Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 12:50, курсовая работа
Таким образом, цель данного исследования – теоретический анализ проблемы эмоционального состояния женщин во время беременности.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие и функции материнства
Рассмотреть специфику психологической готовности к беременности и материнству
Проанализировать психологическую физиологию беременности
Обобщить имеющиеся данные специфики взаимодействия в системе «мать и дитя»
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Психологические аспекты беременности ………………..
5
1.1 Материнство: понятие, функции………………………………….
5
1.2 Психологическая готовность к беременности и материнству……..
11
Вывод по главе………………………………………………………
18
2. Беременность, как событие жизненного пути женщины …………………………………………………………………
19
2.1 Психологическая физиология беременности………………………
23
2.2 Специфика взаимодействия в системе «мать и дитя»………….
29
Вывод по главе…………………………………………………..
34
Заключение………………………………………………………………..
35
Список использованных источников………………………….
37
В основе оценочного аспекта психологической готовности к материнству лежат рефлексивные возможности женщины, а также психологический механизм идентификации, которая понимается как уподобление одной личности другой, отождествления себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, с общественными ценностями, со своими стремлениями, целями.
В период беременности в структуре психологической готовности к материнству доминируют регуляционный аспект, проявляющийся в смещении локуса контроля и осознании реально происходящих изменений в образе жизни (отказ от привычных жизненных стереотипов и обретение новых); и эмоциональный, проявляющийся в особенностях эмоционального переживания беременности, настроя на роды, принятия роли матери. Переломным моментом в беременности, по нашему мнению, является появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка[14, с.67]. Это событие имеет огромное значение для осознания ребенка как субъекта общения.
После родов в психологической готовности к материнству доминируют операционный аспект, проявляющийся в особенностях проявления материнской компетентности; регуляционный, проявляющийся в особенностях саморегуляции женщины в новых изменившихся условиях; и эмоциональный, проявляющийся в удовлетворенности ролью «Я – мать» при ее доминировании в «образе – Я» женщины, реалистичность которой обуславливается смещением ценностно-смысловых составляющих образа мира.
2.2 Специфика взаимодействия в системе «мать и дитя»
Еще Л.С. Выготский писал, что ребенок в момент родов отделяется от матери лишь физически. «...Если ребенок физически отделяется от матери в момент родов, то биологически он не отделяется от нее до самого конца младенческого возраста, пока не научиться самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери, выделение себя из первоначальной общности с ней наступает вообще только за пределами младенческого возраста, в раннем детстве...» [I.c.305]. Младенец в своем сознании еще не отделяет себя от матери, для его активности открыт только один путь к внешнему миру -путь, пролегающий через другого человека. другой человек для младенца - это центр всякой ситуации. В первую очередь эта, конечно мать, «...первый контакт ребенка с матерью до того тесен, что скорее можно говорить о слитном существовании, чем о контактном.»
В В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев отмечают, что ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, живых связей с другими людьми (в первую очередь с матерью). Ребенок рождается не в качестве отдельного тела в пространстве тел физической реальности, а в культурно-историческом поле наличной социальности, наличных форм деятельности, форм сознания. Своим рождением ребенок поляризует это поле, преобразует жизнедеятельность взрослых в способ своего существования[11, с.74]. Взрослый для ребенка - фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание его нормального развития и полноценной жизни. Эту уникальную, внутренне противоречивую живую общность двух людей авторы обозначают как событие, как нераздельность и неслиянность двух самостных форм бытия. Событие есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности Рассматривая мать и ребенка как единую систему (диада «мать - ребенок»(Р.Ж. Мухамедрахимов,Дж. Капрара,Д. Сервон и др.), «взросло-детская общность» (А.Г. Асмолов). система «мать -дитя» (Г.Г. Филиппова, А.С. Батуев и др.), «совместная психологическая деятельность». Л.С. Выготский, В.Е. Клочко и другие исследователи поднимают проблему определения места ребенка как психологической системы в системе матери. Ребенок - это система подсистема или часть системы матери? Если рассматривать ребенка как отдельную сформировавшуюся систему, это исключает необходимость рассмотрения взрослого и ребенка в единстве, так как система сама мажет воспринимать.отсеивать и усваивать только то, что для существования и развития данной системы необходима. Понимание ребенка как части системы матери (на ранних стадиях онтогенеза ребенок не способен самостоятельно представить реальную действительность) не дает возможности для осознания ребенка как становящейся системы. Ведь для полноценного самостоятельного развития ребенка необходим его постепенный выход из границ материнской системы, развитие его способностей не только усваивать окружающую действительность, но и преобразовывать ее. Это во многом зависит от способности взрослого «выпускать» ребенка за рамки сваей системы.
