Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:47, курсовая работа
Вопрос о Лиге оказался актуальным как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.
Введение
Глава 1. Основание Лиги Наций. Цели, задачи организации. Сильные/слабые стороны
Глава 2. Деятельность Лиги Наций в 1920-е гг.
Глава 3. Деятельность Лиги Наций в 1930-е гг.
Заключение
Список изученной литературы
Глава 3. Деятельность Лиги Наций в 1930-е гг.
В мае 1930 г. правительство Франции разослало всем государствам Европы, включая СССР, «Меморандум об организации режима Федеративного европейского союза».
Таким образом, французская
дипломатия впервые увязала решение
проблемы международной безопасности
с созданием наднациональной
системы политического, экономического
и гуманитарного
В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций, об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.
В середине 30-х годов в связи с угрозой реализации планов установления мирового господства фашистскими государствами – Германией и Италией и милитаристской Японией, некоторые страны начали искать пути сотрудничества с СССР. 15 сентября 1934 г. по инициативе французской дипломатии, в частности премьер-министра иностранных дел Л. Барту, 30 членов Лиги Нации обратились к СССР с предложением вступить в эту организацию. 18 сентября 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, заняв постоянное место в ее Совете. Против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария. Во время вступления в Лигу Наций советское правительство сделало ряд предостережений, которые касались ее Устава, в частности, было сделано заявление о том, что СССР не может одобрить систему мандатов, которая, по сути, является формой прикрытия колониальных захватов.
Ещё одним сложным примером международного конфликта, требующего вмешательства Лиги Наций, были происшествия между Колумбией и Перу за Летицию, отдаленную границу в долине Верхней Амазонки. После нескольких попыток решить проблему на региональном уровне, перуанские и колумбийские делегаты, наконец, обратились к Лиге Наций с просьбой об оказании помощи в 1933 году. Тем не менее, только после того, как перуанский президент Луис Санчес Серро был убит, соглашение было достигнуто. В результате право собственности на территории Летиции были переданы международной комиссии, а в течение последующего года территория была возвращена в Колумбию.
Как видим, в 1920-х годах Лига Наций была весьма успешной, а в 1930-х годах она потерпела крах. Это утверждение распространяется на две основные неудачи Лиги Наций - в Маньчжурии и Абиссинии.
Китай: маньчжурский кризис 1932 года. 19 сентября 1931 года Лига Наций была в курсе инцидента, спровоцированного антияпонскими активистами в принадлежащей Японии Южно-Маньчжурской железной дороги в Китай. Таким образом, японская армия вторглась в китайскую провинцию Маньчжурия. Китай сразу же обратился к мировым державам для их вмешательства. Под председательством Аристид Бриан, и при активном участии Соединенных Штатов Америки (которые до сих пор воздерживались от признания Лиги Наций в качестве глобального посредника), Совет пытался договориться о мирном урегулировании. Тем не менее, ни Совет, ни Ассамблея не смогли договориться о введении каких-либо санкций, которые в соответствии с Пактом, можно было бы использовать против государства-члена, которое нарушает принципы Лиги Наций.
Через четыре месяца после первой вспышки военных действий, Совет направил следственную комиссию в Китай под руководством британского дипломата, графа Литтона. К тому времени, как так называемая комиссия Литтона, наконец, прибыла в Китай в апреле 1932 года, японская армия уже основала маньчжурское государство Маньчжоу-Го. Для того, чтобы определить источник конфликта и придумать возможные меры для восстановления мира между Китаем и Японией, Комиссия начала расследование с привлечением Джордж Мосс, члена британской консульской службы, который также владел китайским.
Согласно докладу Литтона (сентябрь 1932), Лига Наций отказалась признать Маньчжоу-Го как государство и предложила ряд мер, направленных на восстановление статуса-кво. Хотя Китай принял рекомендации Лиги Наций для восстановления мира в регионе, Япония отказалась и, как результат, вышла из Лиги Наций в 1935 году.
