Нации и национальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2010 в 19:28, Не определен

Описание работы

Нации и национальная политика
Национализм в прошлом и настоящем
Причины межнациональных конфликтов и пути их разрешения в России
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Нации и национальная политика 

   “В  ряду вопросов, горячо и страстно обсуждаемых  теперь, чуть ли не первое место принадлежит  национальному вопросу и проблемам, связанным с ним”.

   П. Сорокин

   Согласно  библейскому сказанию о “Вавилонском столпотворении”, вначале люди жили в одном месте, составляли один народ и говорили на одном языке. Затем, возгордившись, они задумали построить город и башню с “главою до небес”. Разгневанный такой дерзостью Бог смешал их язык так, чтобы один не понимал речи другого, а людей рассеял по всей Земле. Сколько было тогда образовано языков и народов, Библия не сообщает...

   Сейчас  на Земле насчитывается около  трех тысяч народов (этносов) – наций  и формирующихся в качестве наций  общностей людей (потенциальных  наций). Число же всех этнических (этнонациональных и этнолингвистических) групп достигает десяти тысяч. А государств – менее двухсот. Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое. На международной арене отношения между нациями выступают прежде всего как отношения между государствами и потому тоже носят политический характер.

   Распространены  три основных подхода к пониманию  нации – политико-правовой, социокультурный  и биологический.

   При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или  иного государства. В Конвенции о гражданстве, разработанной в рамках Совета Европы, членом которой является и Россия, понятие “гражданство” определяется как “правовые отношения лица с государством без указания этнического происхождения этого лица”. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно гражданские, или политические, нации.

   Будучи, как правило, многоэтаичными образованиями, для которых характерна разная степень  гражданской консолидации и лояльности к государству, политические нации  выступают на международной арене как “национальные” государства – со своими национальными интересами, национальными границами, национальным флагом и прочими национальными характеристиками. Членами Организации Объединенных Наций являются именно политические нации, выступающие как национальные государства.

   В английском языке слово nation означает не только нацию, народ, народность, т.е. этническое единство, но и страну, государство, т.е. политическое единство. А выражение  “The American Nation” можно перевести  в зависимости от контекста и как “американская нация”, “американский народ”, и как “американское государство”.

   При социокультурном  подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев  большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. В таком случае говорят о культурной нации, или этнонации.

   В политической жизни национальная общность нередко отождествляется только с религиозной общностью. Говорят, например, об “арабской нации”, скрепленной религией ислама, хотя арабы-мусульмане Египта, Ливии, арабского народа Палестины, Саудовской Аравии, Ирака отличаются друг от друга многими культурными чертами и традициями. К тому же ислам не един, в нем две ветви – шиизм и суннизм, расхождение между которыми нередко принимает политическую окраску. Еще более спорны представления о единой “мусульманской нации”, объединяющей всех мусульман мира. Конечно, религия – важная составная часть духовной культуры народа (нации), но религиозная общность не может обеспечить национальной и политической общности. Войны последних лет между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, продолжающаяся гражданская война в Афганистане, где разные стороны по-разному понимают ислам, доказывают это.

   Без национального  сознания и самосознания нет и  не может быть нации. Э. Геллнер, известный  исследователь феномена нации, отмечал: “1. Два человека принадлежат к  одной нации, если и только если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения. 2. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей”

   Большинство стран мира, причем таких разных, как США, Англия, Франция, Испания, Италия, страны Латинской Америки и Скандинавии, распавшийся ныне Советский Союз и другие, понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

   Третий  подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. Он характерен для таких стран, как Япония и Германия. Согласно конституциям обоих государств, нацию составляют лишь те люди, в жилах которых течет соответственно японская или германская кровь. В силу этого подхода ФРГ давало гражданство тем лицам, которые могли доказать германское происхождение своей крови.

   Израильская нация также формируется по признаку крови. Другим обязательным ее признаком  является соответствующая вера (иудаизм).

   Следует признать, что биологический принцип крови, как и вообще биологическое начало, “имеет место быть” в человеке. Этнос родителей накладывает отпечаток на внешний облик ребенка и даже черты его характера. Это явственно проявляется в детях от межнациональных, особенно межрасовых, браков. И все-таки национальность определяется не столько генами, т.е. биологическими факторами, сколько факторами социальными – особенностями культурной среды, системой воспитания и обучения ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Это относится и к феномену национальности.

   В.И. Даль (1801–1872), автор “Толкового словаря  живого великорусского языка”, считал себя русским потому, что думал  по-русски, хотя его отец был датчанином, а бабушка по материнской линии  происходила из французских гугенотов. Могут, конечно, сказать, что это частные (конкретные) случаи, которые не следует обобщать. Тогда сошлемся на процесс образования американской нации.

   Дж. Кеннеди, предки которого были ирландцами, имел все основания называть свою, американскую, нацию “нацией иммигрантов”: с 1607 г. когда первые английские переселенцы появились в Новом Свете в США иммигрировало из разных стран 42 млн. человек, т.е. каждый когда-либо живший американец был иммигрантом или потомком иммигрантов (естественно, за исключением местных индейских племен) и, стало быть, вел свою родословную от другой нации.

   Согласно  наиболее широко распространенным представлениям, под нацией понимается исторически  сложившаяся общность людей –  граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других.