ЕЛ. Козлова говоря о единой психологической системе «мать - ребенок», определяет ребенка как подсистему, имеющую свое системообразующее начала, которая в первое время жизнедеятельности не способно самостоятельно представить самостоятельную действительность, то есть свой мир[8, с.46]. Именно мир матери дает ребенку возможность наделять значениями, смыслами и ценностями внешнюю реальность. Это значит, что мир для ребенка таков, каким научили его видеть (в первую очередь - мать)
Качество многомерного мира взрослого определяет качество его жизни (образ жизни), следовательно, образ жизни той системы, в которую непосредственно включен ребенок будет влиять на формирование его мира. Ребенок обладает и характеристиками системы (способность воспринимать, встраивать, производить новообразования), и характеристиками подсистемы (неспособность самостоятельна выстраивать свой личностный мир). Чтобы система развивалась, она должна быть открытой, т. е. необходимовзаимодеиствие между элементами внешнего мира (культуры) и определенной части системы.
Итак, мать и ребенок рассматриваются как подсистемы совмещенной психологической системы «мать-дитя». Система «мать-дитя» в своем становлении проходит ряд этапов. Начало ее становления начинается задолго до того, как реально появляется подсистема «дитя», т.е. задолго до реального рождения ребенка. Психологическое содержание готовности к материнству формируется до беременности, трансформируется во время беременности, родов и после них. На разных стадиях становления совмещенной психологической системы «мать-дитя» в структуре психологической готовности к материнству будут доминировать различные ее составляющие.
Структуру психологической готовности к материнству определяет противоречие между сложившимся образом жизни и тем образом жизни, который предполагается после рождения ребенка (через образ «Я - мать»). Поэтому наряду с ценностно-смысловыми параметрами образа мира будущей матери, в структуру готовности к материнству входят параметры готовности к изменению образа жизни (такие как ригидность, локус контроля, рефлексивные возможности будущей матери). С ними связана и динамика будущих трансформаций указанной готовности.
Система «мать-дитя» в своем становлении проходит ряд этапов. Начало ее становления начинается задолго до того, как реально появляется подсистема «дитя», т.е. задолго до реального рождения ребенка. Психологическое содержание готовности к материнству формируется до беременности, трансформируется во время беременности, родов и после них. На разных стадиях становления совмещенной психологической системы «мать-дитя» в структуре психологической готовности к материнству будут доминировать различные ее составляющие.
Структуру психологической готовности к материнству определяет противоречие между сложившимся образом жизни и тем образом жизни, который предполагается после рождения ребенка (через образ «Я – мать»). Поэтому наряду с ценностно-смысловыми параметрами образа мира будущей матери, в структуру готовности к материнству входят параметры готовности к изменению образа жизни (такие, как ригидность,локус контроля, рефлексивные возможности будущей матери). С ними связана и динамика будущих трансформаций указанной готовности.
В структуре психологической готовности к материнству выделяют следующие аспекты[21, с.52]:
а) факторы, обуславливающие динамические характеристики транс-формации образа жизни (ригидность – флексибильность).
