Агрессия детей-сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в исследовании последствий социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей.

Файлы: 1 файл

агрессия детей сирот.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

     Постконфликтные периоды – это обычно время повышенного риска для бывших противников, особенно жертвы. Враждебность может проявиться снова, и бывшая жертва снова подвергнется агрессии со стороны бывшего противника или другого члена группы. Такие обстоятельства весьма стрессируют тех, на кого направлена агрессия. Рассеяние не является приемлемым решением для членов группы, поскольку жизнь в группе требует определенной степени связанности и взаимной аффиляции. Поэтому социальные связи, разрушенные в ходе конфликта, должны быть восстановлены.

     Посредническая роль эмоций в снятии напряженности в постконфликтных ситуациях очевидна: тревожность, вызванная агрессивными взаимодействиями, действует как переменная, способствующая примирению и снижающая риск возобновления атак бывшего агрессора. Благодаря примирению прежние социальные связи между оппонентами восстанавливаются, а тревожность падает до фонового уровня.

     Позитивная корреляция между ДГЭА-С в постконфликте без примирения и индивидуальным показателем экстраверсии так же может быть проинтерпретирована в поддержку гипотезы снятия стресса. Более экстравертированные индивиды испытывают больший физиологический стресс после агрессии.

     Высокое соотношение ДГЭА-С с кортизолом свидетельствует о том, что индивид успешно противостоит стрессу, тогда как хронические соматические заболевания ведут к снижению продукции ДГЭА и ДГЭА-С, а уровень кортизола остается неизменным (или незначительно уменьшается). В таких случаях соотношение уменьшается и приводит к нарушению памяти, неустойчивому настроению, деменции.

     Соотношение ДГЭА-С с кортизолом указывает на индивидуальную способность справляться со стрессом. Следует помнить, что у тревожных детей этот показатель достаточно низок. Антистрессовая буферная реакция ДГЭА-С гораздо сильнее проявляется при конфликтах между близкими друзьями, чем между антагонистами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Характеристика агрессии у детей-сирот

       2.1 Агрессивность детей-сирот  и роль воспитания  в ее возникновении. 

     В сиротские учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца избавят от депривации, тем нормальней будет его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

     Несмотря на серьезные эмоциональные сложности, которые может вызвать длительное пребывание в детском доме, нужно, тем не менее, отметить, что на короткий срок передача в детский дом может считаться приемлемым решением, в частности, если ребенок нуждается в особом уходе, который в конкретном случае можно обеспечить лишь там. Поэтому передача в детский дом должна продолжать значиться среди альтернативных решений для отверженного ребенка, но ее стоит рассматривать лишь как временную меру перед возвращением в семью или усыновлением.

     Травматичным для ребенка-сироты может оказаться и любое другое изменение привычного социального окружения. Даже усыновление, передача в опекунскую или приемную семью вызывают ряд дезадаптивных реакций. Не менее тяжелым испытаниям подвергается психика ребенка при переводе из привычного учреждения в другое, особенно если это связано, что нередко бывает, с отрывом от братьев и сестер. Исходя из этого, актуальной можно считать деятельность, направленную на улучшение положения детей в детских домах, на их социализацию в новых условиях. Должны существовать квалифицированные психолого-медико-педагогические службы, которые бы могли участвовать в разработке стратегии развития детских домов, в их реорганизации, в оказании методической и конкретной реабилитационно-коррекционной помощи детям в этих учреждениях. Усилия таких служб должны быть направлены на создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному, на организацию небольших разновозрастных групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными "семьями", на просвещение сотрудников интернатных учреждений, поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка, на осуществление деятельности по укреплению связи между детьми в детском доме и их родителями и т.д.

     В особенно тяжелом положении оказываются дети-сироты с отставанием в психическом развитии, которые не обеспечены необходимой медико-психологической помощью: они полностью находятся во власти администрации специальных учреждений и медико-педагогических комиссий. В то же время выборочные обследования показывают, что неверная оценка интеллектуальных отклонений у этих детей достигает 50 — 90%.

     Существующая система попечения детей-сирот, имеющих отклонения в психическом развитии, до недавнего времени была закрытой областью, но сейчас начинает привлекать внимание все большего числа общественных организаций, что неизбежно приведет к возрастанию количества независимых экспертиз, изменяющих диагнозы детям, находящимся как в сиротских, так и в общих вспомогательных учебных заведениях.

     Однако отмена диагноза олигофрении делает положение ребенка, много лет находившегося во вспомогательном учреждении, абсолютно безвыходным, так как ни в системе образования, ни в детском здравоохранении нет решительно никаких условий для реабилитации и психолого-педагогической коррекции таких детей. Очевидно, необходима принципиально новая концепция реабилитации детей с отклонениями в психическом развитии, содержащихся в сиротских учреждениях в различные возрастные периоды.

