Теория малых дел Я.В.Абрамова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2010 в 00:16, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

теория малых дел Я. В. Абрамова.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

     Всё то, что предшествовало появлению  имени Я.Абрамова на страницах ведущих петербургских журналов и газет в начале 1880-х годов, казалось бы, не предвещало его такой яркой и неординарной судьбы: ведь он стал поистине «властителем дум» целого поколения русской интеллигенции, «имевшей в виду народ и его нужды».

       «Будущность России» Я.Абрамов связывал с уяснением факторов развития народной жизни в условиях капитализма, усиливающегося расслоения русского общества, с познанием «силы и способности русского народного духа», «умственной деятельности русского народа», его способности «к творчеству новых форм жизни». В рассказе «Ищущий правды» «мирской человек» Афанасий Лопухин идёт «по Руси», чтобы убедиться: в условиях жизни «не по совести, не по-Божески» только само­отвержение может помочь человеку обрести веру в силу «любви, объединяющей людей».

     Для нас чрезвычайно важны итоги  и результаты мыследеятельности  Якова Абрамова, до недавнего времени «опального» мыслителя, прозаика и публициста, шедшего вразрез с утверждавшейся концепцией революционного «обновления мира» и с «почвеннической» идеализацией крестьянской России, объективно анализировавшего процессы развития буржуазных «рыночных отношений». В наши дни стране «на новом вит­ке» истории навязывается повторение того пути «рыночной экономики» и исповедование частнособственнической морали, несостоятельность которых показывал писатель в процессе художественного анализа всего «строя жизни» между второй революционной ситуацией и революцией 1905 года.

     Уже не раз замечались общие черты  между российским революционным движением XIX-XX веков и развитием Ислама в нашей стране с начала перестройки. Не по содержанию, а по форме, конечно.

     И, скорее всего, это не случайно. Оба  проекта вызваны к жизни стихийным  бурлением снизу, оба предлагают кардинальные изменения во всех сферах жизни и, самое главное, в сознании людей.

     Ведь  на сегодня в России, за редчайшим  исключением, только мусульманское  сообщество может выдвинуть из своей  среды людей, готовых нести ответственность, бороться и страдать не за перспективу  поучаствовать в «освоении бюджета» какого-либо проекта, а, что называется, за идею. Естественно, что с XIX века многое изменилось: не та страна и не тот народ - но иметь в виду опыт и историю революционеров в исламской деятельности, несомненно, стоит.

     Вряд  ли кто-то будет спорить с тем, что на нынешний день мусульманское сообщество страны не только не является наиболее влиятельной силой в России, но и вообще не представляет из себя сколько-нибудь сплоченное образование, осознающее общность интересов и задач. Но в то же время первый этап возрождения и становления Ислама в России, то есть первичное организационное оформление, заявление о себе, попытки формирования основных направлений мысли и т. д., пройден. Так или иначе начинают рождаться проекты «больших дел».

     Однако чрезмерное увлечение ими, концентрация всех сил на «больших делах» сегодня может поставить для мусульманского сообщества, которое, прямо скажем, находится в нежном юношеском возрасте, сложнейшую и, возможно, нерешаемую задачу - ноша окажется неподъемной. Согласитесь, что попытки атаковать с шашкой в руке даже танк почти наверняка терпели неудачу, а сегодня на месте танка может вполне оказаться и ракетный комплекс SS-20. Тут-то и пригодится «теория малых дел», обкатанная больше века назад.

     Необходимо  в первую очередь «идти в народ» и от уха к уху доносить достоверную информацию об Исламе, вовлекать людей в независимые самостоятельнее благотворительные и правозащитные инициативы, проекты по обустройству альтернативного исламского образа жизни, отдыха, бизнеса. Иными словами, следует сосредоточиться на формировании сознательной исламской общественности, актива, который, к сожалению, до сих пор - несмотря на то, что политика государственного атеизма была отменена около 15 лет назад, - не появился.

     Огромную  роль здесь способны сыграть средства массовой информации, причем как профессиональные, так и нет. Каждая мусульманская община, будь то в институте, при мечети, в маленьком или большом городе, может начать издание своего органа. Найти принтер и ксерокс сейчас если и является проблемой, то небольшой. Мусульманам необходим свой голос, который объединит их, свяжет между собой.

     Основным  вектором развития следует определить комплекс таких задач, как деклирикализация исламских общин, их модернизация (естественно, через призму Ислама), гражданская активность мусульман. Следует завалить письмами газеты и журналистов, нагнетающих исламофобию, пикетировать редакции и органы власти, и в то же время привлекать лояльных сотрудников СМИ. При этом всеми силами необходимо избегать стихийного радикализма и любых форм экстремизма, которого в России и без нас достаточно.

     Нельзя  забывать, что без развития исламской  общины нормальное правовое государство  никогда построено не будет. Мусульмане России просто обязаны научиться отстаивать свои права. Это касается каждого, иначе наш сегодняшний статус будет и дальше девальвироваться.

     При любой попытке наступления на их завоевания следует волна забастовок, шествий, различных акций и выступлений. То есть только в борьбе можно всерьез  заявить о себе и заставить считаться с собой.

