Специфика внешнеэкономических отношений России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2010 в 01:13, Не определен

Описание работы

Доклад

Файлы: 1 файл

Специфика внешнеэкономических отношений России и Китая.docx

— 32.75 Кб (Скачать файл)

Крупномасштабные  проекты экономического сотрудничества между Россией и Китаем не могут  не опираться на высокую обоюдную заинтересованность в их реализации. Китаю грозят серьезные кризисные  ситуации в ресурсном обеспечении, прежде всего в энергетической области. Имея огромное население , он по запасам нефти и газа уступает России в 35 раз.

КНР достигла больших  успехов в развитии аграрного  сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, однако дальнейшее их продвижение сдерживается отставанием  инфраструктуры, а также металлургии. Мощности тяжелой промышленности, которыми располагает Китай, не в состоянии  обеспечить достижения намечаемых целей  по приоритетному развитию отраслей инфраструктуры. В тоже время оборудование российского производства не уступает иностранным аналогам, а также  хорошо известно китайским специалистам.

На внутреннем рынке  России предъявляется устойчивый спрос  на продовольствие и относительно недорогую  продукцию некоторых отраслей китайской  обрабатывающей промышленности.

Обратим внимание на точку зрения доктора юридических  наук, вице-президента Института мировой  экономики Фуданского университета КНР Тана Чужачана . “..Китай и Россия, думается имеют возможность осуществить запланированное наращивание взаимной торговли..”.1 

По его мнению, в настоящее время имеются  благоприятные условия для развития российско-китайских торгово-экономических  связей :

1) Распад СССР  предопределил новую расстановку  сил крупных стран и их взаимодействие. Как следствие , интеграция экономик становится главным условием мирного сосуществования и развития всех стран. И Россия, и Китая являются членами Совета безопасности ООН и заинтересованы в поддержании стабильности.

2) С 1991 года политические  отношения России и Китая вступили  в новую фазу развития . За последнее время много раз российско-китайские переговоры велись на самом высоком уровне, подписанные документы дают возможность для расширения двусторонних хозяйственных отношений. С 1992 года неуклонно нарастал объем взаимного товарооборота. Китай является главным торгово-экономическим партнером нашей страны в Восточной Азии. В настоящее время в общем товарообороте России на долю КНР приходится 4,7 % - это третья позиция в российской торговле с “дальним зарубежьем”; во внешней торговле Китая Россия находится на восьмом месте.

3) Отчетливо видны  одинаковые подходы КНР и России  ко многим международным вопросам. Для Китая развитие отношений  с Россией открывает новые  возможности экономического и  социального развития. Россия в  своих отношениях с Китаем  сможет перестроить внешнеэкономический  и внешнеполитический курс, ранее  ориентированный на Запад. 

4) В международном  разделении труда Россия представлена  мощной энергетической и тяжелой  промышленностью, в Китае же  остро стоит проблема нехватки  энергоресурсов . Хотя у Китая есть ряд технологических преимуществ в легкой и текстильной промышленности, в переработке сельскохозяйственных продуктов, а ведь все это может быть использовано для оживления экономики России.

Как уже упоминалось большая часть российского экспорта в Китай приходится на металлы, химические товары, машины, оборудование, минеральное топливо и масла, а также морепродукты. КНР в Россию экспортирует товары народного потребления и продукты питания. “...Это означает, что нынешнее состояние торгово-экономических связей между Россией и Китаем в значительной мере воплощает возможности, спрос и экономическую выгодность взаимных отношений, ... ”.2

Тан Чужачан также указывает, что в отношениях Китая и России существуют определенные проблемы, которые требуют срочного решения. Эти проблемы связаны, прежде всего с тем, что товарооборот развивается неравномерно. В 1991 и 1992 гг он составил соответственно 3,9 и 5,9 млрд долл. Пик взаимной торговли был достигнут в 1993 году - 7,7 млрд долл, а далее начался спад. В 1997 году объем двусторонней торговли сократился на 10 % . Далее Тан Чужачан указывает на незначительный объем и нерациональную структуру двусторонних инвестиций. С 1992 г количество совместных предприятий быстро увеличивалось, однако все они имели незначительные размеры. К июню 1996 г объем инвестиций России в Китае равнялся 9 млн долл, т.е. примерно 0,04 % общей суммы привлеченных иностранных капиталов. Прямые инвестиции Китая в России составили соответственно 6 %. Кроме того, китайский капитал сосредоточен в области торговли и услуг, а в производстве и НИОКР они явно в дефиците.

