Учение Цицерона об идеальном гражданине и его обязанностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Теория папской власти сложилась не сразу; в постепенном развитии ее можно установить три стадии: подготовительный период, период расцвета и период разложения. Хотя существенные черты того учения о церкви и государстве, полными выразителями которого были Григорий VII, Иннокентий III и Бонифаций VIII, спорадически встречаются в течение предшествующих веков, хотя по основным идеям Лев I, Григорий Великий и Николай I стоят на той же почве, что и позднейшие глашатаи папского цезаризма (т.е. соединения в руках П. всей духовной и светской власти), но политика, применяющаяся к обстоятельствам, долго не позволяла папам сделать выводы, логически вытекавшие из теоретических построений 5 и 6 вв.

Файлы: 1 файл

3 вопрос.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

Среди опасностей, окружавших апостольский престол в 19 в., папе приходилось отстаивать и  свой церковный авторитет, и светскую власть в Италии. Справедливо видя "разложение церкви" в новых  освободительных идеях, П. в лице Пия IX и Льва XIII ведет борьбу с  этими идеями, причем косвенно ее удары  падают и на светских государей, примирившихся  с новыми веяниями, а на итал. королевство – этот плод революции, в особенности. Снова раздается учение о полновластии наместника Христова, который в 1854, не созывая собора, провозгласил догмат о непорочности зачатия Богоматери, заявляя этим неограниченную компетенцию в делах вероучения. В энциклике Quanta сига (1864) папа приглашает очиститься от зол, извративших чистоту жизни и вероучения – от лютеранства, янсенизма, вольтерьянства и социализма. Свобода совести провозглашается порождением "нашего печальнейшего века" (nostrae tristissimae aetatis). За энцикликой следует Syllabus – длинный список "главных заблуждений века", где рядом с пантеизмом, социализмом, коммунизмом, либерализмом казнится проповедь уничтожения светской власти пап, веротерпимость, нарушение духовной юрисдикции церкви, галликанство и вообще монархическое государство, подчиняющее себе и стесняющее церковь. Победой папы явилось признание догмата папской непогрешимости в делах веры на Ватиканском соборе. Эта победа мало усилила П. В сущности, большинство на соборе представляло собой далеко не большинство католического мира. Молчаливый протест правительств и энергичная оппозиция, под предводительством Дёллингера, парализовали торжество и вызвали старокатолический раскол и борьбу с правительствами. Лев XIII, не заставший уже при восшествии на апостольский престол церковного государства, стал теоретически на ту же точку зрения, как и его предшественники; в многочисленных энцикликах (Inscrutali, Inunortale Dei, Humanum genus и др.) он повторил осуждение идей, перечисленных в Силлабусе, и "узурпаторов Рима". Вместе с тем, однако, П. сделало новый шаг навстречу современности. Церковно-политические идеи Льва III ясно выражены в следующих словах энциклики 1885 Immortale Dei: "Бог разделил власть над человеческим родом на две части, церковную и светскую; первая стоит во главе божественных интересов, вторая – человеческих. Обе власти в своем роде высшие; обе имеют определенные границы, в которых должны держаться".  

-Теория двух мечей - одна из самых древних. Согласно ей, любая власть от Бога, а потому каждый обязан подчиняться ей во всем.

Уже в законах  царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи  править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». В древнем Китае император  именовался сыном неба. Идею божественного  происхождения государственной  власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна  высшим властям,- говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо  нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

На рубеже XII - XIII вв. в западной Европе развивается  теория «двух мечей». Основной смысл данной теории - утверждение приоритета церкви над светской властью. Согласно этой теории, основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны, поскольку церкви не пристало самой использовать меч. А второй был вручен земной власти. Государь – слуга церкви и наделен правом повелевать людьми.

Фома Аквинский  утверждал, что процесс возникновения  и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Государство  – тоже плод реализации божественного  замысла, а следовательно, смертным не дано постичь его природу.

Теологическая теория никогда не отвергала необходимости  создания и функционирования земного  государства, обеспечения надлежащего  правопорядка. Придавая государству  и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению  в обществе взаимопонимания и  разумного порядка.

и Римская церковь.

Теории  нравственной санкции

Проблема происхождения  естественного нравственного закона сводится к основному вопросу: кто  является законодателем в области  нравственности? Кем нравственные нормы  установлены и санкционированы?

Существующие  теории нравственной санкции — психологическая, социально-апробативная (одобрительная) и теологическая — по-разному отвечают на этот вопрос.