     В последние годы наметились положительные тенденции в решении вопроса о передаче ребенка в семью на усыновление. Вне всякого сомнения, эта тенденция в последние пять лет сохраняется (в Москве за прошедшие три года количество детей, усыновленных из домов ребенка, увеличилось более чем в 3 раза) и, таким образом, проблема усыновления получает все большую актуальность, в частности, и в ее психологических аспектах.

     Основными причинами усыновления и приема под опеку детей в нашей стране являются следующие: невозможность иметь ребенка по медицинским показаниям; нежелание иметь собственного ребенка по социальным причинам; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребенка.

     Как считают специалисты, в каждом из этих случаев необходима совершенно особая психологическая работа с приемным (принимающим) родителем еще до того, как в его доме появится ребенок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические.

     Передача осиротевшего ребенка в приемную семью ставит перед ними ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Адаптация даже здорового ребенка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные, нарушения. На определенном этапе могут проявиться несовместимость темпераментов, черт характера, привычек, проблемы с памятью, неразвитость воображения, узость кругозора и знаний об окружающем, отставание в познавательной сфере. При отсутствии адекватной адаптации начинают усугубляться негативные особенности личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность), которые часто сопровождаются отдельными расстройствами влечений (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).

     Естественно, что поведенческие и психические проявления адаптации индивидуальны и зависят от характера ребенка, состояния его здоровья, в том числе, и психического. В то же время у взрослых, решивших принять в семью чужого ребенка, есть обычно определенные представления о том, каким будет ребенок, как сложатся их отношения, которые могут различаться у разных членов семьи и которым реальный ребенок чаще всего не соответствует, что вызывает разочарование, тревогу, раздражение и чувство родительской несостоятельности. К тому же приемные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновленного ребенка, и это еще больше увеличивает взаимное напряжение. Оставшись один на один с ребенком и не справившись со столь сложной психологической и нравственной проблемой, приемные родители нередко возвращают его в детский дом. Нет нужды говорить о том, какая душевная травма наносится при этом ребенку и каким жизненным крахом это может оказаться для неудавшихся родителей. А между тем, вовремя оказанная квалифицированная помощь позволила бы такой семье избежать трагедии и жить полноценной жизнью. Подобная работа должна вестись и с семьями, собирающимися принять ребенка, и с детьми, подлежащими усыновлению, и с семьями, уже имеющими приемных детей. Однако в настоящее время таких служб практически не существует.

     С не менее сложными медико-психолого-педагогическими проблемами сталкиваются ребенок и приемные родители в детских домах семейного типа. К сожалению, в соответствии с наметившейся в нашей стране практикой в эти учреждения определяют, как правило, наиболее трудных, физически и психически нездоровых, с отклонениями в поведении детей. Приемные семьи более чем в 50% случаев сталкиваются с проблемой гиподиагностики хронических соматических заболеваний у детей, переводимых из детских домов в дома семейного типа, более чем в 3 раза занижена диагностика неврологических болезней и более чем на 12% — психиатрической патологии.

     Естественно, что ребенку, имеющему хроническое заболевание, требуются особый режим, уход и лекарственная терапия. Группа нервно-психических заболеваний диктует необходимость в тщательном индивидуальном подходе к организации специальных профилактических и коррекционных мероприятий. При помещении в семью детей с отклонениями в развитии возникают трудности в посещении ими детских учреждений, школы. Часто школьный коллектив предпочитает избавиться от трудного ученика. Особую проблему представляют собой конфликты внутри семьи. Понятно, что избежать их не удается никакой семье, однако в приемной семье ребенок остается совсем беззащитным перед эмоциональным давлением, скрытым жестоким обращением. Необходимы специальные корректные средства для выявления подобных случаев. Пристального внимания требуют и родные дети, их проблемы и трудности в условиях развития и воспитания в семейном детском доме.

     Специальную сферу деятельности представляет собой постинтернатная адаптация. Необходимо помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и глубоко специфического мира сиротского дома в сложный и трудный, находящийся в процессе ломки и становления современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Нужна служба, призванная:

     -       служить "буфером", полузакрытым пространством, переходным из мира интерната во внешний мир;

     -       быть "перекрестком", средой общения, задающей определенный тон, создающей атмосферу, положительные ценностные представления;

     -       быть "заинтересованным тылом" для молодых людей, делающих в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность, увеличивать запас положительного опыта;

     -       вести кропотливую работу по преодолению отрицательной тяги к негативному жизненному выбору.

     Таким образом, в России остро стоит проблема организации структур, способствующих профилактике социального сиротства, улучшению социализации детей, лишившихся попечения родителей, одной из которых должна стать психолого-медико-педагогическая консультация с диагностическим стационаром для детей-сирот. 
 
 

     2.2. Возрастные и психологические особенности агрессии детей 

     Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

    • стремление быть главным;
    • защита и месть;
    • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

     Согласно Г. Паренсу, следует считать, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

     Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева.

     Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

     Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

    • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
    • сниженный уровень саморегуляции;
    • неразвитость игровой деятельности;
    • сниженную самооценку;
    • нарушения в отношениях со сверстниками.

     Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Информация о работе Агрессия детей-сирот