Внешнеэкономическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:04, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной задачей рассматриваемой политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного процесса в стране, оптимизации участия страны в деятельности ее хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперировании труда. ВЭП решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации процесса хозяйственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на основе безусловного обеспечения экономической безопасности страны.

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.docx

— 102.60 Кб (Скачать файл)

     40 рекомендаций Международной группы  по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ), принятые в 1990 г. и пересмотренные в 1996 г.

     конвенция ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская Конвенция );

     конвенция Совета Европы 1990г. «Об отмывании, выявлении, конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская Конвенция);

     Директива Совета Европы 1991 г. № 91/308/ЕЕС « О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег»;              

     Европейская конвенция 1959 г. « О взаимной правовой помощи по уголовным делам»;                 

     Европейская конвенция 1957 г. « О выдаче» .           

     Россия  ратифицировала две последние конвенции  и в ближайшее  время предполагается ратификация Страсбургской Конвенции 1990 г. Согласно требованиям ФАТФ, предварительными условиями для вступление в данную организацию являются готовность страны на политическом уровне выразить согласие привести свое законодательство в соответствии с 40 рекомендации  ФАТФ в течение разумных временных рамок ( не более трех лет ), ежегодно проводить самостоятельный обзор внутренней ситуации в  области борьбы с отмыванием капитала, пройти два этапа оценки состояния специалистами ФАТФ, принимать активное участие в работе ФАТФ или соответствующих региональных организаций, отнести к преступлениям отмывание доходов от продажи наркотиков и  другой преступной деятельности, обязать финансовые институты проводить идентификацию клиентов и сообщать государственным органам о необычных или подозрительных операциях. Два последних требования являются наиболее важными.

     Жестокие  правила соблюдения банковской тайны  являются одной из наиболее серьезных проблем для эффективного функционирования системы сбора и передачи информации создания препятствий для борьбы с отмыванием денег. Одновременно законодательство обязывает организации, предоставляющие информацию, строго хранить тайну относительно направления информации в компетентные органы. За разглашение подобных сведений обычно предусматривается очень суровое наказание, поскольку преступники могут воспользоваться такой информацией в своих целях. Требование к финансовым и нефинансовым организациям об обязательном сборе и передаче в компетентные органы информации является обязательным.

     Система сбора и предоставления регулирующим органам информации о подозрительных сделках складывалась на протяжении последних десятилетий. Изначально требования о сборе и передаче информации компетентным органам адресовались в основном к чисто финансовым предприятиям, контролируемым государственными надзорными органами. По мере развития борьбы с отмыванием денег подобные требования стали предъявляться законодательством многих стран к более широкому кругу учреждений и лиц. Это было обусловлено тем, что с финансами нередко работают организации и лица, не подпадающие в полной мере под сложившиеся системы государственного надзора. Наиболее ярким примером такого рода являются обменные пункты. Кроме того, в процесс отмывания денег нередко втягиваются не только лица и организации, работающие с финансами, но и обеспечивающие некоторые аспекты корпоративной деятельности - учреждение и регистрация компаний, оказание юридических или аудиторских услуг.

     Директива ЕС обязывает кредитные и финансовые институты стран-членов осуществлять сбор и передачу информации в компетентные органы. Между тем многие страны ЕС распространили это требование на другие лица и нефинансовые организации: нотариусы, бухгалтеры и аудиторы, компании и агенты по недвижимости, казино и фирмы по транспортировке денег, аукционы, ювелиры, продавцы антиквариата, торговцы монетами и марками, профессиональные консультанты, лица, осуществляющие или контролирующие движение капитала.

