Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:22, курсовая работа
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания. Возникает проблема: какие черты дореволюционной гимназии унаследовали современные образовательные учреждения с тем же названием.
Целью курсовой работы является сравнение женского гимназического образования в конце 19 – начале 20 века в России с современным состоянием гимназий.
Переименовывая женские училища I разряда в гимназии и училища II разряда в прогимназии и внося отдельные усовершенствования в их учебную часть, «Положение» 1870 г. увеличивало срок обучения и гимназиях на 1 год. Гимназии становились семилетними. При них учреждался также восьмой педагогический класс, окончание которою давало право на звание домашних учительниц и наставниц. Срок обучения п прогимназиях оставался трехлетним.
Увеличение срока обучения в женских гимназиях отнюдь не приравнивало их по содержанию образования и правам к мужской средней школе. Напротив, новым «Положением» женскому образованию был придан более утилитарный характер, применительно «к будущему предназначению женщины». Это был второй фронт наступления на наследие общественно-педагогического движения 60-х гг., требовавшего в области женского образования полного его уравнения с образованием мужским. Следующим объектом удара, через весьма непродолжительное время, стал принцип всееословности женской средней школы.
Уже через несколько лет после утверждения «Положения» 1870 г. в комиссиях, рассматривавших ежегодные отчеты министерства народного просвещения, была высказана мысль, что число средних женских учебных заведений превышает имеющуюся в них потребность и что эти учебные заведения искусственно привлекают к себе лиц из тех сословий, для которых среднее образование является излишним. Для девиц этих сословий, отмечалось в комиссиях, нужны низшие училища, которые бы доставляли им «образование, вполне соответствующее их жизненным потребностям и не клонящееся к отчуждению их от их общественной среды».
Эта мысль, впервые решительно заявленная в 1877 г. и не менее решительно повторенная в следующем году, стала предметом обсуждения на особом совещании министров в июле 1879 г. Определяя перспективы дальнейшего развития женского образования, совещание указывало: «Дальнейшее умножение женских гимназий не представляется желательным... напротив того... правительство могло бы благосклонно относиться к учреждению в городах элементарных женских училищ и при них, а иногда и отдельно от них профессиональных школ и курсов для приготовления лиц женского пола к тем профессиям, которые не требуют ни высшего, ни даже среднего образования»[12, C. 20].
Подъем общественного движения в период второй революционной ситуации в России (1879—1881) помешал осуществлению этих намерений правительства. Однако, выйдя из революционного кризиса и стабилизировав свое положение, правительство незамедлительно приступило к их реализации. В декабре 1884 г. была учреждена особая «Комиссия об изыскании главнейших оснований для лучшей постановки женского образования» под председательством товарища министра народного просвещении кн. М. С. Волконского. Основными целями этой комиссии были «изыскание оснований»: 1) для создания низших женских училищ (отпивающих на себя представителей «низших сословий»), 2) для сокращения числа женских средних школ и очищения их от «нежелательных» элементов и, наконец, 3) для «затруднения, сколь возможно» доступа женщин к высшему образованию.
Все указанные цели были взаимосвязаны. Связующей их идеей являлся возврат (точнее попытка возврата) к старой сословной женской школе. Не только реформы 60-х гг., но даже нововведения 70-х гг., а именно учреждение педагогических классов женских гимназий и высших женских курсов, в 80-х гг. казались правительству ошибкой.
Десятилетняя работа комиссии под председательством кн. М. С. Волконского, в которой принимали участие представители десятков ведомств и учреждений, для которой сотни страниц отзывов и предложений писали губернаторы, попечителе учебных округов, директора многих учебных заведений и т. д., кончилась практически ничем. В 1894 г., в связи с изменившейся социально-политической обстановкой, ознаменованной началом нового общественного подъема в России, Государственный Совет вынужден был отклонить все предложения, разработанные комиссией М. С. Волконского.
