Роль ФРГ в развитии процесса европейской интеграции (1945-2004)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2010 в 18:59, Не определен

Описание работы

Сегодня Германия является одним из крупнейших и экономически развитых государств Европы, играет важнейшую роль на международной арене. Одним из значимых приоритетов внешней политики ФРГ является углубление интеграции государств Западной Европы. Германия активно участвует в построении и организации европейских структур. Именно поэтому актуальным является проследить эволюцию роли ФРГ в европейской интеграции. Объектом исследования является европейское направление внешней политики ФРГ, ее роль в интеграционных процессах в 1945-2004 гг. Предметом исследования являются особенности немецкой внешней политики в этот период, проблемы и перспективы участия Германии в ЕС. Целью работы является проанализировать роль и особенности политики ФРГ в области европейской интеграции. Для достижения цели исследования в работе решались следующие задачи: - проследить эволюцию внешней политики ФРГ на европейском континенте; - охарактеризовать роль и особенности участия Германии в процессах европейской интеграции; - рассмотреть изменение положение Германии в Европейском союзе (ЕС) в связи с его расширением; - проанализировать проблемы и возможности дальнейшего участия ФРГ в ЕС. Хронологические рамки работы включают период после окончания Второй мировой войны и до 2004 г. – включения десяти стран восточной Европы в ЕС.
Географические рамки включают территорию стран Европейского союза, а также государств, которые оказывали влияние на европейский вектор внешней политики ФРГ.

Файлы: 1 файл

Kursovaq.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

     При нахождении на посту канцлера Эрхарда, европейский курс не был  столь активным. В отношении Франции сохранялась видимость согласия, но поддержать де Голля в конфликте с председателем Еврокомиссии В. Хальштейном Эрхард не захотел. К тому же в немецком правительстве было не мало сторонников Хальштейна, поддерживавших идею ускорения европейской интеграции и усиления роли наднациональных институтов в Европейских сообществах. В рамках своей европейской политики Эрхард уделял большое внимание лишь урегулированию различных аспектов сельскохозяйственной программы, принятой в 1962 г.

     Экономический императив во многом определял внешнеполитический курс правительства ФРГ при Шмидте. Вместе с французским президентом  
В. Жискар д’Эстеном Шмидт внес большой личный вклад в развитие европейского интеграционного процесса25. Результатом их усилий стало формирование европейской финансовой системы с вводом расчетной денежной единицы ЭКЮ, европейской системы скоординированных валютных курсов («валютной змеи» ЕЭС)26. Солидаризируясь с Францией Шмидт занял жесткую позицию по поводу притязаний Великобритании на изменение порядка финансирования бюджета Сообществ и сельскохозяйственной политики ЕЭС.

      В конечном счете, к началу 70-х годов  стороны пришли к выводу, что надо как-то упорядочить свои взаимоотношения, придать сосуществованию двух систем цивилизованную форму, создать своего рода кодекс поведения, опирающийся на взаимоприемлемые принципы и положения. Был выработан и в 1975 году подписан в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В последующие годы так называемый "хельсинкский процесс" получил свое продолжение и развитие, возникла Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

      Опубликованные  в последние годы мемуары государственных  и политических деятелей различных стран дают возможность лучше понять, какими идеями и целями они руководствовались, начиная и форсируя хельсинкский процесс, как оценивают его результаты.

      Ганс-Дитрих Геншер, возглавлявший в течение 18 лет МИД ФРГ, пишет в своих воспоминаниях, что именно хельсинкский процесс позволил "преодолеть конфликт между Западом и Востоком, создать единую свободную Европу"27. Он считает решающим, что Заключительный акт был ориентирован не на закрепление статус-кво, а на развитие процесса, на создание "стабильных рамочных условий для Европы", благодаря которым процесс разрядки привел к преодолению статус-кво, причем без тяжелых потрясений и тем более без применения силы. Вывод Г.-Д.Геншера: процесс СБСЕ позволил решить национальную задачу немцев " добиться воссоединения Германии28.

     Результатом франко-западногерманского сотрудничества в те годы стало укрепление наднациональных органов Сообществ. Значительно выросла роль Совета ЕЭС, участие в работе которого чаще стали принимать главы правительств и государств сообщества. С 1978 г. начали проводиться прямые выборы в Европарламент, повысившие статус и этого наднационального института. Эти меры позволили перейти в первой половине 80-х гг. к разработке планов принципиально нового этапа интеграции — создания Европейского союза. Шмидт также поддержал инициативы стран Бенилюкса по разработке проекта Европейского Союза («план Тиндеманса»).

