Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 22:44, дипломная работа
Актуальность исследования темы. В нашей стране, несмотря на активизацию государственной политики в области защиты интересов ветеранов боевых действий, все еще остаются нерешенными проблемы, которые во многом вызваны несистемностью ветеранской политики, предоставляющей гарантированные права по защите их интересов. Это в значительной мере обусловлено слабой изученностью проблематики с точки зрения взаимного согласования интересов государства, общества и ветеранов. Подобная постановка вопроса делает возможным изучение темы с помощью различных подходов науки.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ................................................8
Ветераны боевых действий как социально-политическая общность..... 8
Права и интересы ветеранов боевых действий........................................21
1.3. Формы и методы защиты личных интересов ветеранов боевых действий................................................................................................................40
1.4. Институционализация организаций ветеранов боевых действий как способ защиты их прав и интересов..................................................................56
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ..................................70
2.1. Ветеранская политика трансформационного периода.............................70
2.2. Отношение современной молодежи к боевым заслугам ветеранов Великой Отечественной войны.........................................................................84
2.3. Перспективы развития ветеранской политики в Тульской области...... 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....103
Следует также отметить, что помимо специфики распределения и реализации функций, а также отсутствия четкой структуры на ветеранскую политику влияет такой фундаментальный фактор, как сложившаяся правовая система. Право представляет собой чрезвычайно сложный социально- политический феномен. Рассматривая право с точки зрения политологической науки, можно увидеть, что право в виде некой совокупности норм служит функции согласования интересов всех членов социума.
Советский исследователь Н. И. Матузов правовую систему определял как совокупность внутренне согласованных и социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения. Несмотря на то, что Н. И. Матузов отводит государству определяющую роль в процессе формирования общественных норм, невозможно не согласиться с тем, что право также несет в себе и политические черты. Это обстоятельство подметил В. Н. Лопатин: «Плохо, когда политика остается вне права, а право - без политики»25.
Российский политолог М. Ю. Мизулин в книге «Философия политики: власть и право» отмечает следующие функции права:
Очевидно, что в России с ее политико-правовыми, историческими, экономическими, социокультурными основами сложилось характерное понимание права, власти, свободы. Существует несколько подходов к власти и, соответственно, пониманию государства: власть — как договор и власть - как насилие. В первом случае отношения в обществе строятся через самоограничение власти, через согласие и подчинение нормам на определенных условиях. Иными словами, власть в данном случае простирается не безгранично, а до некоторого предела, за которым начинается пространство общественных прав и свобод. Современная власть в странах Запада строится по этой антропоцентричной модели, что, безусловно, не отрицает возможности применения и насилия со стороны государства.
Отношения государства и права в развитых странах заключаются во взаимной поддержке и усилении друг друга. Эта связь наиболее выражена в правовом государстве, в котором происходит «самоограничение» государства правом, исключается произвол при исполнении государственной власти, закон является высшей ценностью.
Что касается российской политической модели, то даже в настоящее время оно строится в соответствии с традиционной властецентричной концепцией власти. Заведующий отделом социально-политических исследований Левада-Центра Л. Д. Гудков так описал характер власти: «Разложение старой партийно-хозяйственной советской номенклатуры в 1989-1991 гг. сопровождалось выделением реформистских фракций, взявших верх в руководстве России и других союзных республик, что и повлекло за собой распад СССР. Но сам принцип конституирования общества «сверху вниз» - формирование «управляющего контура» и затем реорганизация зависимых от него подсистем общества - не изменился. ...Оглядываясь назад на эти события XX в., можно сказать, что по сути дела наша «правовая» традиция («произвол власти» или «самодержавие» власти как принцип конституции социального порядка) как раз и не разрушена...»27.
С точки зрения структурно-функционального подхода подобная конструкция властных отношений влияет на распределение энергии, ресурсов, коммуникаций внутри системы вследствие низкой эффективности обратной связи между ее элементами и слабую реакцию на внешнюю среду, т.е. потребности и интересы ветеранов.
В современной России помимо органов власти в организации работ, направленных на удовлетворение потребностей ветеранов боевых действий, определенную лепту начали вносить институты гражданского общества, занимающие активную позицию в демократических государствах. Это обусловлено тем, что общественности отводится роль стороннего наблюдателя, если на политическом пространстве действует индивид, чья социальная позиция не подкреплена ресурсами стоящей за его спиной организации. Следовательно, если чья-то позиция не подкреплена ресурсами стоящей за его спиной организации, то могут возникнуть различные барьеры и они связаны со многими проблемами, в том числе молодостью и несовершенством системы управления, как государственного, так и муниципального.
Организованным группам легче обращаться к государству и даже при необходимости оказывать давление на властные структуры. Не секрет то, что организации инвалидов и ветеранов войны, пытаясь защитить социальные и экономические интересы своих членов, стремясь обеспечить более высокий уровень жизни и преодолеть бедность и т.д., часто вступают во взаимодействие с органами власти.
Интересное мнение по поводу взаимоотношений государства и общественных организаций по вопросу защиты интересов людей предложил английский политолог Б. Бэрри, который говорил об «экономическом» характере власти, о «выигрыше» или «проигрыше» одной из сторон в политическом процессе. По его мнению, «А» повинуется «Б» в том случае, если стоимость уступчивости для «А» меньше стоимости возможных потерь вследствие санкций со стороны «Б». Вероятность же их применения зависит от того, насколько затраты на их применение для «Б» перекрываются стоимостью выигрышей от повиновения «А»28. Применительно к исследуемой проблеме указанные санкции и потери определяют возможности негативного отношения к власти как результат слабой политики по защите прав и интересов ветеранов.
