Взаимность и пределы применения иностранного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - раскрыть тему « Взаимность и пределы применения иностранного права».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть механизм коллизионного регулирования;
Изучить понятия взаимности и реторсии;
Охарактеризовать пределы применения иностранного права.

Файлы: 1 файл

Международное частное право контр.работа.docx

— 46.28 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Важной составной частью жизни любого современного государства является его внешнеэкономическая деятельность. Отечественная доктрина исходит из того, что международному частному праву свойственны свои специфические приемы и средства регулирования прав и обязанностей участников гражданских правоотношений международного характера. Речь идет о сочетании и взаимодействии двух методов — коллизионного и материально-правового. В правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух сталкивающихся законов подлежит применению — действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле.

Нормы иностранного права должны определяться, применяться и толковаться, как если бы дело рассматривалось в той стране, чье право подлежит применению. При этом необходимо учитывать, что на применение иностранного права не может не сказаться фактор его действия в правовом поле другого государства.

Если иностранное право понимается как особая правовая систем, то для разрешения спора необходимо обратиться ко всей совокупности норм данного государства, т.е. его правопорядку в целом. Применение иностранного права – это применение иностранного правопорядка, а не отдельных законодательных положений другой страны

Интернационализация хозяйственной жизни в современном мире, а также общее развитие правовых, культурных и иных связей нашего государства с другими странами в значительной мере способствуют развитию международного частного права, что находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их законов, а также судебных актов. В науке международного частного права взаимность понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества, позволяющий обусловить дружественное отношение одного государства к другому адекватным ответным отношением.

Принцип взаимности будет одним из основных в регулировании межгосударственных экономических отношений. Его квалификация как специального принципа международного экономического права не мешает рассматривать его и как исходное положение в международном частном праве. Отметим, что тесная взаимосвязь международного и внутригосударственного права обеспечивает и взаимодействие рассматриваемых начал между собой.

В случае если конкретные государства в международном соглашении определяют, что их сотрудничество будет осуществляться на базе принципов взаимной выгоды, равноправия и взаимности, то ϶ᴛᴏ означает, что они, помимо прочего, берут на себя юридические обязательства следовать характеру взаимности во всех ϲʙᴏих действиях, реализуемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих сферах

Цель контрольной работы - раскрыть тему « Взаимность и пределы применения иностранного права».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть механизм коллизионного регулирования;
  2. Изучить понятия взаимности и реторсии;
  3. Охарактеризовать пределы применения иностранного права.

Методической базой контрольной работы являются нормативно-правовые документы, специальная литература в международного частного права.

 

 

 

 

1.Понятие и сущность коллизионных норм

 

Необходимой предпосылкой правового регулирования коллизий является выбор гражданского права того государства, которое будет компетентно их регулировать. Во внутреннем праве государств есть особые нормы - коллизионные, которые содержат правила выбора права: или тем или иным способом указывают, гражданское право какого государства должно быть применено для урегулирования конкретного гражданского отношения с иностранным элементом. Так что прежде чем рассматривать проблемы, касающиеся отношений, осложненных иностранным элементом, необходимо решить коллизию права и ответить на так называемый коллизионный вопрос: право какого государства надо применить для рассмотрения искового требования, то есть выбрать право. Иными словами в национальном праве государства, на территории которого рассматривается правоотношение, осложненное иностранным элементом, необходимо найти такую норму, которая бы и обосновывала ответ на возникающий коллизионный вопрос. Такая норма и называется коллизионной нормой.

Предупреждая, образно говоря, «столкновение» законов, коллизионные нормы реализуют свое предназначение своеобразным путем: они не регламентируют непосредственно права и обязанности участников отношений, как это свойственно материально-правовым предписаниям, а определяют подлежащее применению применимое) право. Достигается это с помощью обозначаемых в коллизионной норме оснований (признаков, критериев), позволяющих установить надлежащее право.

     Коллизионная  норма - это норма, определяющая какое  право должно применяться к  отношениям, возникающим в условиях  международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких стран и необходимо разрешить возникающую коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определённой страны. Отсюда и название коллизионных норм, которые в юридической литературе определяются также как конфликтные, отсылочные.