Эфиопии (Абиссинии). В 1933 году фашистское правительство Муссолини планировало нападение на Эфиопию с целью расширения колониальной территории Италии, несмотря на то, что в 1928 году он подписал итало-эфиопской Договор о дружбе, примирению и арбитраже. В декабре 1934 года произошло столкновение между вооруженными силами двух государств на эфиопской стороне границы с итальянского Сомали. Муссолини объявил инцидент "актом самообороны" и, следовательно, не подлежат арбитражу. Помимо компенсации требовалось официальное признание области, как итальянской.
При этом отказ императора Эфиопии Хайле Селассие был воспринято как повод к войне Италии. Как член Лиги Наций, Эфиопия направила данное дело на рассмотрение Совета, но следуя своим стремлениям к расширению, Муссолини игнорировал все предложения Лиги Наций, с тем, чтобы продолжить мобилизацию своих вооруженных сил в северной области эфиопского государства Эритрее.
Очередные переговоры в Женеве оказались безрезультатными, что ясно показало несостоятельность Совета в защите малых государств-членов от интересов более крупных и влиятельных и, как следствие, нефтяные санкции, которые могли бы остановить военные усилия Муссолини, не были применены. Таким образом, вооруженной смертельной комбинацией превосходного оружия и ядовитого газа, Италии удалось начать атаку Эфиопии в декабре 1935 года.
После падения Аддис-Абебы в мае 1936 года, император Хайле Селассие, который находился в Женеве в тот момент, направился в Ассамблею и снова обратился к Лиге Наций за помощью, но безрезультатно, так как завоевания Италии были официально признаны в большинстве стран. Как бы там ни было, объявление Муссолини о войне с Францией и Великобританией спровоцировало последнюю содействовать возвращению императора из своей страны, в 1941 году, эфиопское правительство вернулось к власти и Эфиопия стала независимым государством.
Важнейшими вопросами, обсуждаемыми в Лиге Наций на протяжении 1934-1939 гг., были итальянская агрессия против Эфиопии (1935- 1936 гг.), нарушение Германией Версальского мирного договора в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны (1936 г.), итало-немецкая интервенция в Испании (1936-1939 гг.), увлечение Германией Австрии (1938г). Политика западных государств в этот период – умиротворение агрессоров – объяснялась старанием направить фашистскую агрессию восточнее, против СССР. Эта позиция превратила Лигу Наций в прикрытие немецкой, итальянской и японской агрессии против других стран. Этим и объяснялась беспомощность Лиги Наций, которая не смогла осуществить ни одной эффективной меры против фашистской агрессии накануне Второй мировой войны. Например, в октябре 1935 г. Ассамблея Лиги Наций по требованию ряда государств, в том числе СССР, приняла решение о применении экономических и финансовых санкций против Италии, которая напала на Эфиопию. Однако, в связи с позицией западных государств, важнейшая часть итальянского импорта – нефть – не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило заинтересованность Италии Эфиопией (1936 г.). В июле 1936 г. по требованию Великобритании и Франции решение Лиги Наций относительно санкций против Италии вообще было отменено. В период итало-немецкой интервенции в Испании в 1936-1939 гг. некоторые западные государства добились от Лиги Наций того, что она не только не приняла никаких мер по сдерживанию агрессоров, а и вовсе уклонилась от рассмотрения этого вопроса.
Упрямая борьба СССР за создание системы коллективной безопасности на протяжении 1934-1939 гг. не нашла широкой поддержки в Лиге Наций. Подписание 23 августа 1939 г. в Москве пакта о ненападении между СССР и Германией (так называемый «пакт Молотова-Риббентропа») оттолкнул от СССР последних сторонников системы коллективной безопасности в западных странах. Для правящих кругов Великобритании, Франции и США дальнейшее пребывание СССР в составе Лиги Наций оказалось нежелательным. Используя советско-финляндскую войну 1939-1940 гг., которая едва не привела к вооруженному конфликту между СССР и Великобританией и Францией, как повод, западные страны добились того, что решением Совета Лиги Наций 14 декабря 1939 г. СССР был исключено из этой организации. Деятельность Лиги Наций с этих пор, по сути, прекратилась.