   Многонациональный народ России. Основные национальные проблемы современной России рассмотрены  в Конституции. Ее преамбула начинается словами: “Мы, многонациональный народ  Российской Федерации, соединенные  общей Судьбой на своей земле...”. Иначе говоря все проживающие на территории Российской Федерации нации и народы рассматриваются как некая сложившаяся историческая целостность. Далее, следует обратить внимание на ст. 26, которая гласит, что каждый человек “вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности”. А ст. 19 (п. 2) запрещает дискриминацию граждан по “национальной принадлежности”.

   Что же касается нашей страны, то нужно отметить, что Россия - многонациональная страна. Это обусловлено, прежде всего, её географическим расположением: наша страна занимает территорию всего севера Евразии. В Сибири живут различные народы- эвенки, чукчи, марийцы - каждый из которых имеет свою историю, традиции и обычаи. Россия является государством, в котором все народы живут в содружестве друг с другом. Особняком стоит Республика Татарстан, в которой удивительно гармонично уживаются две национальности: татары и русские. Так как различных национальностей достаточно много, то правительство России должно проводить определённую политику в этой области. В современном мире участились случаи, когда те или иные нации, живущие на территории какого-либо государства, начинали заявлять о том, что их интересы ущемляют и не дают достаточное количество гражданских прав и свобод. Ярким тому подтверждением стало Косово, которое совсем недавно отделилось от территории Сербии и провозгласило себя независимым государством. Тем самым оно нарушило все законы и политические системы, которые существовали до этого в мире. В своё время Россия была Союзом Советских Социалистических Республик, но распалась по причине того, что «каждый стал тянуть одеяло на себя». После распада СССР лучше никому не стало - ни независимым государствам, ни России, потому что главное - это сплочённость. Такие национальности, как украинцы, латвийцы, эстонцы, белорусы и другие захотели независимости. Они её получили. Но к чему это привело? К тому, что между странами ухудшились политические отношения, в бывших союзных странах стали вести политику против русских, участились конфликты на национальной почве. Чтобы этого не происходило, нужна эффективная национальная политика, которая бы предусматривала ряд мер, создающих благоприятные условия для всех национальностей, проживающих на территории нашей страны. Опять же примером правильной национальной политики может служить Республика Татарстан. Она занимает одно из важнейших мест по значимости в России. В ней и татары, и русские имеют абсолютно одинаковые права притом, что эта республика обладает особенным национальным колоритом. На РТ равняются многие другие государства. Когда народностей очень много, сплотить их сложно, не затронув при этом нравов и обычаев. Но возможно, потому что если не проводить национальную политику, то страна просто перестанет существовать как единое целое и распадётся на несколько маленьких республик, которые будут делать то же самое, что и нынешние независимые государства, которые отказываются сотрудничать с Россией и активно крадут у неё газ. Этого нельзя допускать, так как единство - основа любого современного цивилизованного общества, а в особенности нашей страны, потому что она только-только начала выбираться из кризиса, который произошёл после распада СССР и прихода к власти Б. Н. Ельцина.

   Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения между различными национальными и этническими сообществами. Национальная политика - это средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различных национальностей и этнической принадлежности осуществляется посредством духовных атрибутов: культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев.

   Для объяснения сущности национальной политики необходимо, прежде всего, определиться с теми исходными категориями, на которых она базируется или должна базироваться.

   Понятия, которые используются для объяснения многообразия национальной жизни, требуют  более точного определения научного и политического смысла каждого  из них. Необходимость чётко определиться с этими понятиями диктуется тем, что ряд нация - народность - этническая группа несёт не только научную, но и идеологическую нагрузку. Употребление ранее в официальной советской политике понятия «нация», как правило, ставило данный этнос выше, чем понятие «народность». Это сразу характеризовало народы, как достигшие различной степени зрелости, развитости, большей или меньшей значимости для решения проблем государственности, экономики, культуры, языка. Такой подход означал признание качественных различий между ними, что вело к следующему:

   - стремлению  приобрести более высокий статус;

   - накоплению  обид в случае, когда народ  относили к более низкой категории  зрелости и развитости;

   - ущемлению  декларируемых прав того или  иного народа.

   Попытка разобраться в ключевых понятиях привела к тому, что большее  внимание было уделено нации. После  всеобщей критики марксистского  определения нации как исторической общности людей, формирующейся на основе общности территории, социально-экономических  связей, языка и культуры, появились многочисленные попытки отменить, исправить, улучшить эту формулировку или дополнить её чем-то новым.

   Критика этого понятия привела к тому, что в современной политической практике стало всё чаще использоваться другое понятие - «народ» вне зависимости от его количественного состава, степени развитости культуры, наличия государственности и территории. Это означает, что все без исключения нации, народности и этнические группы приобретают одинаковое политико-правовое звучание, которое изначально отвергает дифференциацию в оценке народов, ставящее их в сложное социально-психологическое состояние, усугубляя ощущение ущербности, особенно малочисленных народов и национальных меньшинств. Попытки более детально описать качественную определённость этноса через основные понятия относятся в большей мере к компетенции науки и научных дискуссий. Однако отказываться полностью от этих понятий в общественно - политической практике, и особенно при трактовке национальной политики, вряд ли оправданно. Ссылка на то, что в ряде стран (США, Франции, Великобритании) слово «национальность» идентично понятию «гражданство», не может служить оправданием: слишком уж различны конкретно - исторические условия, характеризующие этнополитическую ситуацию в этих странах и в России. Насколько это сложно, показала практика введения нового российского паспорта, в котором была отменена графа «национальность», что вызвало активное неприятие такого новшества в большинстве национальных республик.

Информация о работе Нации и национальная политика