       Коллизионная  норма как правило отправляет правоприменителя к материальным нормам соответствующей правовой системы, сама при этом не решая по существу регулируемое правоотношение. В связи с этим становится ясно, что поскольку коллизионная норма является нормой  отсылочного характера, то ею можно руководствоваться только  вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым  она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими данный вопрос. Но несмотря на то, что эта норма лишь указывает законы какой страны подлежат применению её роль не стоит недооценивать, ведь вместе с материально-правовой нормой, к которой она  отсылает, коллизионная норма выражает определённое правило поведения для участников гражданского  оборота.

       В юридической  литературе значение коллизионных  норм даётся весьма  не однозначно. Ряд учёных высказывает мнение  о том, что эти нормы осуществляют достаточно самостоятельные регулирующие функции. Так, в своей фундаментальной  работе по международному частному праву  И.С.Перетерский и С.Б.Крылов утверждают, что «...коллизионная норма регулирует разрешение определённого вопроса, но не самостоятельно, а в совокупности с тем источником права, на который она ссылается»1. М.М.Богуславский говоря о роли  коллизионной  нормы  в  современном международном частном праве отмечает, что данная  правовая норма не только  отсылает правоприменителя к определённой правовой системе она  также отыскивает право, которое наиболее приемлемо для регулирования рассматриваемых правоотношений.2     

Особенность применения коллизионных норм отражается в наличии специфического коллизионного метода правового регулирования, не характерного ни для одной другой отрасли права. Коллизионно-правовой метод представляет собой совокупность приёмов и средств законодательного разграничения в применении собственного (национального) и иностранного гражданского законодательства. Указанное разграничение осуществляется изданием законотворческим органом особых коллизионных норм.

  Коллизионный способ регулирования осуществляется в двух правовых формах: национально-правовой, путём издания национальных коллизионных норм, разработанных каждым государством в своём праве самостоятельно, и в международно-правовой, посредством унифицированных коллизионных норм, разработанных государствами совместно в международных соглашениях. Коллизионное регулирование в международных соглашениях имеет место в тех случаях, когда соответствующее отношение не может быть урегулировано непосредственно и при этом внутренние коллизионные нормы заинтересованных государств в  значительной  степени различаются. Целью заключения международного договора коллизионного характера является максимальное обеспечение так называемого международного соответствия судебного решения, то есть такой ситуации при которой судебное решение будет идентичным  (основанным на идентичных коллизионных принципах) независимо от того, в какой стране это судебное решение вынесено. 

Сам вопрос определения («выбора») права, которое должно регулировать те или иные гражданско-правовые отношения, возникает лишь, когда в них присутствует иностранный элемент. Это положение не ново для отечественной правовой доктрины, однако в прежнем законодательстве оно формально закреплено не было. Ст. 1186 ГК РФ предусматривает два типичных случая, когда иностранный элемент в правоотношении проявляется либо в особом субъектном составе (наличие иностранного участника), либо в объекте правоотношения (вещь, находящаяся за рубежом). Дополнительную гибкость этой норме придает возможность решения коллизионного вопроса применительно к другим отношениям, «осложненным иным иностранным элементом» (п. 1 ст. 1186 ГК РФ).      

       В том  случае если стороны вообще  не разрешили вопроса о применимом  праве, то суд или арбитраж, рассматривающие  спор сторон, будут применять  коллизионную норму, которую они  сочтут применимой к спору, и  такая норма позволит решить  вопрос о том, право какой страны  будет регулировать отношения сторон по сделке.

        В  статье 15 Закона РФ «О международном  коммерческом  арбитраже» 5 говорится, что третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые  избрали стороны.  Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться  как отсылающее  к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. При  отсутствии указания сторон суд применяет право, определённое в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.  Во всех случаях применяются условия договора с учётом торговых обычаев, применимых к сделке.

       В заключении этого вопроса отметим, что коллизионные нормы в отечественной правовой системе содержаться только в федеральном законодательстве. Коллизионные нормы, источниками которых являются федеральные законы, принадлежат к федеральному коллизионному праву, которое в соответствии с пунктом «п» ст.71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации.  Коллизионные нормы содержащиеся в международных правовых договорах действуют только после ратификации этих договоров Государственной Думой, которая фактически придаёт им юридическую силу федерального закона.