В итоге, комиссии не удалось ни задержать развитие среднего женского образования, ни ввести его в старое сословное русло. За 30 лет число женских гимназий возросло почти в 5 раз (число мужских гимназий за эти годы увеличилось в 1,7 раза, общее число мужских средних учебных заведений — гимназий и реальных училищ — в 3 раза). Количество женских прогимназий выросло в 2,4 раза (увеличение мужских прогимназий было таким же). Контингент полной женской средней школы расширился за эти годы почти в 12 раз, неполной средней школы (прогимназии) — в 5 раз. В период реакции 80-х гг. ведомству просвещения удалось лишь несколько сократить число женских прогимназий и замедлить темпы роста женских гимназий. Но общая поступательная линия развития среднего женского образования не была прервана.
Среднее женское образование к концу XIX в. было представлено не только заведениями министерства народного просвещения. По данным 1894 г., в Мариинском ведомстве насчитывалось 30 женских гимназий, в которых училось около 10 тыс. человек. Количество институтов благородных девиц за пореформенные годы практически не увеличилось (последний из них — Орловский институт был открыт в 1864 г.). В 30 институтах обучалось 7,7 тыс. человек.
Довольно широкое развитие получили в 70-90-х гг. средние женские школы духовного ведомства — епархиальные училища, созданные в 1869 г. по типу женских гимназий. Всего в 275 полных средних женских учебных заведении (в число которых не входили прогимназии и подобные им школы) училось 75 тыс. человек.
Большая часть средних женских школ находилась в столичных и губернских городах: 74% гимназий, 93% институтов благородных девиц и 84% епархиальных училищ, Остальные были в уездных и так называемых заштатных городах. Напротив, прогимназий в этих городах было 82,5%. Контингент учащихся женских прогимназий был более демократичным, хотя и в женских гимназиях ведомства просвещения неуклонно шел процесс демократизации состава учащихся. В итоге если высшее женское образование во второй половине XIX в. все еще оставалось привилегией «первенствующего сословия», то в средней женской школе «высшее» сословие заметно уступило свои позиции представителям в прошлом «низших» слоев общества.
Система среднего женского образования, сложившаяся в России к концу XIX столетия, согласно табл. 1[6, C. 68] включала в себя (по данным 1894 г.) следующие основные типы учебных заведений.
Таблица 1
Средние учебные заведения
Мужские учебные заведения |
Количество |
Женские учебные заведения |
Количество |
Классные гимназии |
177 |
Гимназии (министерские) |
163 |
Реальные училища |
104 |
Гимназии (Мариинские) |
30 |
Духовные семинарии |
55 |
Институты благородных девиц |
31 |
Военные учебные заведения с общеобразовательным курсом |
34 |
Епархиальные училища |
51 |
Итого |
370 |
Итого |
275 |
Женские гимназии в основном имели принадлежность или к Министерству Народного Просвещения или к Ведомству императрицы Марии (так называемые мариинские). Мариинское училище стало открытым и формально всесословным — к обучению в нем допускались «девицы всех свободных состояний, без различия сословий» от 9 до 13 лет. Тем не менее, большинство учениц было из привилегированных сословий. Из 140 принятых в училище девушек 97 были дочерьми дворян и чиновников, 12 — духовного звания, 20 — купеческого, 10 — мещанок и 1 воспитанница из крестьян. В 1862 году Мариинские женские училища были переименованы в гимназии.
Гимназии ведомства императрицы Марии имели семилетний курс учения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) - аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на педагогические курсы. Плата за обучение составляла от 30 до 100 рублей. Знания оценивались по двенадцатибальной системе.
Женские гимназии Министерства Народного Просвещения с 1870 г., имели свой устав. Обучение семилетнее, восьмой класс - педагогический, девятый - приготовительный для поступления в высшее учебное заведение. По окончании семи классов выпускница получала аттестат учительницы начальных школ, по окончании восьми - домашней учительницы, с медалью - домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступать без экзаменов на высшие женские курсы. Плата за обучение составляла 10-30 рублей. Система оценки знаний – пятибалльная[1, C. 27].
30 мая 1858 г. утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения, а 10 мая 1860 г. - изменено. Вводились женские учебные заведения двух типов: училища II разряда - типа начальной школы и училища I разряда - типа неполной гимназии. Училища I разряда имели шестилетний курс общения и изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, физику, географию, естественную историю, историю, чистописание, рисование, рукоделие и дополнительно - новые языки, танцы, музыку, пение.
Цель образования для обоих разрядов и различествует лишь в объеме собственно научного образования, имеют одну цель - сообщать ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семества.
