политических воззрений Ш. М. Талейрана необходимо:
Установить, какие факторы влияли на формирование личности Ш. М. Талейрана
Проследить формирование политических взглядов дипломата.
Выяснить, носили ли политические взгляды Талейрана системный характер
Понять, происходили ли развитие и эволюция политических взглядов Талейрана в течение его жизни.

Содержание работы

Введение …………………………………………………...……………… 3
Характеристика источника …………………………..…………………... 4
Обзор исследовательской литературы …...……………………………... 6
Глава I. Биография Шарль Мориса де Талейран-Перигора ………..….. 9
Глава II. Формирование и становление личности Ш. М. Талейрана .. 17 Вывод к главе II…………………………………………………………….. 20
Глава III. Ш. М. Талейран и его взгляды на внутреннюю политику…..21 Вывод к Главе III…………………………………………………………… 28
Глава IV. Талейран и внешняя политика Франции……………………. 30 1. Начало внешнеполитической деятельности Ш. М. Талейрана (1792 – 1799 гг.)……….30 2. Талейран – МИД – Наполеон……………………………………………………………… 33 3. Посольство в Лондоне. Конец дипломатической карьеры Талейрана……………….… 40 Вывод к главе IV………………………………………………………………………………. 41
Заключение ………………………………………………………………….… 42
Список использованной литературы …………………………………………. 44

Файлы: 1 файл

Курсовик Талейран.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Так Талейран стал епископом перед самой Великой Французской революцией. В 1789 году король объявил о созыве Генеральных штатов12. Талейран во что бы то ни стало хотел стать депутатом на Генеральных Штатах, куда он был избран  2 апреля 1789 года от первого сословия.

5 мая 1789 г в Версале начали свою работу Генеральные Штаты.                    1789-1791 гг.  – время смятения для Талейрана. Он выжидал, так как ещё не решался выступить на стороне какой-либо политической силы, пока, наконец, он принял решение выступить в поддержку перемен, принесенных революцией.

Тем временем парламентская карьера Талейрана резко пошла в гору – в феврале 1790г. он стал председателем Учредительного собрания (до 30 сентября 1791 года). Кроме того, Талейран сумел расстаться с карьерой священнослужителя благодаря отлучению папы. Бывший епископ Отенский получил очень важный для себя опыт, участвуя в работе Учредительного собрания как председатель Собрания, так и как члена дипломатического комитета.

       Осень  1791 г. Франция оказалась в новых условиях в Европе.13 В такой ситуации для Французского государства исключительное значение имела позиция Англии. Возникла необходимость отправки в Англию дипломатической миссии для ведения переговоров.

В январе 1792 года Шарль Морис прибывает в Англию. Его главная задача в данной политической ситуации - недопустить включения Англии в состав возможной антифранцузской коалиции, желая лишь нейтралитета между Англией и Францией,  а в долгосрочной перспективе - заключить оборонительный союз между двумя странами. Приняли его в Лондоне крайне враждебно, так как французские эмигранты презирали и ненавидели «этого интригана, этого вора  и расстригу», как они его величали14. Уже весной Талейран оказался вновь во Франции. Поездка, к чести Талейрана, не пропала даром: Англия фактически отказалась от военных действий против Франции. Однако война была уже неибежна, и 20 апреля 1792 года Франция объявляет войну Австрийской империи.

События августа 1792 г.15 дали понять Талейрану, что революция шагнула несколько дальше, чем бы ему хотелось. Инстинкт самосохранения дал о себе знать - Талейран чувствует, что скоро начнётся кровавая бойня, и он принимает решение при первой же возможности покинуть Францию. «После 10 августа 1792 года я просил временную исполнительную власть дать мне на некоторый срок поручение в Лондон. Для этого я выбрал научный вопрос, которым я имел некоторое право заняться, так как он был связан с предложением, сделанным мною раньше Учредительному собранию. Дело касалось введения по всему королевству единообразной системы мер и весов. По проверке правильности этой системы учеными всей Европы она могла бы быть принята повсеместно. Следовательно, было полезно обсудить этот вопрос сообща с Англией».16  

          Осенью 1792 года Талейран ступил на английский берег, а 5 декабря 1792 года он был объявлен вне закона во Франции, против него было возбуждено дело. Были найдены бумаги среди прочих документов Людовика XVI, которые обличали его связи с королем. Талейран находился в Англии весь 1793 год и часть 1794 года – период якобинской диктатуры.

     Однако англичане не питали особой любви к эмигрантам из Франции, а Талейрана и вовсе презирали, наслышанные о его нравственных качествах. Князя Перигора люто ненавидели и эмигрантские круги. Вскоре в Англии вышел закон об иностранцах, и Талейрану было предписано покинуть Англию. Талейран принял решение уехать в Соединенные Штаты, где занялся спекуляциями. Казалось, Новый свет станет пристанищем для ловкого интригана. Однако в 1796 году он получает возможность по амнистии вернуться во Францию. По иронии судьбы, датский корабль, на котором в июне 1796 году Талейран отплыл к берегам Европы, имел название «Новое испытание».17 20 сентября 1796 года он прибыл в Париж.