Психологическая теория нравственной санкции, или теория нравственного чувства, ведет свое начало от английской философии XVII—XVIII веков (Смит, Юм) и имеет распространение  в современной западной этике. Согласно этой теории, содержание понятий добра  и зла, на основании которых человек  вырабатывает принципы и нормы поведения  и оценивает поступки людей, определяется особыми чувствами одобрения  или осуждения, коренящимися в природе  человеческой психики. Все нравственные предписания выражают поэтому лишь субъективные эмоции человека. Нравственные чувства, на основании которых делаются те или иные нравственные предписания и оценки, могут пониматься по-разному: как врожденные и как приобретенные в процессе воспитания. Если нравственное чувство признается врожденным, соответствующая нравственная санкция носит безусловный характер. Если же нравственное чувство признается приобретенным в процессе воспитания, нравственная санкция носит лишь относительный характер.

Социально-апробативная теория нравственной санкции была сформулирована на рубеже ХIX-ХХ веков французскими социологами (Дюркгейм, Леви-Брюль). В этой теории подвергнуты критике традиционные представления о том, что моральные понятия людей несут в себе какое-то объективное содержание. Согласно этой теории, значение понятий добра и зла сводится к тому, что одни поступки общество одобряет, а другие осуждает. Следовательно, в понятиях добра и зла выражена только лишь санкция общества и ничего более. Однако такое понимание нравственности указывает лишь на авторитет общества в вопросах морали, но отнюдь не раскрывает вопроса происхождения и природы нравственного закона.

На примерах психологической и социально-апробативной теории нравственной санкции мы видим, что развитие этической мысли через попытки сознательного или бессознательного отторжения естественного нравственного закона от его Творца привело к той черте, за которой естественные нравственные нормы утратили свой категорический и абсолютный характер.

Теологическая теория нравственного закона, или  теория Божественной санкции, исходит  из общей посылки христианской этики, согласно которой абсолютным законодателем  в области нравственности является Бог. Нравственные нормы установлены  и освящены Богом и потому имеют  объективный и безусловный характер. Бог сотворил человека и все, что  его окружает, таким образом, что  одни виды поступков соответствуют  человеческому достоинству и  благу, другие — нет. Бог наделил  человека способностью познавать добро  и делать выбор между добром и  злом. Свободно избирая добро или  зло, человек, по внутреннему свидетельству  своего религиозного сознания, удостоверяется в том, что он выполняет или  нарушает требования Божественного  закона, которым утверждены нравственные устои жизни и определены нравственные границы его отношения ко всему  универсуму бытия.

В теории Божественной санкции мы находим, во-первых, объективное  и безусловное признание добра  и, следовательно, объективное и  безусловное признание нравственных норм; во-вторых, четко обозначенное различие в выборе добра и зла, то есть в соблюдении или нарушении  требований нравственного закона; в-третьих, и это самое главное, сознание личной ответственности перед Богом  за совершенный нравственный выбор. В свете теологической теории, устанавливающей трансцендентный источник нравственных норм, становится ясным, почему категорический характер нравственной санкции вырастает именно из ее кажущейся условности и относительности.  

 Святой Бернард Клервосский (Bernardus Claraevallensis, Bernard de Clairvaux) родился в 1090 г. в Фонтен-ле-Дижон (Бургундия) в благородной семье. В 22 года поступил в аббатство Сито, духовность которого была основана на строгом соблюдении бенедиктинского устава. Благодаря своим достоинствам, он быстро завоевал доверие руководства ордена и в 1115 г., несмотря на молодость, был поставлен во главе нового аббатства в Клерво. На этом посту он оставался до самой своей смерти, последовавшей 20 августа 1153 г., основав за это время 68 новых монастырей и неустанно способствуя возрождению монашеской жизни как в ордене цистерцианцев, к которому принадлежал, так и в других духовных семьях - его деятельность повлияла на картузианцев, премонстратов, тамплиеров, регулярных каноников св. Августина. Бернар проповедовал против ереси катаров, добился осуждения ошибок ряда видных еретиков своего времени, призывал к организации II Крестового похода, способствовал урегулированию многих церковных и политических конфликтов. По себе он оставил немало аскетико-мистических и богословских сочинений, а также многочисленные проповеди, прославившие его в том числе и как великого оратора - "доктора медоточивого" - и молитву "Memorare", обращенную к Деве Марии, явление Которой пережил. Обладая огромным влиянием на современную ему жизнь Церкви, он, тем не менее, неоднократно отказывался от предложений принять епископский сан.