     Уделяется особое внимание крупным сделкам. В  первую очередь отслеживается перемещение наличных денег. Объектом пристального внимания являются также денежные переводы, операции на счетах в банках, хранение ценностей в депозитных сейфах, обменные операции, проходящие по счетам, перемещение средств через границу. Особую роль играет характер сделок -в качестве «подозрительных» операций обычно выделяются новые или нестандартные операции, которые могут стать способом отмывания денег. В настоящее время законодательство ряда стран препятствует осуществлению международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. В частности, законы Австрии, Дании, Германии, Люксембурга, Ирландии, Финляндии не позволяют финансовым разведкам этих стран осуществлять обмен информацией с аналогичными учреждениями в других европейских странах. В целях развития международного сотрудничества страны заключают между собой двусторонние договоры о взаимном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег. В процесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, министерства финансов, налоговые, таможенные, правоохранительные, судебные органы. Этим структурам принадлежит обычно большая роль в сборе, анализе и предоставлении информации об отмывании денег в так называемые «финансовые разведки». В задачи контролирующих финансы организаций входит:

     обеспечение наличия у поднадзорных организаций  программ защиты от отмывания денег;

     осуществление сотрудничества с судебными и  правоохранительными органами;

     наличие полномочий по регулированию деятельности в сфере борьбы с отмыванием денег не только по отношению к поднадзорным финансовым учреждениям, но и к прочим профессиональным лицам, осуществляющим операции с наличными деньгами;

     выработка основных направлений борьбы с отмыванием денег в своих сферах;           

     оказание  помощи финансовым организациям в выявлении  подозрительного характера деятельности их клиентов; принятие необходимых  правовых и административных мер  против установления контролирующего  влияния или приобретения значительного участия в финансовых учреждениях преступниками или их пособниками.

     Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления  контроля за финансовыми институтами, сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика показывает также, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации. Кроме того, должны быть перекрыты возможные лазейки для отмывания денег через неконтролируемые финансовые организации (типа обменных пунктов) и лиц, по роду своей профессии связанных с движением денег.

     В ряде стран созданы специальные  организации, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денег. Например, в Канаде — это Центр по анализу финансовых операций и отчетов (Financial Transaction and Report Analysis Center), в Японии — Японский офис финансовой разведки (Japanese Financial Intelligence Office, JAFIO), в Греции - специальный Комитет по борьбе с отмываем денег, в Аргентине - Комитет по финансовой информации (Financial Information Unit, UIF), в Бразилии - Совет по контролю за финансовой деятельностью (Council for Financial Activities Control, COAF). В Мексике существуют две специальные организации: Генеральный директорат для расследования трансакций (Attached General Directorate for Transaction Investigation, DGAIO) и Агентство по борьбе с отмыванием денег (Credit and the Anti-money Laundering).

     Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. показал, что существует довольно большое число стран, слабо контролирующих свои финансовые системы. Кроме того, многие страны даже активно борющиеся с отмыванием денег, придерживаются очень жестких требований секретности информации, что делает такую борьбу значительно менее эффективной. ФАТФ в своем Годовом отчете за 1999-2000 гг. выделила 15 «некооперативных» стран, или территорий, которые не придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. К их числу относятся главным образом развивающиеся стран и государства, выступающие как «налоговые гавани», удобные не только для уменьшения налогов законным путем, но и для отмывании денег: Багамские и Каймановы острова, Острова Кука, Доминиканская республика, Ливан, Маршалловы острова, Науру, Нуи Панама, Филиппины, Святой Киттс и Невис, Винсент и Гренадины. Из стран с рыночной экономикой в список попали только Лихтенштейн и Израиль, из стран с переходной экономикой лишь Россия. Для выделения «некооперативных» стран были выработаны 25 специальных критериев, отражающих слабые места в юридической, административной, финансовой, правоохранительной и судебной системах этих стран, которые способствуют отмыванию денег. Эти критерии во многом корреспондируют с разработанными ФАТФ 40 рекомендациями по борьбе с отмыванием денег.

     Под действие закона об отмывании денег  страны должны подпадать только в  случае, если деятельность и доходы, полученные на их территории (или с помощью регистрации на их территории), являются криминальными. В этом плане СЭЗ, ОЭЗ или оффшоры не должны отличаться от других территорий, на которые распространяется данное законодательство.

     Будущее офшорных зон и офшорных компаний — один из вопросов, о которых ходит невероятное количество домыслов и слухов. Попытаемся произвести небольшой непредвзятый анализ.