     Не  лишним будет начать активнее работать с бизнесменами и академическими кругами, где огромное количество людей, так или иначе связанных с  Исламом. Безусловно, далеко не все  из них откликнуться на исламский  призыв, но если мы продемонстрируем искренность, волю, твердость и сумеем найти творческий подход, то есть шанс на определенный успех, как минимум, среди молодежи.

     Это путь к формированию элиты, интеллигенции  в самом хорошем смысле слова, мозга исламского сообщества России. База для этого есть, необходимо работать, бороться.

     В принципе, широчайшая народная поддержка, подъем мусульман в далекой перспективе  может обеспечить нам возможность  мирно войти во власть и влиять на политику страны, не замаравшись  в лицемерных интригах, грязных и кровавых сделках. Именно так состоялось открытие Мекки Благословенным Пророком - без войны, лжи и авантюр.

     Период, на который придется реализация «теории  малых дел» по-мусульмански, займет 10-20 лет. Но на определенном этапе укрепление исламской общины должно вступить в соприкосновение с миграционными и демографическими процессами. Доля мусульман неизбежно возрастет. А вот тогда придет время говорить и о «теории больших дел».

     Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на 3 основные:

     теоретико-познавательную,

     практически-политическую,

     идейно-воспитательную.

     Реализация  теоретико-познавательной функции  позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки - социальной действительности. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.

     Практическо-политическая функция социологии связана с  тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения  и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами - одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

     Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании.

     Сверхидеологизация  неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости  изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и противоборства этих направлений.

     В первые десятилетия XX века социологическая  мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). Однако исторический путь этой науки у нас носил  драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились у нас только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.

     Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств:

     1). важные и быстрые социально-политические  изменения происходят не только  у нас в стране, но и во  многих странах за рубежом; 

     2). современный этап развития общества  свидетельствует о возрастании роли и значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни;

     3). одна из главных и сложных  задач прогрессивного развития  нашего и многих других обществ  - формирование гражданского общества.

     Все это выдвигает на первый план изучение социального статуса личности, социальных общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии.

     Социологическое знание все больше проникает в  различные слои населения, чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.

      К сожалению, имя замечательного публициста, прозаика, журналиста, статистика, социолога, просветителя почти не известно даже на его «малой родине» − на  Ставрополье. А между тем идеи мирного, постепенного прогресса России и «работы в народе» Якова Абрамова оказали огромное влияние на общественное самосознание 1880-х−1890-х годов, вызвали широкий резонанс в среде демократической интеллигенции, «имевшей в виду народ и его нужды» (слова И.С. Тургенева). Якова Абрамова, «властителя дум» целого поколения, идеологи марксистского толка отождествили с деятелями либерального народничества, с защитниками «теории малых дел», чем и вызвано долгое забвение его имени и его вдохновенных трудов на благо России.

     Изменившиеся  исторические условия в России позволяют  по-новому оценить деятельность многих великих русских людей, в том числе и Я.В. Абрамова,  заслуги и вклад которого в общественное и культурное развитие  долгое время либо замалчивались, либо характеризовались односторонне и оставались невостребованными.

     В 1885 г. вошел в редакцию общероссийской газеты «Неделя», став одним из идеологов демократического просветительства – течения  либерального народничества 1880-х гг., нередко отождествляемого с теорией и практикой «малых дел». Я.В.Абрамов доказывал, что в целях постепенного, мирного прогресса необходимо сосредоточить внимание и энергию на конкретных делах, на «великой культурной работе» – идти в учителя, земские врачи, способствовать «облегчению материальной нужды и духовному просветлению народа» («Малые и великие дела»).

     Значение учение Я. Абрамова оставило свой след в философии. Концпеция Абрамова рассматривается через призму тождества. тождество отличается от различия, тогда как различие никак не тождественно тождеству. Как заметил еще Гегель, "если тождество рассматривается как нечто отличное от различия, то у нас, таким образом, имеется единственно лишь различие".1 Различие не просто отличается от тождества, но и делает возможным само различие между собой и тождеством. В любой системе, где имеется энное число тождеств, имеется п+1 различий. Различий всегда больше, чем тождеств, поскольку само отношение между различиями и тождествами есть различие. Может быть, движение, дисбаланс, асимметрия неустранимы из мироздания именно в силу изначального преизбытка различия над тождеством. Отсюда и поступательно-саморазличающий характер таких оппозиций, как "культура - природа", "интеллектуальное - чувственное", "означающее - означаемое", где первое понятие уже содержит свое различие от второго. Оппозиция культуры и природы сама принадлежит системе культуры; оппозиция означающего и означаемого принадлежит плану означающего. Различие предшествует самому разделению на различие и тождество. Тождество есть первое иное различия, первая актуализация его бесконечной потенции различать. Сам Гегель, однако, начал построение своей системы именно с неразличенности - с "бытия, чистого бытия", которое "не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему". Соответственно и в итоге своем система приходит к неразличенности: "Таким образом, и логика возвратилась в абсолютной идее к тому простому единству, которое есть ее начало... путем снятия опосредования, к своему соответствующему равенству с собой". Это и есть образец метафизического движения мысли, которая начинается с тождества и через последовательность различений-опосредований возвращается к тому же самому тождеству, но уже вобравшему все мировые различия.

Информация о работе Теория малых дел Я.В.Абрамова