Святой Бернард  был канонизирован в 1174 году Папой  Александром III. В 1830 г. Папа Пий VIII провозгласил его одним из Учителей Церкви. Также  его называют иногда "последним  Отцом Церкви".

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (John of Salisbury) (между 1115—1120, Солсбери, Англия — 25 октября 1180, Шартр) — один из представителей т. н. гуманизма 12 в. С 1135 в течение нескольких лет обучался в ряде церковных школ Франции; в 1336 — ученик Абеляра. С 1148 на службе у архиепископа Кентерберийского Теобальда; после его смерти сблизился с Томасом Бекетом, которого поддерживал в борьбе с королем Генрихом II. В 1163 переехал во Францию, а в 1176 стал епископом Шартра.    

В сочинении  “Металогик” (Metalogicon) Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой. Усматривая пять вариантов ее решения, он ни один из них не расценивал как единственно возможный и видел в универсаляхлишь умственные конструкции, а не реальности.     

“Поликратик” (Policraticus) — одно из первых произведений средневековья, где подробно обсуждалась идея теократического или иерократического государства. Соглашаясь с утверждениями римского юриста Ульпина о воле государя как источнике закона, Иоанн в то же время по существу признавал верховенство церкви над властью государя и подчинение его церковному авторитету. Хотя Иоанн не был представителем Шартрской школы, его имя навсегда осталось связанным с ней: он слыл одним из лучших латинистов своего времени, знатоком красноречия, выступавшим за развитие интеллектуального и морального образования. Сочинения его оказали влияние на мыслителей Возрождения. 

Замысел "Монархии" относится к 1307 - 1308 годам, завершен же трактат в конце 1312-го или в начале 1313 года. Это было время кровавых междоусобиц, и естественным желанием изгнанника был поиск путей обретения мира и благоденствия.

Главные идеи Монархии:

- вечный мир  возможен лишь во всемирной  империи; 

- власть верховного  монарха - мудрого и справедливого  - дарована ему Богом; 

- римский народ  своей божественной и исторической  миссией завоевал право на  мировую метрополию.

Скажите - чем  не Достоевский?..

Трактат состоит  из трех частей. Две первые развивают  идеи Пира, третья посвящена проблеме соотношения теократии и монархии. Первая часть является философским  обоснованием всемирной монархии как  блага человечества. Исходная посылка - мысль Стагирита о назначении человечества и цели гражданского общества - разумной деятельности людей. Достичь этой цели не могут ни отдельный человек, ни семья, ни национальное государство. Глобальная разумная деятельность, по мысли Данте, осуществима только всем человеческим родом. Во второй части Данте обосновывает право римского народа на мировую власть. Раз сам Бог пожелал создания Римской империи, то ее разрушение было ударом для божественного порядка и привело мир к упадку.

Всемирная монархия - государство, основанное на совершенстве царей и людей. Главные его  ценности - способности и моральные  качества личности. Почему предпочтение отдано римлянам? Потому что это  самый благородный народ, происходящий от Энея. Только в государстве, построенном  в соответствии с человеческими  качествами и следующем принципам  разума, возможна гармония между личностью  и миром. Важнейший вывод Данте - заключение о влиянии политического строя на нравственную жизнь людей. Данте на собственном горьком опыте познал демократию и коммуну, был жертвой бесконечных гражданских распрей и поэтому категорически отвергал власть народа и раздробленность государства.

Причина тотального упадка Италии - не человеческие качества, а плохое управление: "плохое управление виной тому, что весь мир стал преступным". При плохих правителях и люди бывают плохие. Во времена  Данте еще не знали обоюдность этой истины: правители так же производны от людей, как люди - от правителей.

Следуя в форватере политических учений Стагирита и Аквината, Данте видел в человеке политическое животное, стремящееся к общению и совместной жизни. После грехопадения Адама люди столкнулись с необходимостью построения государства для защиты от собственной разрушительности. Государство - благо, образование его - естественно. Но разрушительная способность человека сказывается и на государстве, которое через человека несет на себе крест "первородного греха". Данте не видел иного способа преодолеть вражду государства, кроме создания всемирной монархии. Только когда все государства объединятся, вражда естественным образом исчезнет, за неимением враждующих сторон.

Информация о работе Учение Цицерона об идеальном гражданине и его обязанностях