Итак, Талейран в 1796 году снова оказывается во Франции. Воспользовавшись покровительством госпожи де Сталь, в 1797 году Талейран получает пост министра иностранных дел Директории. На этом посту Ш. М. Талейран раскрылись огромные талант, потенциал и умения прирожденного дипломата. Благодаря его усилиям, была выдвинута новая концепция европейской дипломатии, изменена сама работа важнейшего министерства, на дипломатическом фронте Франции способствовал огромный успех, который сопоставим лишь с военными успехами Наполеона в Европе. Именно будучи министром Директории, Талейран знакомится с генералом Бонапартом, с человеком, которому ещё предстояло вершить судьбу Франции. Шарль Морис, понимая, что Директория не является той силой, которая способна удержать власть над страной, нашел эту силу у генерала Наполеона Бонапарта, покорителя Италии. Дружба и будущий союз двух людей были скреплены новым грандиозным замыслом Бонапарта: захватом Египта. Он считал, что завоевание этой страны было первым шагом к Индии, жемчужине английской короны. Для Талейрана же Египет должен был превратиться в процветающую французскую колонию. К тому же молодой генерал вызывал раздражение у членов Директории. И они были готовы послать его с экспедицией куда угодно, лишь бы подальше от Франции. Поэтому Бонапарт и Талейран с легкостью добились согласия членов. Организация военного похода легла на плечи Бонапарта, а дипломатическая поддержка - на Талейрана. Несмотря на поражение, которое потерпели французы в Египте, Талейран не потерял своего влияния на международные отношения. Более того, неудача в Египте заставила его вести свою политику более взвешенно и осторожно в дальнейшем.

Министр после прибытия Наполеона из Италии в декабре 1797 года понял, что авторитет Наполеона на фоне нестабильной Директории быстро растет. Талейран летом 1799 года уходит в отставку, а по возвращении Наполеона из Египта оказал помощь генералу в организации государственного переворота 18 брюмера. Талейран не без оснований полагал, что в условиях усложнившейся обстановки в Европе он неизбежно понадобится диктатору. И он оказался прав – «пустя одинаннадцать дней после переворота первый консул Бонапарт назначил Талейрана своим министром иностранных дел».18

Ш. М. Талейран сохранил свой пост до 1807 года, когда он принял решение подать в отставку. Он чувствовал ситуацию и выбирал наилучший момент для активизации дипломатических усилий, умел стравливать явных или потенциальных союзников. На его счету были попытки столкнуть Австрию и Пруссию, нейтрализация противодействия со стороны Англии и другие меры, которые, вне всякого сомнения, способствовали успехам Франции на полях сражений.

Однако в 1806-1807 гг. Талейран разочаровывается в Наполеоне ввиду бесконечных войн, которые затрагивали всё новые народы и которые не способствовали развитию Франции. Министр в своих мемуарах замечает: «Нужно сказать, что к 1807 году Наполеон уже давно покинул тот путь, на котором я старался всеми силами удержать его, но до представившегося тогда случая я не мог оставить свой пост».19

Талейран, найдя подходящий случай, получил желанную отставку в октябре 1807 года. Однако, несмотря на отставку, Шарль Морис сумел сохранить влияние на политическую жизнь страны. Кроме того, Наполеон в 1808 году в качестве консультанта взял Талейрана с собой в Эрфурт на встречу с императором Александром I. Там Ш. М. Талейран, игравший на переговорах роль советника Наполеона,  предложил Александру I  сотрудничество, которое будет направлено против Наполеона. Именно после 1808 года Талейран стал передавать секретные французские военные данные в Петербург, получая за это щедрые субсидии из России. Вполне очевидно, что именно после Эрфурта в государственной машине Наполеона появилась трещина, которая, вне всякого сомнения, повлияла на падения режима Наполеона. Её инициатором стал бывший глава внешнеполитического ведомства Ш. М. Талейран, князь Беневентский. Благодаря этому предательству, влиянию на Австрию и Россию, а также наличию богатого дипломатического опыта Талейран становится  представителем Франции на Венском конгрессе, одновременно возглавив министерство иностранных дел.

В 1815 году он даже на несколько месяцев занимает пост главы правительства, однако в сентябре в результате скандала он покидает пост. С этого времени Талейран оказывается в опале, и он надолго отстранен от власти. Однако он очень внимательно следит за всеми изменениями в политической жизни, но сам не проявлял в тот период активности. Талейран сближается с молодыми лидерами либерализма, с Тьером и Минье.

     В 1829 году Талейран сумел установить отношения и с Луи Филиппом Орлеанским, который претендовал на французский престол.       27 июля 1830 года вспыхнула революция, которая свергла с престола     Карла X. Шарль Морис в этой ситуации дал совет Луи-Филиппу – не терять по возможности времени и немедленно возглавить революцию, которая в тот момент свергала старшую линию династии Бурбонов.