Итак, коллизия права - это объективно возникающее явление, которое порождается двумя причинами: наличием иностранного элемента в гражданском правовом отношении и различным содержанием гражданского права разных государств, с которыми это правовое отношение связано1.

 

2. Пределы и условия применения коллизионных норм

 

Одной из самых интересных и практически значимых проблем в международном частном праве является вопрос: подлежат ли применению в силу указания коллизиционной привязки только регулятивные положения иностранного законодательства или же все это законодательство в целом, включая и его собственные коллизиционные нормы.  Если верно последнее, то существует большая степень вероятности возникновения ситуации, которая получила в доктрине на именование обратная отсылка (renvoi) или, в некоторых случаях, отсылка к третьему закону (transmission)2.

Возможны и такие случаи, когда законодательство страны, к которому отсылает коллизиционная норма, «перепоручает» дело праву третьего государства. В подобных ситуациях принято говорить об отсылке к третьему закону.

При использовании привязки коллизиционной нормы может возникнуть ситуация, когда необходимо применить норму или нормы иностранного права, противоречащие основным принципам правовой системы страны суда или арбитража. Поэтому коллизиционное право всех без исключения государств содержит закрепленную в нормативных правовых актах, либо находящую отражение в судебной или арбитражной практике оговорку о публичном порядке (ordre public). Ее сущность можно попытаться сформулировать следующим образом: иностранный закон, к которому отсылает коллизиционная норма может быть не применен, если такое применение закона противоречит публичному порядку данного государства3.

Следует особо подчеркнуть, что в случае использования оговорки о публичном порядке речь должна идти исключительно об отношении к иностранному праву, а не к юридическим последствиям, возникающим на его основе.

Сегодня можно сказать, что сокращение случаев применения судами оговорки об ordre public является устойчивой общемировой тенденцией. В законодательстве ФРГ и Австрии, например, специально подчеркивается, что применение норм иностранного права в этих государствах не допускается только в тех случаях, когда оно ведет к результату, явно несовместимому с основными принципами немецкого или австрийского права.

В заключение следует отметить, что в национальном законодательстве большинства государств существует определенное количество норм, которые подлежат преимущественному применению независимо от наличия или отсутствия коллизирующих с ними норм иностранного права Подобные правовые предписания можно определить как своеобразную позитивную оговорку о публичном порядке. В таких случаях иностранный закон не применяется не потому, что он противоречит публичному порядку соответствующего государства, а потому, что законодатель считает отечественные нормы особенно важными и принципиальными и отдает им предпочтение при регулировании ряда общественных отношений международного немежгосударственного невластного характера.

Позитивная концепция оговорки о публичном порядке строится на понимании ordre public как совокупности материально-правовых норм и принципов страны суда, исключающих применение нормы иностранного права, находящейся в состоянии коллизии с ними, независимо от свойств последней В отличие от этой концепции при использовании «негативной» оговорки о публичном порядке которая была рассмотрена выше, «речь идет не о совокупности «незыблемых» норм местного права, а о таких свойствах иностранного закона, которые делают этот закон неприменимым, несмотря на отсылку к нему отечественной коллизиционной нормы.

С позитивной оговоркой о публичном: порядке в международном частном праве тесно связана проблема обхода закона. В большинстве своем она возникает, когда субъекты международного частного права пытаются вывести существующие между ними отношения из сферы действия императивных норм права определенного государства путем создания специальных договоренностей между собой. В таких случаях применимое право определяется заинтересованными сторонами искусственно в целях создания более благоприятного правового режима для реализации соответствующего правоотношения (льготный порядок учреждения Юридического лица, осуществления инвестиционного проекта, уплаты налогов, расторжения брака, заключения договора и т. д.)4.

В подавляющем же большинстве государств мира вопросы, связанные с обходом закона, решаются в рамках судебной практики, которая далеко не однозначна. Пожалуй, только суды Франции почти всегда были склонны признавать последствия обхода закона недействительными.

Информация о работе Взаимность и пределы применения иностранного права