     В 1981 г. Министр иностранных дел ФРГ Геншер вместе со своим итальянским коллегой Коломбо выдвинули совместный проект «Европейского акта», призванного объединить правовую базу Европейских Сообществ и сформулировать новые направления интеграционного процесса. Реализация «плана Геншера-Коломбо» началась уже с 1983 г.

     А в 1985 г. уже была опубликована программа  полной интеграции стран ЕС в так называемой "Белой книге". В ней содержались точные сроки проведения мер, благодаря которым должны были быть устранены препятствия на пути передвижения капиталов, услуг, товаров, населения и т. п. Дополнением к "Белой книге" явилось принятие Единого европейского акта (ЕЕА) в 1986 г.29, в котором ФРГ приняла активное участие. ЕЕА довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. Оно должно было быть завершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей). Единый европейский акт также учредил гимн и флаг Европейских сообществ.

     Конец 80-х годов был напряженным периодом как для Европы. Крушение социалистической системы изменило расстановку сил на международной арене. Крах Берлинской стены перевернул все основные политические, дипломатические, стратегические и экономические положения, основанные во времена идеологического конфликта Востока и Запада. Г.П. Шварц, специалист по истории Германии, так описывает последствия объединения и возвращения единой Германии: «Огромная немецкая мощь, запечатленная в истории, находится в трудном положении и не может раствориться в Европе подобно кусочку сахара; эта мощь неприятна ни соседним странам, ни даже самим немцам, которые боятся собственной силы и враждебности более слабых народов; но немцы не смогут избежать своей судьбы»30.

     Крушение Берлинской стены в ноябре 1989 года и последовавшее объединение Германии вызвали шок во Франции31. Вновь возникла такая же напряженная ситуация какая была в послевоенное время; президент и общественность выражали опасения по поводу возможного экономического и политического доминирования Германии. Несмотря на все заверения канцлера Коля, преобладающее большинство французов считало, что если Германия не будет сдержана рамками союза, то однажды она вновь может стать экспансионистской и агрессивной державой. В дополнение этого, налицо было явное опасение, что Германия может потерять всякий интерес к европейской интеграции и обратить свое внимание и приоритеты на страны Центральной и Восточной Европы32.

     Президент Миттеран опасался, что объединенная Германия больше не будет нуждаться во французской поддержке на международной арене. Тридцатилетний опыт партнерства с Германией, как казалось правительству V Республике, находился под угрозой. Подобные страхи спровоцировали огромное число политических акций со стороны правительства Франции, которая время от времени президентствовала в ЕС. Сначала Миттеран, казалось, стремился сдержать процесс объединения Германии. Затем последовало его предложение о создании панъевропейской конфедерации. Этот проект, который также отчасти являлся и ответом на возрастающее влияние НАТО в странах Восточной Европы, состоял из 2 частей: во-первых, речь шла об углублении европейской интеграции посредством развития Европейского валютного союза (ЕВС) и общей внешней политики и политики безопасности и, во-вторых, о дальнейшем продвижении по пути расширения. Эти предложения, однако, не встретили поддержки со стороны британского и датского правительств, а также Германии, которая имела экономическую и стратегическую заинтересованность в скорейшем расширении ЕС на Восток. Миттерану пришлось отказаться от идеи конфедерации вследствие острой критики проекта со стороны восточно-европейских стран. Он пришел к убеждению, что лучший способ сдержать Германию - это выступать за скорейшую интеграцию.

     Таким образом, Германия в период после Второй мировой войны преодолела долгий и тернистый путь от раскола до объединения. Включение в активные европейские дела и восстановление экономической мощи были жизненно необходимы Германии. Встав на путь интеграции, она восстановила свои позиции на континенте и завоевать авторитет надежного партнера как в экономических, так и политических вопросах. Вскоре Миттеран и Коль вступили в фазу интенсивных переговоров с целью интеграции объединенной Германии в ЕС. Итогом этих переговоров должно было стать создание Европейского союза. 
 
 
 
 
 

 

    II.Участие ФРГ в Европейском Союзе после объединения  
    до начала XXI века (1990-2004 гг.).
     

     Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это  было принято 28 апреля 1990 года в Дублине, где главы государств и правительств решили, что присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.

     По  итогам франко-германских переговоров  и на основе “плана Делора” к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

     Первый  этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой  валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание ФРГ уделяла сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита.

     1 июля 1990, вступил в силу Договор  об образовании экономического, валютного и социального союза,  санкционировавший перенос на территорию Восточной Германии западногерманской системы социального рыночного хозяйства.

