Гендерное образование: специфика, сущность, пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2010 в 20:10, Не определен

Описание работы

Теоретическое исследование проблемы гендерного подхода к обучению школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников

Файлы: 1 файл

титульный.docx

— 86.93 Кб (Скачать файл)

     М. Ю. Бужигеевой был проведен анализ психолого-педагогической диагностики учащихся 1 класса, прошедший  в рамках федерального широкомасштабного  эксперимента по обновлению содержания и структуры образования. Цель диагностики  состояла в выявлении уровня готовности к школе и адаптации первоклассников: мальчиков и девочек. Полученные результаты показали, что на начальном  этапе обучения мальчики и девочки  характеризуются рядом существенных различий как в уровне психолого-педагогической готовности к школе, так и в  уровне адаптации к учебной деятельности.

     Девочки опережают своих сверстников  в развитии фонематического слуха, умении совершать простейшие математические вычисления и ориентироваться на плоскости. Отмечены определенные различия в результатах обследования первоклассников  сельских и городских школ. Наиболее готовыми к обучению являются городские  школьники, в первую очередь девочки, наименее готовыми – мальчики из сельских школ.

     В адаптации к учебной деятельности девочки также характеризуются  как более успешные. Они лучше  своих сверстников понимают объяснения учителя, умеют организовать собственную  деятельность на уроке, менее тревожны и характеризуются положительным  отношением к школе. Мальчики ни по одному показателю не опережают сверстниц, по оценкам учителей, за исключением  незначительных различий в умении общаться со сверстниками и с учителями  в школе, а также в уровне уверенности  на уроке разница в показателях  девочек и мальчиков не выражена. Обнаружен ряд статистически  достоверных взаимозависимостей между  уровнем психолого-педагогической готовности к школе и уровнем  адаптации к учебной деятельности, характерных для первоклассников  разного пола сельских и городских  школ. Все это указывает на необходимость  разработки образовательных технологий, учитывающих гендерные особенности детей начального обучения.

     Обучение  с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Существуют половые различия и в процедурах сбора информации, в методах решения задач. Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.

     Мальчики  требуют образной формы изложения, наглядности, им нужно предложить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в  первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а  не выстраивать этот смысл из деталей. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются  в правилах, способны разъять целое  на части. А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Есть мальчики, которые все хватают на лету, все задачи решают, а объяснить свое решение не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но смысла предмета они не чувствуют.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  информацию мальчики и девочки воспринимают по-разному. Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив его, сразу готовы действовать. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют.

     Применительно к школе из этого следует вывод, что мальчику не подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически выключается. Не случайно именно мальчикам обычно на уроке учителя делают замечания  типа: "Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?" А ребенок действительно  не слышит, он отключился. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях  взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.

     Но  и подбадривать надо грамотно. Поскольку  мальчик во всем ищет, прежде всего, смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует. А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то «зубрилами»обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрежка обычно бывает не под силу.

     Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, – период врабатываемости – у детей также зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает.

     Не  зная ответа на вопрос, девочки прямо  скажут об этом, мальчики же готовы отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю». Девочки ждут, когда  ответит лидер. Учитель спросит  – тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уже все хором они начинают отвечать. Они работают как бы «на подхвате». Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. Девочки ждут от учителя «оречевления» каждого шага, легко усваивают алгоритмы, правила «делай, как я». Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается труднее. И, тем не менее, эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску. Однако учителю удобен ребенок, который безоговорочно принимает алгоритмы и правила, и действует согласно ним быстро и четко. Это и есть один из «подводных камней» обучения именно девочек в раздельных классах.

     У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять  очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой переменке опять вместе.

     Девочки же, если поссорятся – в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

     Следует учитывать и такую особенность  – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала – результат, потом – как мы к этому пришли. От общего к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

     Для того чтобы поддержать девочку ей надо сказать: «Задание не очень сложное, ты такое уже делала». Мальчика же следует поддержать словами: «Задание очень сложное, но ты справишься».

     Что еще важно отметить, у девочек  с педагогами контакт теснее. В  смешанном классе учитель, скорее всего, обратит внимание на то, как работают девочки – они как более ориентированные на контакт чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Это происходит потому, что для девочек общение со взрослым важнее знаний: на занятиях они ловят нюансы его мимики, подстраивается к нему. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя, не следят за его мимикой (правильно ли они отвечают?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчикам заниматься легче.

     Вместе  с тем педагоги в наших школах по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться  на девочек. Мальчики же и в начальной  и в средней школе находятся  под неким прессингом девочек  и женщин-учительниц.

     Опыт  многих школ показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так  как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что  были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При  этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым  он работает – под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.

     2.1 Семейное воспитание детей с  учётом гендерной дифференциации

     Сложнейшие  процессы, происходящие в нашем обществе, отражаются на жизнедеятельности современной  семьи. Как наиболее личностная, интимная сфера человеческой жизни, она особенно остро воспринимает социальные искажения  и противоречия. Изменились традиционные функции семьи, а также распределение  ролей между ее членами. Именно поэтому  проблема полоролевого воспитания в  современной семье стоит достаточно остро.

     В свою очередь загруженность взрослых служебными делами, добыванием самого необходимого для жизни приводит к тому, что им катастрофически  не хватает времени на занятия  с детьми, на их воспитание, на повышение  уровня своей педагогической культуры, приобретение знаний по проблемам семьи. С другой стороны, поток информации по вопросам полоролевых взаимоотношений, ее «открытость» для детей вызывают законную тревогу родителей, педагогов  и психологов. Зачастую она не ведет  к повышению и культуры взрослых, необходимой им для воспитания детей.

     Важной  сферой социальных отношений являются семейные отношения. Семья может в равной степени рассматриваться как малая социальная группа, так и как социальный институт. Она функционирует благодаря деятельности своих членов, их взаимодействию и общению.

     В общем смысле семья как открытая социально-педагогичеоош система  представляет собой некую целостность  с определенным содержанием, принципами, методами и способами развития, члены  которой взаимодействуют между собой .

     Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается даже в одежде, цвет которой говорит  о поле ребенка (голубой — розовый), в подборе игрушек, в играх, которые  «внедряются» взрослыми. В половой  идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет существенное значение. Довольно рано он начинает подражать  родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: обуть ее туфли, покрыть ногти  лаком и т.д.

     Уже в три года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям  следует знать, что ребенку необходима правильная информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах  и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления  следует формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством  человеческого тела, усвоил отношения  к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения  во взрослой сексуальной жизни.

     В три года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что  «лежат» на поверхности: разница  в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает млыша  на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому необходимо, чтобы перед его глазами были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано включается в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, научиться играть в футбол. Именно отец должен дать ему первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Информация о работе Гендерное образование: специфика, сущность, пути реализации