Причинами этого  Тан Чужачан считает :

1) преобладание бартера  в отношениях двух стран до 1993 года. В связи с отсутствием  других форм торговли произошло  снижение товарооборота.

2) малую роль крупных  и средних предприятий обоих  стран во взаимной торговле, ведь как известно, именно они являются опорой и национальных хозяйств.

3) политическую и  экономическую нестабильность в  России .

4) наличие в России  и Китае предубеждений относительно  двусторонних торговых отношений.

Еще одно мнение на эту  тему. П.Власов и П.Быков : “..Если у Китая есть шанс “удержаться на грани”, он во многом связан с Россией ..”3

В своей статье они  указывают на социальные и финансовые проблемы Китая :

1) банкротство GITIC - одной из крупнейших корпораций, созданных для развития международной  торговли и привлечения иностранного  капитала. Хотя, отказ от оплаты  долга корпорации был вполне  оправдан, несмотря на сложившийся  кризис (банкротство оказалось трагедией  для всего региона) . Иначе, государству пришлось бы брать на себя ответственность за все подобные компании.

2) рост безработицы 

3) и как следствие,  падение спроса и затоваривание  производителей

4) постоянная “утечка”  капитала. За 1998 год из Китая вывезено  примерно 50 млрд долларов.

5) неудачные попытки  провести программу приватизации  жилья.

П. Власов и П. Быков  отмечают, что экономическая ситуация в обоих странах, такова, что экономики КНР и России во многом являются взаимодополняющими. Россия располагает необходимыми Китаю сырьем и объемным рынком, а Китай может закупать в России продукцию машиностроения. “..У Китая нет ни с одной страной нет столь масштабной совместной энергетической программы. Это демонстрирует очень высокий уровень доверия к России и обеспечит нам резерв политической стабильности в международных отношениях”.4

До 2002 Китай планирует  вложить в инфраструктурные проекты  до 1 трлн долл. Думается, общественные работы помогут сохранить занятость и продолжить урбанизацию Китая. Однако, как упоминалось выше, Китай не располагает необходимыми энергетическими мощностями . Дефицит их ощущается все острее. По замыслу , нефть, газ, электроэнергия из России будут главным фактором экономического роста Северного Китая - самых бедных, а потому социально опасных провинциях .

П. Власов и П. Быков  считают, что Китай “.. по-прежнему обладает невероятным потенциалом даже для чисто экстенсивного развития...”. Залог успеха китайских реформ - сила центральной власти, отвечающей за все, что происходит в экономике. Будущее Китая зависит от твердости руководства. Если правительству удастся сохранить контроль над страной, то “крах” может произойти совсем не там, где его ожидают..”.

Однако, не все с таким оптимизмом смотрят на настоящие и будущие экономические успехи Китая, а на внешнеэкономическое сотрудничество не возлагают больших надежд.

К примеру, Н. Ефимова  и А. Ландышева считают, что “..Руководству КНР все труднее сохранять имидж социально стабильной и спокойной страны..”.5

Крестьянское население  недовольно высокими поборами, неспособностью Пекина решить проблему острой безработицы. В прошлом году в стране было зарегистрировано около десяти тысяч фактов прямого столкновения населения с органами правопорядка. Тяжелый финансовый кризис в Юго-Восточной Азии делает экономическую ситуацию в КНР критической. Как минимум, 50 % из 120 тысяч китайских госпредприятий убыточны. Они сводят концы с концами только за счет ничем не обеспеченных кредитов от государственных банков. Пекину становится все труднее справляться с международным финансовым кризисом. Настоящую панику на мировых биржах вызвал недавний отказ Пекина обслуживать долги обанкротившейся компании GITIC. По мнению многих комментаторов, Пекин не сможет избежать девальвации юаня. Иначе китайские товары станут слишком дорогими по сравнению с конкурентными товарами из других азиатских стран. Однако, если Пекин пойдет на девальвацию, внутренняя ситуация еще более обострится, а в соседних азиатских странах вновь начнется паника.

Еще одно мнение. А. Шумилин  также считает, что “...Пекин отнюдь не рвется укреплять политический альянс с Москвой в противовес Западу - похоже, Запад в нынешней ситуации гораздо важнее для Китая , чем переживающая экономический кризис и находящаяся в состоянии политической нестабильности Россия. Но и с Москвой Пекин не прочь укрепить взаимоотношения , чтобы эффективнее решать свои внешнеполитические задачи....”.6

На ноябрьскую встречу  председателя КНР Цзян Цзэминя и  президента РФ Бориса Ельцина многими  возлагались большие надежды. В  правительстве РФ и в Госдуме  нашлось немало желающих воспользоваться  визитом председателя КНР с целью  продемонстрировать Западу , что есть еще и Восток. Однако заявлений такого рода на встрече не было. “..Китай вовсе не собирается противопоставлять себя Западу... ”.