     Второй  начался непосредственно с принятия Маастрихтского договора. Еще в начале 1990 г. лидеры Германии и Франции — Коль и Миттеран — выступили с идеей найти новые пути активизации деятельности сообществ, причем не только в сфере экономики, но и во внешней политике, а также в области безопасности Европы33. За франко-германской инициативой последовали предложения о созыве 2-х межправительственных конференций, которые начали работу одновременно в декабре 1990 года. Одна из конференций занималась рассмотрением вопроса о политическом союзе, вторая — о валютном и экономическом союзе. В подготовительной работе участвовали эксперты и министры. Для обсуждения подготовленного проекта договора 9—10 декабря 1991 года в нидерландском городе Маастрихте состоялось специальное заседание Европейского Совета.  
7 февраля 1992 года состоялось подписание договора о Европейском Союзе34, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтский договор установил точную дату введения евро: 1 января 1999 года.

     Необходимо  отметить, что в процессе ратификации Маастрихтского договора правительство Г. Коля столкнулось с необходимостью урегулировать статус земель и федерации при проведении политики в отношении ЕС. Это обусловлено стремлением германских депутатов увеличить влияние на законодательный процесс в Брюсселе. Новая редакция статьи 23 Основного закона и соответствующие законы расширили права бундестага и бундесрата при решении вопросов политики ФРГ в ЕС.

     Важное  значение для усиления роли Германии имело закрепление в Маастрихтском  договоре сотрудничества в области  общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Проведение совместных внешнеполитических действий в рамках ОВПБ представляет для Германии полезное многонациональное прикрытие для реализации ее собственных целей. В вопросе о роли и месте ЗЕС германская дипломатия заняла компромиссную позицию. Этот подход отражен в Маастрихтском договоре, который закрепил роль ЗЕС в качестве составной части ЕС и одновременно европейской опоры НАТО. ФРГ начала активно сотрудничать в сфере внутренних дел и юстиции, став инициатором создания ведомства европейской полиции (Европола) и участником Щенгенских соглашений (1985 г.).

     Обеспечение экономической и политической стабильности в Восточной Европе побудило ФРГ начать в начале 90-х гг. в рамках маастрихтского процесса активную политику расширения ЕС путем проведения переговоров о подготовке стран-кандидатов к вступлению в Союз. По предложению ФРГ, девяти странам ЦВЕ и трем странам Балтии был предоставлен статус ассоциированных участников ЗЕС. Исходя из соображений экономической и политической безопасности, Германия поддержала расширение ЕС и в северном направлении (принятие Швеции, Финляндии) и Австрии. Активная политика расширения, проводимая ФРГ, вызвала у ее партнеров обоснованные опасения о создании "германского блока".

     Федеративная  Республика Германия явилась одним  из инициаторов ускорения европейской  интеграции в конце 90-х гг., обусловленного значительными успехами в процессе формирования единого политического и экономического пространства объединенной Европы, среди которых в первую очередь необходимо назвать введение "евро", принятие программы реформирования аграрной и структурной политики, выработку рамочных условий формирования единой финансовой системы Европейского союза.

     К моменту прихода к власти в  ФРГ в 1998 г. красно-зеленой коалиции Герхарда Шредера и Йошки Фишера перед страной стояли в основном те же самые внешнеполитические проблемы, которые на заключительном этапе своего правления решала коалиция ХДС и СвДП. Однако наметившиеся пути их решения говорят о существенном смещении акцентов во внешнеполитической стратегии ФРГ. Однако несмотря на председательство Германии в ЕС в 1999 г., она весьма сдержанно реагировала на проекты общеевропейских программ, призванных ускорить формирование валютного союза35. Шредер демонстрировал готовность к участию в процессе интеграции, но отказался оплачивать его издержки для других стран. В условиях правления коалиции социал-демократов и «зеленых» во внешнеполитическом курсе ФРГ еще более усилилась тенденция к односторонним внешнеполитическим шагам, которая явственно дала о себе знать в бытность канцлером ФРГ Гельмута Коля. Речь идет как о существенных расхождениях между правительством ФРГ, федеральными землями и немецким бизнесом, с одной стороны, и Европейской комиссией — с другой, по широкому кругу социально-экономических вопросов, связанных с европейской интеграцией и внешнеполитическими акциями, направленными против политики США и ряда их союзников в Ираке.

Информация о работе Роль ФРГ в развитии процесса европейской интеграции (1945-2004)