За годы последнего десятилетия в научной среде, политической элите, общественных настроениях отношение к ветеранам боевых действий и событиям, в которых они принимали самое непосредственное участие, претерпело значительные изменения по сравнению с первыми годами перестройки. Ветераны боевых действий как индивидуально, так и в составе общности включены в особые общественные отношения по поводу реализации социальных гарантий и обеспечения личных потребностей. Личные потребности равнозначны личному интересу, последний всегда связан с интересом общественным посредством общественно-практической деятельности, в которую включен человек, и, наоборот, интересы общественные через существующую в обществе практику неразрывно связаны с интересами отдельной личности. Более того, чем развитее общество, тем сложнее и многограннее становится эта взаимосвязь.
Государственная ветеранская политика, разрабатываемая и реализуемая государством, т.е. субъектом данной деятельности, - это комплекс экономических, социальных, медицинских, духовных, организационно-правовых и административных и других мер, осуществляемых государством совместно с институтами гражданского общества, направленных на нивелирование неблагоприятных факторов со стороны внешней среды.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что применение структурно- функционального подхода позволило не только выявить объекты и субъекты ветеранской политики, функции, интересы, права и обязанности ветеранов боевых действий как целостной системы, но и удостовериться в том, что основным источником политики в области защиты ветеранов боевых действий выступают их интересы. Интересы самих ветеранов боевых действий находятся во взаимодействии и взаимообусловленности с интересами государства и общества. Каждый из этих сторон (ветераны боевых действий и их общности, государство, общество) привносит собственное понимание и видение тех задач и целей, которые необходимо достичь в процессе реализации ветеранской политики. Несмотря на разницу в подходах, тем не менее, каждая из сторон стремится в наиболее полной мере приблизиться к построению подлинно социального правового государства, которое своей высшей целью ставит интересы и права людей, защищавшие его на полях сражений. Все это, по мнению английского ученого А. Тойнби, позволит давать адекватный «ответ» на «вызовы» системе со стороны внешнего окружения, что является залогом поступательного развития любой организации29.
1.3. Формы и методы защиты личных интересов ветеранов боевых действий
В развитых странах становлению и развитию широкомасштабной социальной поддержки ветеранов боевых действий предшествовал длительный исторический период, в каждом из которых оказание того или иного вида социальной поддержки воинам со стороны государства оказывалось исходя из имеющихся возможностей и подходов.
Первые формы и методы работы, направленной на защиту прав и интересов военнослужащих и ветеранов боевых действий, возникли уже во времена Античности, однако формализованный и регулярный характер они приобрели в Древнем Риме. В это же время существовавшие термины «evocatus» или «emeritus», понимаемых как «заслуженный воин» заменяются постепенно термином ветеран (veteranus, от лат. vêtus - старый), под которым понимался каждый, кто отслужил в армии шесть лет подряд30.
Основной мерой поддержки ветеранов стало выделение земельных участков из государственного фонда, для них это была возможность улучшения своего материального положения после прохождения военной службы. Российский исследователь армии Древнего Рима С. И. Ковалев отмечает, что полученные ветеранами участки закреплялись за ними и не подлежали продаже в течение двадцати лет. Наделы, на которых выращивали обычно зерновые, виноград и оливки, обрабатывались членами семьи ветерана и, как указывают немногочисленные источники, двумя-тремя рабами .
Помимо земельных наделов каждый легионер по возвращении в гражданскую жизнь получал административную должность «декуриона» в системе государственного управления - члена городского совета. В соответствии со специальным эдиктом о ветеранах ветераны и их близкие родственники получали максимально возможный для римских граждан иммунитет - налоговый. Ветераны получали право льготной «прописки» на любой территории, право заочного голосования на народных собраниях, возможность добровольного исполнения жреческих обязанностей, магистратур и любых выборных должностей в общине. Кроме того, их дома освобождались от постоя.
Нарастание кризисных явлений в древнеримском государстве закономерным образом отразилось и на системе государственной защиты ветеранов. Как пишет Ю. К. Колосовская, в конце III в. ветеранское землевладение переживало упадок. Земля теперь передавалась ветеранам уже не в собственность, а во владение. Существенно меньше становился размер выданного участка31.
Специфика нормативно-правового регулирования, особенность государственного управления, а также другие методы и формы защиты ветеранов заложили основу ветеранской политики западных стран. В настоящее время наиболее развитой и успешной считается американская система государственной защиты ветеранов, истоки которой начали зарождаться еще до принятия Декларации независимости США. Об этом свидетельствует пенсионная программа военнослужащих, принятая в 1776 г. и предусмотревшая пенсию - регулярную денежную выплату. Гражданская война 1861—1865 гг. послужила важнейшим толчком упорядочения и активизации социального обеспечения ветеранов боевых действий. В 1862 г. впервые был принят закон, устанавливающий выплату денежных пособий за увечья, полученные во время военной службы. Тогда же было введено положение о праве супругов и детей солдат, получать пособия в размере, равном пособиям, выплачиваемым самим участникам военных действий, в случае недееспособности последних. О важности активизации государственной политики США, направленной на защиту интересов ветеранов боевых действий, говорили первые лица государства. В 1865 г. Авраам Линкольн призывал «заботиться о тех, на кого падут тяготы сражений, об их вдовах и сиротах...»32. Как пишет JI. Ф. Лебедева, занимающаяся исследованием социальной политики государства в США, после окончания Гражданской войны, был принят Закон о предпочтительном найме на государственную службу инвалидов войны.