     Факторы, оказывающие влияние на использование офшорных компаний, можно условно разбить на две группы. Первая группа относится к законодательству страны, где компанию предполагается использовать. В нашем случае это Российская Федерация. Вторая же группа факторов относится к законодательству стран, где офшорные компании регистрируются: либо к международным организациям, которые оказываются, либо к международным организациям, которые оказывают существенное влияние на них.

     Что касается первой группы, т. е. российского законодательства, нужно сказать, что оно сравнительно либерально и на офшорные компании не налагается никаких существенных ограничений в деятельности, если сравнивать их с обычными нерезидентами. Самое серьезное  ограничение изложено  в недавно принятом указании ЦБ РФ № 1318-У « О формировании и  размере  резерва под операции кредитных организации с резидентами офшорных зон» от 7 августа 2003 г. Данный документ несколько ™        работу кредитных организаций тем, что предписывает формировать резерв от 25 до 50% в случае возникновения задолженности перед кредитной организацией со стороны резидента офшорной зоны, находящейся в группе 2 или 3 указания ЦБ 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

     Движение  экспортно-импортных грузов, порядок  реализации внешнеторговых сделок регулируется также Таможенным кодексом и Законом «О таможенном тарифе». Таможенный кодекс определяет: юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов, и платежей, порядок их начисления и взимания, процедуры оформления товаров и транспортных средств, основания для ограничения ввоза и вывоза товаров и услуг. Статьи Кодекса, касающиеся преступной деятельности, вступили в силу одновременно с соответствующими изменениями и дополнениями к УК РФ и Уголовно-процессуальному кодексу РФ 18 июля 1994 г. Закон «О таможенном тарифе» действует с 1 июля 1994 г. и представляет собой «свод ставок таможенного тарифа, таможенных пошлин, применяемых к товарам, услугам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Законом определяются виды пошлин, метод их определения, меры оперативного регулирования внешней торговли, порядок определения таможенной стоимости товара и страны его происхождения, а также механизм предоставления преференций. 

     5. Отдельные аспекты  правового регулирования  ВЭД

     К правовому регулированию ВЭД относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции мерами нетарифного характера, в числе которых, в первую очередь, - механизм квотирования и лицензирования. В России он распространяется на товары, экспорт которых осуществляется согласно международным обязательствам Российской Федерации и на специфические товары.

     При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и возможном возникновении  споров стороны сталкиваются с «применимым  правом», т.е. правом, которое должно регулировать отношения сторон по указанным операциям. Стороны могут указать в контракте применяемое право, но оно не гарантирует достижения договоренности в случае возникновения спора. В этом случае через решение арбитражного суда на основе коллизионной нормы используется право или российской стороны, или иностранного государства, но в этом случае возможна неоднозначная трактовка и регламентация одних и тех же вопросов. Для унификации процесса урегулирования правовых вопросов стали разрабатываться и заключаться разнообразные дву- и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствующих субъектов различных стран. При этом международные договоры отклассифицированы и по принципу нормативного (обязательного) и факультативного (добровольного) характера, их можно сгруппировать и по предмету регулирования. К числу международных договоров нормативного характера к операциям купли-продажи товаров относятся:

     Конвенция ООН о договорах международной  купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980 г.). Применима для договоров между коммерческими предприятиями из различных Стран-участниц Конвенции и тогда, когда согласно нормам международного частного права применимо право Договаривающегося государства. Ее положения легко адаптируются к различным потребностям сторон. Она не применяется к реализации товаров личного пользования, с аукциона, в порядке исполнительного производства, к продаже фондовых бумаг, акций, Iсудов водного и воздушного транспорта и на воздушной подушке и продаже электроэнергии. Россия присоединилась к Конвенции 1 сентября 1991 г.

     Конвенция об исковой давности в международной  купле-продаже товаров (Нью-Йоркская Конвенция, 1974 г.). Срок исковой давности установлен в 4 года. СССР подписал эту конвенцию, но Россия ее пока не ратифицировала.

     Прокол  oб изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров ( Венский Протокол, 1980 г.) Цель его – привести в соответствие Нью-Йоркской  Конвенции Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на момент его заключения находились в Договаривающихся государствах или было применимо право Договаривающегося государства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему не присоединялась.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России