Традиции и инновации в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы необходимостью создания широкой концепции образования и воспитания, которая бы апеллировала к живому человеку, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Мнемические процессы 5

1.1 Сущность и виды памяти 5

1.2 Понятие мнемических процессов и их состав 7

2 Традиции и инновации в образовании 14

2.1 Традиционное образование 14

2.2 Инновации в образовании 17

2.3 Критерии педагогических инноваций 23

2.4 Дистанционное обучение как нововведение 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

КР ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯготовое.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)
  1. - механическое многократное повторение;
  2. - логический пересказ (логическое осмысление, систематизация, выделение главных компонентов, пересказ своими словами);
  3. - образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки);

      - мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

     Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им. Оно избирательно, связано с отбором нужной ценной информации. На данный процесс большое влияние оказывают чувства, эмоции. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. (8, с.38)

     Сохранение (ретенция) как психический процесс  памяти осуществляется механизмами  кратковременной, долговременной и  оперативной памяти. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной.

     Сохранение  заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала, установки личности, от последующего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения человека и эмоциональной значимости материала.

     Б.В. Зейгарник (1972) замечено, что испытуемые почти в 2 раза чаще вспоминали незавершенные  задания, чем завершенные. Объясняется  это явление тем, что человек непроизвольно удерживает в своей памяти и воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям ("эффект Зейгарник"). Об этом не следует забывать родителям, когда они в самый разгар игры начинают укладывать детей спать. Бессонницы и затруднений в засыпании детей можно было бы избежать, если заранее рассчитать время для завершения начатой ими игры.(3, с. 623)

     Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или раннее запомнилось. Психическим процессом, противоположным забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека. Разумеется, не все, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось. (10, с. 407)

     Сохранение  в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

     Сохранение  в памяти прошлого оказывается тесно  связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыванию того, что произошло. ( 9, с.386)

     Нельзя  понимать сохранение буквально, как  простое Хранение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются, обобщаются, в чем-то обогащаются или обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

     Далеко  не все, что запоминается, сохраняется  в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, то есть какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается. Человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой - тормозятся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры больших полушарий, т. е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.

     Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. (2, с.415)

     При узнавании память получает поддержку  в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого.

     В отличие от узнавания процесс  воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека.

     Воспроизведение — вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений. (8, с.38)

     При узнавании память получает поддержку  в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения  объясняется тем, что пути для  возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого.( 2, с.110)

     Но  далеко не все, что сохраняется, узнается сразу при новом восприятии или  повторении каких-нибудь действий. Бывает, например, что ученик не узнает на экзамене тип алгебраической задачи, хотя нетрудно обнаружить, что этот тип ему знаком, что ассоциации от решения аналогичных задач в его мозгу сохранились. Однако нужные ассоциации не оживляются, а ненужные уводят мысли в сторону и мешают узнаванию. И далеко не все, что узнается с легкостью, например текст недавно прочитанной книги или детали виденной картины, воспроизводится с должной полнотой и точностью. Нередко человек не только не может рассказать «на память» об устройстве прибора, который он достаточно внимательно наблюдал несколько дней назад, но даже ясно представить его вид. А узнать этот прибор оказывается нетрудно.

     Если  этот процесс не имеет заранее  поставленной цели, воспроизведение  принимает характер свободно протекающих  непреднамеренных воспоминаний. Живые, яркие образы, обычно эмоционально окрашенные, быстро, вследствие оживления ассоциаций, вызывают и сменяют друг друга; в мозгу возникают картины прошлого то более отчетливо, то смутно. (10, с.412)

     Воспроизведение может осуществляться непроизвольно, то есть вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Определяется в таком случае в основном ассоциативным механизмом. Толчком может быть предмет, человек, мысль. В связи с тем, что толчок идет из деятельности, то непроизвольное воспроизведение будет более направлено, если более логична деятельность, которая его вызывает. Будет меньше хаотичности тех ассоциаций, которые образовались в нашем прошлом опыте, то есть в основе будет логика того материала, который воспроизводится.

     Произвольное  воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в  процесс воспоминания или при  затруднении припоминания.

      Изучая  мнемические процессы, можно сделать вывод о том, что общим для всех этих многообразных процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающегося в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.

      Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.

      2 ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ  В ОБРАЗОВАНИИ

      2.1 Традиционное образование

      Основным  принципом современной концепции  образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Исходя из этого образование — способ передачи социально-культурного опыта человечества, одним из основных компонентов которого является наука. (5, с.186)

      В любом образовании очень многое возлагается на память, на процесс знания, хранения и воспроизводства традиции, на повторение прошлого.

      Традиция, в отличие от памяти, работает с  историческим прошлым, с прошлым  когда-то бывшего, с прошедшим настоящим. Традиция не дает прошлому пройти, она  стирает грань между прошлым и настоящим, она хранит присутствие реального прошлого в длящемся настоящем. (4, с.123)

      Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный  успех человека с тем, насколько  он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей — мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узкооперационально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания — человеческое достоинство — в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, — в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели. (

      В постсоветской России можно наблюдать два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.

      Вместе  с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений — сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.

      Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

      Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение следующих содержательных элементов:

      1. Опыт трудовой деятельности;

      2. Опыт творческой деятельности;

      3. Ценности и смыслы традиции;

      4. Опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;

      5. Опыт духовной жизни, условия, обретения которого передаются в формах традиции.

      Если  школа не обеспечивает этого, она  не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа  в одиночку не способна осуществить эту задачу.

      Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке Закона об образовании, как система учреждений, образовательных  программ и управления.

      Человека  воспитывает культура – совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.

Информация о работе Традиции и инновации в образовании