Однако под влиянием общественности, с 1861 г. начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.
Комиссия Министерства в 1878 г. предложила
уменьшить курс обучения в женских
гимназиях, утверждая в заключении,
что «правильное женское
В 1894 г. в России насчитывалось 275 женских средних учебных заведений в них обучалось 75,5 тыс. человек. Подавляющее большинство средних учебных заведений располагалось в европейской части страны.
Женских средних учебных заведений было меньше, чем мужских, как в абсолютных цифрах, так и по отношению к численности населения. В 1909 г. по подсчетам министерских статистиков, одно мужское среднее учебное заведение приходилось на 23 тыс. человек, а женское — на 154[6, C. 69].
В некоторых местностях Центрального промышленного района эти показатели были несколько выше. Так во Владимирской губернии на одно женское среднее учебное заведение приходилось 95 тыс. душ населения, в Костромской — 109 тыс., а в Ярославской — 73.5 тыс.[6, C. 69]. Однако темпы средних учебных заведений существенно отставали от реальных общественных потребностей, связанных с развитием капиталистического производства, науки, культуры, здравоохранения.
В провинциальных городах наиболее распространенным типом женского среднего учебного заведения была гимназия. Внутренний строй женских гимназий определялся «Положением» 1870 г., действовавшим без существенных изменений вплоть до 1917 г. Женские гимназии состояли из семи основных классов с годичным для каждого класса курсом обучения.
Численность и социальный состав учениц в конце XIX — начале XX в. претерпевали изменения. Так, в Ярославской женской гимназии при Екатерининском доме призрения ближнего в 1894 г. в восьми классах обучалось 268 человек. Как и во всех других гимназиях Центрального района 99 % учащихся были православными, остальные — римско-католического вероисповедания. Почти 71 % девочек принадлежал к привилегированным сословиям дворян и чиновников, 23% — из городских сословий, остальные из семей священнослужителей и из крестьян. На 1 января 1898 г. численность учениц осталась прежней — 265 человек, но вот в социальном составились изменения: сократилось число учениц из семей дворян, чиновников, духовенства, а численность представительниц городских сословий возросла почти на 6%[6, C. 75].
Наметившаяся тенденция к
Цифры убедительно показывают рост заинтересованности в получении среднего образования среди городских непривилегированных слоев. Он шел в первую очередь за счет детей из состоятельных семей. Так, из 154 представительниц городских сословий в Ярославской гимназии в 1908 г. 106 были дочерьми почетных граждан и купцов и лишь 48 — мещан и цеховых.
Велика была доля представительниц городских сословий среди учашихся Иваново-Вознесенской гимназии. Так. в 1910 г. из 650 учениц 59,6 % принадлежали к купеческим семьям потомственных почетных граждан, мещан и цеховых. Дворянки составляли в Иваново-Вознесенской гимназии 8,9 %. Совершенно очевидно, что в губернских городах, где среди населения был велик удельный вес чиновничества, привилегированных сословий, и в женских гимназиях доля представительниц этих социальных слоев была выше. Например, во Владимире в 1913 г. в женской гимназии из 663 учениц 47 % были из семей дворян и чиновников[6, C. 76].
Прием учениц в гимназию проходил в конце и в начале учебного года, в мае и августе, в дни, определявшиеся педагогическим советом. Однако практиковался и прием в течение всего года при условии, что поступающие обладали необходимыми знаниями. В первый класс принимались девочки, достигшие девяти лет, но не старше двенадцати лет. Соответственно выпускницы покидали стены гимназии шестнадцати- восемнадцатилетними девушками, а VIII класс заканчивали и девятнадцатилетние девицы[10, C. 95].
Новая всесословная средняя женская школа, практически заново созданная в 60-90-х гг. XIX в., стала ключевым звеном системы женского образования в пореформенной России. Она обеспечила необходимые предпосылки для организации высших женских учебных заведений. Она же стала важнейшим фактором развития начальной народной школы, подготовив для нее значительную часть учительских кадров.
Перечень изучавшихся в
Таблица 2
Учебный план женской гимназии ведомства императрицы Марии на 1879 год
Информация о работе Женские гимназии конца 19 начала 20 века