Женские гимназии конца 19 начала 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания. Возникает проблема: какие черты дореволюционной гимназии унаследовали современные образовательные учреждения с тем же названием.
Целью курсовой работы является сравнение женского гимназического образования в конце 19 – начале 20 века в России с современным состоянием гимназий.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Предметы

Классы

Сумма

VII

VI

V

IV

III

II

I

Закон Божий

2

2

2

2

2

2

2

14

Русский язык и словесность

4

4

3

3

3

3

3

23

Французский язык

6

6

4

4

4

4

4

31

Немецкий язык

3

4

6

6

5

3

3

30

История

 

-

-

2

2

4

4

12

География

2

2

2

2

2

2

-

12

Математика

3

3

3

3

3

3

3

21

Естествоведение и физика

2

2

2

2

2

3

3

16

Педагогика

           

2

2

Рукоделие и гимнастика

2

2

2

2

2

2

2

14

Чистописание

2

2

2

-

-

-

-

6

Рисование

2

2

2

2

2

2

2

14

Пение

1

1

1

1

2

2

2

10

Итого:

29

29

29

29

29

30

30

205


 

Предметы, преподававшиеся в женских  гимназиях, делились на обязательные и  необязательные. К обязательным относились Закон Божий, русский язык (грамматика и знакомство с важнейшими произведениями словесности), арифметика и основания  геометрии, география всеобщая и русская, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики с добавлением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене, чистописание, рукоделие, гимнастика. В числе необязательных предметов были французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение, танцы.

В соответствии с государственной  доктриной центральное место  среди учебных дисциплин во всех образовательных учреждениях занимал  Закон Божий. В женской гимназии его изучали все семь лет, в  среднем два урока в неделю. Это был один из самых проблемных предметов в конце XIX — начале XX в. Данный период характеризовался кризисом веры, религиозного сознания, который затронул именно города. Деревня по-прежнему жила старыми традиционными представлениями о мире, основанными во многом на русском православии. Городское население, обращавшееся к книге, непосредственно связанное с техническими и научными открытиями, уже во второй половине XIX в. все более скептически относилось к церкви, ее догматам. Бездарное преподавание основ религии в школе также обостряло проблему. Нелюбовь к урокам Закона Божьего была типичным явлением школьной жизни. Закон Божий как учебный предмет имел не культурно-образовательный, а мировоззренческий характер. Целью преподавания было формирование религиозного сознания, т.е. и церковь, и государство отстаивали средневековые образовательные принципы. Эта цель неумолимо приходила в противоречие с другими учебными дисциплинами, в основе которых лежали научные знания о мире (например, с естественной историей, географией и др.).

Исследования настроений учащейся молодежи в 1913 г. показали, что многие ученики старших классов отвернулись  от религии или равнодушны к ней  из-за обязательного преподавания в  гимназиях Закона Божьего. В  сознании многих шла борьба между Законом Божьим и законом окружающей жизни — борьба с переменным успехом. Часто просто возникала путаница — от незнания, сомнений, чужих разговоров. Правительство не хотело признавать очевидные противоречия в системе образования и этим только обостряло их.

Важнейшим предметом в гимназии был русский язык. Этот курс предполагал не только приобретение обстоятельных знаний грамматики, орфографии. В VI классе гимназистки на уроках русского языка изучали историю русской словесности начиная с былин, песен, сказок, пословиц, т.е. устного народного творчества. В том же учебном году программой было предусмотрено изучение произведений XIII—XVII вв. — житий святых; «Задоншины», повествующей о памятных событиях Куликовской битвы; путешествий тверского купца Афанасия Никитина; основополагающего произведения XVI в. — «Домостроя»; переписки царя Ивана IV Грозного со своим политическим оппонентом князем А. Курбским, а также «Истории Великого князя Московского», принадлежащей перу последнего. Не менее впечатляет и перечень авторов, которых относили к так называемому «новому» периоду истории словесности (XVIII в.) — Ф. Прокопович, С. Яворский. В Н. Татищев, Екатерина II, Т.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков и другие.

В последнем, VII классе на уроках русской  словесности девочки знакомились с биографиями писателей и основными произведениями русской литературы XIX в. (изучали «новейший период русской словесности») - сочинениями Н.М. Карамзина, Б.A. Жуковского, И.Л. Крылова, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского. В целом программа по истории русской словесности женских гимназий во многом совладает с программой по литературе современной средней школы.

В соответствии с указаниями Министерства народного просвещения ученицы гимназии выполняли достаточно много письменных работ — писали рассказы, рассуждения, сочинения, эссе на темы, связанные с прочитанными произведениями. Так же, как наши старшеклассники, ученицы в VII классе читали «Героя нашего времени» знакомились и с лирикой М.Ю. Лермонтова. Достаточно разносторонне было представлено творчество Н.В. Гоголя — «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души». Видимо, обилие серьезных произведений не позволяло изучать их глубоко, но большинством эти книги были прочитаны и главные идеи, настроения авторов осознаны.

Достаточно сложные, проблемные темы предлагались восьмиклассницам. Исследование показало, что в них ярко прослеживается идейная направленность курса русской словесности. Темы иногда удивляют своим демократизмом, острой современностью, что явно противоречило общему политическому курсу государства в отношении воспитания и образования подрастающего поколения, особенно девушек. Например, будущие учительницы (именно эта профессия ждала основную массу выпускниц педагогических классов женских гимназий) писали в 1915/1916 учебном году домашние сочинения на такие темы: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей» (Некрасов) (работа на основании литературных типов); «Философско-литературные товарищеские кружки и их значение по роману Тургенева «Рудин»»; «Изображение материнской любви в «Детских годах Багрова-внука» Аксакова и во «Сне Обломова» Гончарова»; «Ярче солнца и звезд идеала огни» (работа на основании литературных типов); «Эволюция женских типов в русской литературе» (Пушкин, Тургенев, Гончаров, Л. Толстой); «Жизнь не праздник, не цепь наслаждений, А работа, в которой таится подчас Много скорби и много сомнений» (Надсон). Данные темы помогают определить приоритеты в изучении литературы. Патриотическая тема была одной из центральных в истории словесности. Она представлена в таких древнерусских произведениях, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве». Старшеклассницы рассуждали о патриотизме, обращаясь к произведениям А. Пушкина, Н. Некрасова, Л. Толстого.

На уроках русской словесности  преподавательницы и ученицы  обсуждали «женскую» проблему, например тема «Фелисата Герасимовна Кукушкина  как выразительница «благородных» понятий о назначении женщины и семейной жизни и ея дочери как живое, воплощение ее теории». Можно предположить, что идеал женщины, который рассматривался как образец для  подражания, вполне соответствовал патриархальному мировоззрению. Но, с другой стороны, сами учительницы и гимназистки своей деятельностью часто отвергали этот идеал. Тот факт, что девушки задумывались над женским вопросом, подтверждает и тема классной работы по педагогике в VIII классе «Роль женщин в семье и обществе»[4, C. 258].

Математика включала изучение арифметики, геометрии и алгебры (VI—VII классы).

Так же как и в современной  российской школе, гимназистки изучали основы физической и экономической географии.

А в VII выпускном классе программа  по географии включала элементы астрономии. Девочки, все годы изучавшие христианскую модель мира на уроках Закона Божьего, проходили теперь такие темы как «Вращение земли около оси. Звездные сутки. Видимое годовое вращение Солнца. О календарях. О кометах» и многие другие.

Изучение истории начиналось с III класса. Примечательно, что по программе предполагалось изучение положения женщины в Древней Греции и Риме («Положение женщины в Афинах». «Положение женщины в цветущий период Республики»), в современных учебниках истории этот материал практически отсутствует.

В VI и VII классах попеременно изучали российскую и мировую историю. В преподавании этого предмета больше внимания в учебниках уделялось обзору политических событий.

С VI класса гимназистки начинали изучение естественной истории. Эта учебная дисциплина включала несколько современных предметов ботанику (IV класс), минералогию (V класс), зоологию (5 класс). В VI—VII классах девочки в гимназиях знакомились с физикой.

Во всех гимназиях у девочек  с I по VII класс были уроки рукоделия. У малышей они имели характер ручного труда, а далее задания усложнялись. В старших классах девушки уже вполне самостоятельно могли шить постельное и нижнее белье. Во время военных действии особенно в период Первой мировой войны, многие старшеклассницы помогали армии, шили белье, которое отправляли на фронт и в госпиталя.

Среди необязательных дисциплин самыми популярными были иностранные языки.

Интерес к «новым» языкам не был простой. Его можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, экономическое развитие страны в рассматриваемый период было связано с иностранным капиталом и с западными партнерами в торговле, производственной сфере Переписка, документация на французском, немецком, английском языках были реалиями деловой жизни. Понятно, что женщин не допускали к активной деятельности в сфере производства и экономики, но, тем не менее, делопроизводство, перевод постепенно феминизировались, привлекали девушек как возможная сфера приложения знаний, получения заработка.

Во-вторых, «новые» языки и латынь изучались в высших учебных заведениях Конечно далеко не все девушки мечтали о продолжении образования, но все-таки 177 человек во Владимирской гимназии изучали латинский  язык, а это означало, что они предполагали такую возможность (дело в том, что латинский язык был обязательным предметом при поступлении на Высшие женские курсы, поэтому все выпускницы женских гимназий вынуждены были досдавать этот предмет).

В-третьих, не следует упускать из виду социокультурные традиции, которые существовали в обществе. Образованность в России всегда соотносилась со знанием иностранных языков. Образование, грамота являлись достоянием высших сословий. «Языком» дворянства, в меньшей степени чиновничества, был французский и другие западноевропейские языки. Владение «новыми» языками означало доступность книг на иностранных языках, возможность обучаться за границей. По сути, это был символ единства с европейской культурой, составной частью которой является культура России. Почти до конца 19 века дела с высшим образованием для женщин обстояли не так хорошо. Женщин не допускали в институт. Тогда они, в их числе будущий знаменитый математик Софья Ковалевская, начали поступать в зарубежные университеты. Возникла проблема «утечки мозгов» - в женском варианте. В этой связи русское правительство выпустило специальный циркуляр. Студентки обвинялись в «революционной пропаганде», и им предписывалось немедленно вернуться на родину не позднее 1 января 1874 г. Это так напугало девушек, что многие остались в Швейцарии[14, C. 21].

В-четвертых, в рассматриваемый период начала проявляться тенденция к нарушению национальных границ внутри культуры, что является характерной чертой развития общества индустриального типа.

Кроме языков, гимназистки занимались рисованием, пением, танцами.

Каждый год гимназистки сдавали переводные, а в VII классе выпускные экзамены по обязательным предметам. Девочки, получившие аттестат, имели право на звание «первоначальных» учитель и учительниц народных училищ. Наиболее отличившиеся награждались книгами и медалями. Для каждого выпуска назначалось не более двух золотых и трех серебряных медалей. Выпускницы VIII класса сдавали экзамены на звание домашних учительниц и домашних наставниц. Экзамены проходили в объеме курсов мужских гимназий[10, C. 96].

В стенах гимназии происходила социализация учениц, их социокультурная адаптация. Фактически на это была направлена воспитательная работа в женских гимназиях.

В стенах школы девочки переживали все политически значимые события. По случаю вступления на престол Николая II во всех учебных заведениях в соответствии с правительственным циркуляром служащие, учащие и учащиеся с 12-летнего возраста приводились к присяге «по установленной форме на верность подданства его императорскому величеству, государю императору Николаю Александровичу и законному его наследнику великому князю Георгию Александровичу...» Позднее официальные торжества проходили по случаю рождения наследника престола цесаревича Алексея Николаевича, трехсотлетия лома Романовых, других событий и дат, связанных с правящей династией.

По распоряжению начальства официальные мероприятия проводились в связи с памятными датами христианской церкви. Конечно, не все внеклассные мероприятия носили государственный, официальный характер. В каждой женской гимназии, особенно если ее история насчитывала не одно десятилетие, существовали свои традиции, которые составляли основу, канву школьной жизни. Перед началом учебного года, как правило в присутствии членов педагогического совета, воспитанниц гимназии, проходил молебен и водоосвящение. Праздновали день рождения гимназии.

Ежегодно ко дню рождения Иваново-Вознесенской гимназии, как и других гимназий, устраивалась выставка рукоделия, где  были представлены работы, выполненные  девочками за прошедший год. Желающие могли приобрести приглянувшиеся вещи — белье, сшитое ученицами и украшенное вышивкой, скатерти, блузы и прочее.

Традиционно в течение учебного года в гимназии устраивались вечера. В отличие от общешкольных мероприятий, вечера чаще собирали девочек одной  возрастной группы. Для младших проводили  «литературно-музыкальное утро», а для старших — вечер. Эта традиция живет школах и по сей день, так как основана на учете возрастных физиологических и психологических особенностей детей.

Тематика утренников и вечеров  могла быть одинаковой: в память С. Пушкина, Н.В. Гоголя, «в воспоминание о Полтавском бое и защите Троицкой Лавры». 16 февраля 1911 г. в Ярославской Мариинской женской гимназии было устроено литературное утро в память 50-летнего юбилея освобождения крестьян. Тематика мероприятий была связана с литературой историей, а так как проводились они чаще всего с выдумкой, живо и интересно, можно с уверенностью утверждать, что такие утренники и вечера углубляли знания девочек, воспитывали патриотизм и уважение к прошлому.

Разновидностью музыкально-литературных вечеров были литературные чтения, которые широко практиковались и отличались от первых меньше развлекательностью, большей связью с учебным процессом. В 1913 г. перед ученицами старших классов Иваново-Вознесенской гимназии выступает с лекцией «Ибсен и его творчество» приезжий профессор Айхенвальд, а с беседой на тему «Женские типы Тургенева» преподаватель М. Архангельский. Часто на литературно-музыкальных встречах использовались слайды.

Вечера обычно заканчивались танцами — это было одно из самых любимых развлечений молодежи. Танцевали под аккомпанемент рояля, в особо торжественных случаях, приглашали оркестр, если таковой имелся в городе. Естественно, что для танцев требовались кавалеры, и эту проблему чаще всего решали, приглашая на вечер учеников мужской гимназии или реального училища. В течение учебного года мужские и женские учебные заведения обычно несколько раз обменивались «взаимоприятными» визитами: 7 декабря 1903 г. иваново-вознесенские реалисты были литературно-музыкальном вечере в женской гимназии, где их угощали чаем и фруктами, а танцы длились до 11 часов вечера; 14 ноября и 5 февраля ученицы старших классов гимназии присутствовали на массовых литературных вечерах в реальном училище.

Информация о работе Женские гимназии конца 19 начала 20 века