      Положение Луи-Филиппа было поначалу не легким. Дело в том, что европейские государства ещё слишком хорошо помнили французскую революции. Поэтому к революции во Франции великие державы отнеслись с подозрением, если не сказать с враждебностью. Николай I, например, стремился организовать общую интервенцию против Франции. В этих условиях, как отмечает Тарле, «Луи-Филиппу необычайно важно было заручиться дипломатической поддержкою Англии»20. Луи Филипп принял решение отправить послом старого Талейрана. Талейран с блеском справляется с заданием - ему удается получить признание новой власти во Франции, а, кроме того, способствовать улучшению франко-английских отношений. В это время он фактически руководит французской внешней политикой, проводя консультации напрямую с монархом.

Исключительно важное значение для Франции имело образование независимого Бельгийского королевста. Роль Талейрана в этом событии была ключевой. Ему удалось после долгих и трудных усилий добиться признания независимости этого государства. Но годы брали свое. Талейран в конце ноября 1834 года ушел в отставку, после чего удалился в свое имение Валансэ. Весной 1838 года состояние бывшего дипломата резко ухудшилось. Талейран перед самой смертью примирился с католической церковью, от которой он был отлучен в 1792 году. Е. В. Тарле, приводит слова современников дипломата:  «Князь Талейран всю свою жизнь обманывал Бога, а пред самой смертью вдруг обманул сатану».21 17 мая 1838 года искуснейший дипломат Шарль Морис Талейран-Перигор закончил свой земной путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Формирование и становление личности Ш. М. Талейрана

 

Очевидно, что для того, чтобы понять систему политических взглядов Ш. М. Талейрана необходимо понять условия и особенности формирования личности дипломата.

Первостепенное значение в становлении личности князя имеет отсутствие внимания со стороны родителей к юному Шарлю Морису. Как отмечает Ю. В. Борисов в своей монографии, «родители не полюбопытствовали даже взглянуть на ребенка, семнадцать суток проведшего в дилижансе»22, когда он приехал в Париж в возрасте шести лет. Поведение родителей в первые годы жизни не могли не оставить следа на личности   Ш. М. Талейрана. Как замечал Е. В. Тарле, Талейран «Он вступил на жизненную арену холодным, никому не верящим, никого не любящим скептиком...».23 Сам Талейран говорил: «То, как проходят первые годы нашей жизни, влияет на всю жизнь, и если бы я раскрыл вам, как я провел свою юность, то вы бы меньше удивлялись очень многому во мне».24

Однако важно принять во внимание и физический недуг, который сопровождал Талейрана с самого детства. Душевные переживания углублялись физическим недостатком, который лишал в известной мере юного Перигора тех перспектив, которые могли быть ему доступны. Некая безальтернативность, выражением которой стала ряса, усугубляла состояние Ш. М. Талейрана. В таких условиях личности требовались те качества, которые могли бы дать возможность выжить в этой ситуации. Уже во время учебы в коллеже сформировываются многие черты характера: умение скрывать свои мысли, сдержанность в проявлении эмоций. Эти качества, как видно из мемуаров, Талейран постиг еще в школьные годы.

По причине отчужденности, в духовной семинарии у князя Талейрана не было друзей. Их ему заменяли книги, за чтением которых он проводил дни. Изучая жизнеописание великих государственных чиновников и др., Талейран ещё больше ощущал, что карьера священнослужителя не удовлетворяла его. Духовная стезя не удовлетворяла его честолюбие. Этим был обусловлен интерес к кардиналу Ришелье, который, несмотря на церковное звание, имел возможность заниматься и вполне мирскими делами. Здесь, в семинарии, окончательно формируются личные качества Талейрана, которым он сохранил верность до самой смерти. «Он начинал жизнь и с первых же шагов обнаружил те основные свойства, с которыми сошел в могилу. В двадцать один год он был точь-в-точь таким, как в восемьдесят четыре года. Та же сухость души, черствость сердца, решительное равнодушие ко всему, что не имеет отношения к его личным интересам, тот же абсолютный, законченный аморализм, то же отношение к окружающим: дураков подчиняй и эксплуатируй, умных и сильных старайся сделать своими союзниками, но помни, что те и другие должны быть твоими орудиями, если ты в самом деле умнее их, — будь всегда с хищниками, а не с их жертвами».25

Нельзя не отметить, уже до революции о Талейране отзывались далеко не лучшим образом. Талейран стал известен благодаря многочисленным любовным приключениям, число которых было ужасающим, если учесть тот факт, что Талейран носил духовное звание. Он даже ухитрялся способствовать собственной карьере священнослужителя, используя связи с женщинами. Кроме того, Талейрана презирали за его расчетливость в общении с людьми, а любовь к деньгам и картам быстро распространялись по парижским салонам. Все это не могло вызывать одобрение со стороны современников, их многих высказываний которых хотелось бы отметить одно: «Это человек подлый, жадный, низкий интриган, ему нужна грязь и нужны деньги. За деньги он продал свою честь и своего друга. За деньги он бы продал свою душу, — и он при этом был бы прав, ибо променял бы навозную кучу на золото», так говорил о Талейране в 1787 году граф Мирабо.26

Информация о работе Формирование и становление личности Ш. М. Талейрана