В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав Вторую мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.
Остались нереализованными и положения Пакта о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.
В первые месяцы после начала мировой войны ни Совет, ни Ассамблея Лиги Наций не обсудили сложившуюся ситуацию. Вопрос о нападении Германии на Польшу вообще не обсуждался, поскольку немецкое правительство через свое посольство в Женеве очень недвусмысленно дало понять, что не будет считать себя ограниченным суверенитетом Швейцарии в случае, если «Англия и Франция используют Совет и Ассамблею против Германии в целях пропаганды». В дальнейшем секретариат Лиги Наций продолжал исполнять свои функции, но никакого реального политического веса организация уже не имела.
В социальной сфере Лига Наций делала успехи, но на фоне ее политических неудач эти успехи стираются. Многие группы, которые работают в Организации Объединенных Наций в настоящее время, берут свои корни из Лиги. Отряды были отправлены в страны третьего мира, чтобы вырыть колодцы пресной воды, организации здравоохранения начали кампанию по уничтожению проказы. Идея искоренения болезней была заимствована Организацией Объединенных Наций в кампании по борьбе с оспой.
В странах третьего мира была проделана работа по улучшению положения женщин, борьбе с трудом детей-рабов, наркоманией и контрабандой наркотиков.
Эти проблемы по-прежнему остаются с нами в ХХІ веке, поэтому критика неудачной деятельности Лиги Наций по их решению неуместна. Если мы не можем сделать этого сейчас, для Лиги Наций это было гораздо более сложной задачей при более ограниченных ресурсах.
Наибольший успех Лиги Наций заключался в попытках решения этих социальных вопросов, даже в простом распространении информации по всему мире о том, что эти проблемы действительно существуют и что они должны быть урегулированы. Ни одна организация не сделала этого раньше Лиги. Эти социальные проблемы, возможно, продолжались, но тот факт, что они активно изучались Лигой Наций и были приняты во внимание Организацией Объединенных Наций, следует рассматривать как успех.
В конце Второй мировой войны, 43 государства все еще являлись членами Лиги Наций, хотя неформально она прекратила свое существование ещё до войны. Однако формальное прекращение деятельности организации было необходимо окончательным и официальным распоряжением в отношении передачи имущества Лиги Наций Организации Объединенных Наций: конкретные активы в виде зданий и оснований, библиотеку, и последнее, но, конечно, не в последнюю очередь, архивы и исторические коллекции.
В 1945 году на конференции в Сан-Франциско была создана Подготовительная комиссия, которая с этой целью встретилась в Лондоне с наблюдательной комиссией Лиги Наций. По инициативе Министерства иностранных дел Великобритании, последнее заседаниеАссамблеи (двадцать первое) состоялось в Женеве 8 апреля 1946 года. В своей заключительной речи, лорд Роберт Сесил, один из основателей Лиги Наций, заявил, что усилия тех, кто создал Лигу Наций, не были потеряны, потому что без них новой международной организации, Организации Объединенных Наций, не может существовать. Лорд Сесиль закрыл Ассамблеи со словами: «Лига умерла, да здравствует Организация Объединенных Наций!"
Заключительный акт передачи был подписан в Женеве 18 апреля 1946 года Шоном Лестером, последним Генеральным секретарем Лиги Наций, и Влодзимежем Модероу, представителем Организации Объединенных Наций.
Таким образом, сдав все свои активы Организации Объединенных Наций, и предоставив новому Секретариату полный контроль над своими библиотеками и архивами, 43 государства-члена, участвующих в последнем заседании Ассамблеи, заявили единогласно, что по состоянию на 20 апреля 1946 года Лига Наций перестала существовать.
***
По результатам третьей главы исследования можно сформулировать следующие выводы: