Агрессия в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2010 в 08:33, Не определен

Описание работы

Предмет исследования: агрессия в дошкольном возрасте. Объектом исследования является ребенок дошкольного возраста.
Практическое значение исследования очень велико. Чем больше люди будут знать об агрессии, тем эффективнее будет помощь нашим детям.
Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретической части и практической части), двух глав, заключения и библиографии

Файлы: 1 файл

Агрессия 37 стр.docx

— 74.07 Кб (Скачать файл)

    1.3 Развитие агрессивности в детском возрасте  

    Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать  уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется  почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся  управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеренной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, т.к. у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. 
В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно “удержанием и отпусканием” (по Э. Эриксону). Конфликты между “обладать” и “отдавать” могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, таки превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять “все как есть” и полагаться на естественный ход событий. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5-2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в т.ч. и игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей “Я” приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы “Дай поиграть свою машинку этому мальчику!” почти как эквивалентную - “Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!”. Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой. 
Более того, наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, который он включает во внутренние границы “Я”.

    Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда  эти границы пересекаются, т.е. несколько  детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей  пытается расширить свои границы  путем экспансии (захвата) чужих  игрушек. Подтверждением могут стать  результаты длительного наблюдения за тремя мальчиками двух, четырех  и семи лет. Было замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с  агрессивным поведением, наблюдалось  между младшим, старшим и средним  ребенком, в то время как между  младшим и старшим конфронтация была минимальная. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали  только по поводу обладания определенными  игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало  конфликтов. Эту ситуацию можно проиллюстрировать следующим рисунком:

    В дальнейшем ребенок постепенно научается  контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит  от реакции и отношения родителей  к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо  к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут  формироваться символические формы  агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.

    Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”  и значительно расширяются социальные контакты ребенка. И в то же время  малыш сталкивается с целой системой, новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную  ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским “нельзя”, ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения свои потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность  разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются  злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

    Однако  если раньше родители на агрессивность  ребенка реагировали лаской, отвлечением  внимания, попытками свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают  к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему  реагировать на усиливающиеся санкции  со стороны родителей, как вести  себя дальше, чтобы родительская контр  агрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находит выхода из создавшегося положения. Это может привести ко всевозможным психический расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит.

    В дальнейшем проявления агрессивности  во много связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка  или особенностями “эдиповой  ситуации” в семье. В частности, использование техники “Doll-play” (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи) позволило  установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к  кукле “отца”, а наименьшая - к  кукле “матери”, у девочек - наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают  медленнее и мальчики - менее агрессивны и более зависимы. Здесь следует  заметить, что родители, в свою очередь, начинают занимать более дифференцированную позицию по отношению к ребенку, т.е. воспринимают его не только как  “ребенка”, но и как “мальчика” или “девочку”. Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в 2-летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.

    Сторонники  различных психологических школ объясняют это по-разному. Психоаналитическое направление, опирающееся на постулат о врожденности тенденций к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывает, что у мальчиков эти тенденции  проявляются в большей степени, чем у девочек. В рамках бихевиористического  направления также отмечается большая  агрессивность мальчиков по сравнению  с девочками, но это объясняется  разными для первых и вторых социально  одобряемыми моделями поведения. На основе анализа ряда экспериментальных  исследований было установлено, что  в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности  отрицательных эмоциональных реакций  у мальчиков и девочек, но с  возрастом их частота и интенсивность  у мальчиков возрастают, а у  девочек - убывают. Комментируется это  тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается, и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень драчливы.

    Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто  встречаемые формы детской агрессии, как то реакции обидеть или  ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в  среднем по 9 агрессивных актов  в частности 29% из них составляют непосредственные ответные реакции  на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически  постоянной, изменяется лишь в зависимости  от пола и составляет 33% у мальчиков  и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота  простого физического нападения  уменьшается за счет роста более  “социализированных” форм, таких  как оскорбление или соперничество. Здесь можно отметить существование  половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков  и девочек восьми, одиннадцати  и пятнадцати лет. Так, было обнаружено, что девочки двух старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в  отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию  непрямых способов агрессивного поведения  формируется у девочек к 11-летнему  возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии.

    Вышеизложенное  подтверждается и данными других экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Результаты показывают, что у дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек - вербальная. позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

    Традиционные  представления о мужской и  женской агрессивности сказываются  и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени научаются подавлять  собственные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможности для свободного проявления агрессивности.

    Кроме того, если в процессе развития ребенок  не научится контролировать свои агрессивные  импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью  к разгульному поведению - в юношеском. 

    1.4 Социализация агрессивности 

    Социализацией агрессии можно назвать процесс  научения контролю собственных агрессивных  устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации. Совершенно ясно, что “природный” агрессивный  потенциал никуда не исчезает в более  зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь  к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять  агрессию более тонко: через словесные  оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм  и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют  свои агрессивные импульсы в физическом насилии. 
Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Например, известный этнограф и социолог М. Мид, изучая примитивные сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилизации, сделала очень интересные наблюдения.

    В тех сообществах, где ребенок  имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты  личности. В частности стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: с первых дней жизни ребенка мать резко отлучает его от груди и  надолго уходит работать, общение  с матерью происходит очень редко, главным образом во время утреннего  и вечернего кормления, большую  часть времени ребенок проводит в одиночестве, опекаемый лишь случайно подошедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном используются частые наказания  при отсутствии поощрений, враждебность детей по отношению друг к другу  не вызывает у взрослых осуждения. В  результате формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

    Совершенно  другая картина наблюдается в  сообществах, где вся структура  жизни построена на взаимопомощи и кооперации, а идеалом личности является мягкость в общении, альтруистическое отношение к другим. Эти культурные установки проецируются и на воспитание детей. С первых дней жизни ребенок  окружается заботой и вниманием  родителей или родственников. Общение  взрослых и детей позитивно окрашено, наказание редки. Единственной особенностью поведения, которое вызывает строгость  и недовольство родителей, является агрессивность. Драки и ссоры  между детьми немедленно пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например, вымещать гнев преимущественно  на неодушевленных предметах. Очень  схожие факты наблюдали и другие исследователи. 
Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора. Первый - это образец отношений и поведение родителей. Были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда не огорчены, чаще их одобрят, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам.

Информация о работе Агрессия в дошкольном возрасте