6) факторы, обуславливающие
рефлексивные возможности человека,
определяющие участие самосознания в
трансформации образа жизни
(внешний и внутренний локус контроля).
На стадии подготовки к беременности в психологической готовности к материнству доминируют оценочный аспект, проявляющийся в мере расхождения между сложившимся (устоявшимся) образом «Я» и образом «Я – мать»; и мотивационный аспект, проявляющийся в формировании мотива рождения ребенка.
Мотивационная сторона материнства формируется на протяжении всей жизни женщины. Г.Г. Филиппова выделяет в онтогенезе «материнской потребностно-мотивационной сферы» до беременности четыре этапа, которые имеют разные возрастные границы и разную роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков «материнской потребностно-мотивационной сферы»[20, с.15]:
В основе оценочного аспекта психологической готовности к материнству лежат рефлексивные возможности женщины, а также психологический механизм идентификации, которая понимается как уподобление одной личности другой, отождествления себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, с общественными ценностями, со свои-ми стремлениями, целями.
В период беременности в структуре психологической готовности к материнству доминируют регуляционный аспект, проявляющийся в смещении локуса контроля и осознании реально происходящих изменений в образе жизни (отказ от привычных жизненных стереотипов и обретение новых); и эмоциональный, проявляющийся в особенностях эмоционального переживания беременности, настроя на роды, принятия роли матери. Переломным моментом в беременности, по нашему мнению, является появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка[14, с.67]. Это событие имеет огромное значение для осознания ребенка как субъекта общения.
После родов в психологической готовности к материнству доминируют операционный аспект, проявляющийся в особенностях проявления материнской компетентности; регуляционный, проявляющийся в особенностях саморегуляции женщины в новых изменившихся условиях; и эмоциональный, проявляющийся в удовлетворенности ролью «Я – мать» при ее доминировании в «образе – Я» женщины, реалистичность которой обуславливается смещением ценностно-смысловых составляющих образа мира.
Становление совмещенной психологической системы «мать-дитя» после рождения ребенка также проходит ряд этапов. Сначала разрывается физиологическая связь, однако биологически и психологически ребенок полностью зависит от матери: она его выкармливает, без нее он не может передвигаться и т.д[14, с.68]. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть, овладевает навыками самообслуживания и, казалось бы, на физиологическом уровне приобретает некоторую самостоятельность, однако взрослый (в первую очередь мать) еще очень долго ему необходим, потому что толь-ко с помощью взрослого ребенок имеет выход в культуру, выстраивает свой образ мира, что собственно и делает его Человеком.
Мать и ребенок, являясь подсистемами совмещенной психологической системы, выполняют каждый свою функцию и роль: взрослый обеспечивает связь ребенка с культурой, ребенок ищет выходы в нее через взрослого (мать). Это и обеспечивает со временем все большую суверенизацию одного из членов данной системы (ребенка). Мать – медиатор, проводник ребенка в культуру (Л.С. Выготский, В.Е. Клочко), «информационный проводник» (А.С. Батуев)[20, с.15].
Мы согласны с мнением В.Е. Клочко, что, выстраивая образ мира с помощью взрослого, ребенок на каждом возрастном этапе выходит на новый уровень сознания: предметный, смысловой, ценностный. Каждый переход на новый уровень ознаменовывается кризисом в развитии ребенка. Кризисы в развитии ребенка – закономерное явление. Проявления каждого кризиса в поведении сигнализируют родителям о том, что ребе-нок выходит на новый уровень развития, что требует от родителей смены своей позиции во взаимоотношениях с ним. По мере развития ребенок научается самостоятельно выходить в культуру и «вычерпывать» из нее основания для построения своего образа мира, что является одной из характеристик суверенной личности. Огромную роль при этом играет способность матери «выпускать» ребенка за рамки своей системы, а однажды «отпустить» его совсем.
Информация о работе Беременность, как событие жизненного пути женщины