Также А. Шумилин  считает, что сближение Китая  с Россией в ущерб Запада не входит в планы КНР, так как  это может создать угрозу для  поступления в страну необходимых  инвестиций и высоких технологий, так как Россия экспортирует главным  образом военные технологии, Китай  же нуждается и в модернизации гражданской промышленности. Поэтому представляется проблематичным увеличение товарооборота к 2000 году до 20 млрд долл.

Пекин делает ставку на взаимодействие с Москвой главным  образом в политической сфере. Китай  выражает надежду на поддержку Москвы при решении проблемы Тайваня. На ноябрьской встрече Цзян Цзэминь  пытался добиться заверений от российского  руководства, в том что позиция России по этому вопросу останется неизменной. Эту задачу китайский лидер в Москве решил. 

Думается, что наращивание  российского экспорта может пойти  по названым направлениям . Внешняя торговля на китайском направлении становится снова государственно контролируемой в то время, как условия экономической деятельности в обеих странах не позволяют пока рассчитывать на то, что мелкие и средние предприниматели повысят свою активность. Характерно, что китайская сторона предлагала вернуться к старой практике оформления поставок межправительственными соглашениями. При этом не следует рассчитывать на формирование диверсифицированной структуры товарооборота. Российская номенклатура поставок будет расширена незначительно, а Китай станется в основном экспортером товаров широкого потребления и продуктов питания. И здесь кроется еще одна проблема : российский рынок в достаточной степени насыщен потребительскими товарами, и наращивание китайских поставок вряд ли возможно. В результате последние годы отрицательное сальдо Китая в торговле с Россией растет, и решить эту проблему можно только за счет изменения качественной структуры китайских поставок. Одним из путей решения проблемы, как уже упоминалось, может быть организация совместных производств в КНР и допущение расчетов в национальных валютах. Необходимость принятия мер стала особенно явной после очередного падения двустороннего товарооборота в 1997 году (из-за сокращения китайского экспорта в Россию и введения Китаем ограничений на ввоз удобрений и металлопродукции, основных товаров российского экспорта).

В последние годы достигнут большой прогресс в политических отношениях России и КНР. Появилась новая их формула - “Стратегическое партнерство, обращенное в 21 век”. Она стала постепенно наполняться соответствующим содержанием. Сложились механизмы постоянных контактов на высшем уровне и систематических политических консультаций, установились регулярные связи между различными ведомствами, достигнуты соглашения по широкому кругу политических и экономических отношений, идет решение пограничных, территориальных и других проблем. Несмотря на очевидный прогресс в отношениях двух стран, остается актуальным вопрос : произойдет ли переход к новому типу сотрудничества, принципиально отличному от союза периода 50-ых годов, либо новая формула отношений явится лишь своеобразной декларацией о намерениях ?

Наши страны имеют  перспективы дальнейшего обогащения содержания двусторонних отношений, но у этого процесса есть и объективные  ограничители. Достаточно обратить внимание на следующие факторы: 

В России сохраняется  политическая и социальная напряженность. Большую роль играет незавершенность  государственного строительства.

В России сохраняется  экономическая стагнация с неясной  перспективой роста производства и  его технико-технологического обновления.

В России сохраняется  существенная неравномерность развития социаль но-экономического развития регио нов, особенно отставание Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Россия, располагая Транссибом и незавершенным БАМом, имеет возможность эффективно соединить

В КНР сохраняется  политическая и социальная напряженность. В стране начался переход от централизованного к федеративному государству. Первая его фаза на основе принципа “одна страна - две системы” связана с воссоединением Сянгана и КНР.

В КНР продолжается рост производства, однако перспективы  его не вполне ясны. У страны огромный потенциал экстенсивного роста  при больших социально-экономических  ограничителях интенсивного развития.

В КНР углубляется  неравномерность социально-экономического развития, породившая политические

АТР с Европой, стать  территорией прохождения “Второго трансконтинентального моста” (Ляньюньган - Роттердам).

Россия располагает  сырьевыми ресурсами. Задача состоит  в переходе от торговли ими к торговле конечными продуктами их переработки.

Россия располагает  новейшими технологиями в ряде отраслей и крупными заделами в фундаментальных  исследованиях, базой для капиталоемких  и наукоемких производств, являющихся важнейшим фактором ее будущего развития.

Информация о работе Специфика внешнеэкономических отношений России и Китая