Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 16:04, реферат
Фракталы известны уже почти век, хорошо изучены и имеют многочисленные приложения в жизни. В основе этого явления лежит очень простая идея: бесконечное по красоте и разнообразию множество фигур можно получить из относительно простых конструкций при помощи всего двух операций — копирования и масштабирования. Фракталы - уникальные объекты, порожденные непредсказуемыми движениями хаотического мира. Их находят в местах таких малых, как клеточная мембрана и таких огромных, как Солнечная система.
Разветвления трубочек трахей, листья на деревьях, вены в руке, река, бурлящая и изгибающаяся, рынок ценных бумаг — это все фракталы. От представителей древних цивилизаций до Майкла Джексона, ученые, математики и артисты, как и все остальные обитатели этой планеты, были зачарованы фракталами и применяли и в своей работе.
Фрактальное устройство Вселенной и бизнеса.
Фракталы известны уже почти век, хорошо изучены и имеют многочисленные приложения в жизни. В основе этого явления лежит очень простая идея: бесконечное по красоте и разнообразию множество фигур можно получить из относительно простых конструкций при помощи всего двух операций — копирования и масштабирования. Фракталы - уникальные объекты, порожденные непредсказуемыми движениями хаотического мира. Их находят в местах таких малых, как клеточная мембрана и таких огромных, как Солнечная система.
Разветвления трубочек трахей, листья на деревьях, вены в руке, река, бурлящая и изгибающаяся, рынок ценных бумаг — это все фракталы. От представителей древних цивилизаций до Майкла Джексона, ученые, математики и артисты, как и все остальные обитатели этой планеты, были зачарованы фракталами и применяли и в своей работе.
В 1982 году вышла книга Мандельброта «Фрактальная геометрия природы», в которой автор собрал и систематизировал практически всю имевшуюся на тот момент информацию о фракталах и в легкой и доступной манере изложил ее. Основной упор в своем изложении Мандельброт сделал не на тяжеловесные формулы и математические конструкции, а на геометрическую интуицию читателей. Благодаря иллюстрациям, полученным при помощи компьютера, и историческим байкам, которыми автор умело разбавил научную составляющую монографии, книга стала бестселлером, а фракталы стали известны широкой публике. Сам Мандельброт вывел слово fractal от латинского слова fractus, что означает разбитый (поделенный на части). И одно из определений фрактала - это геометрическая фигура, состоящая из частей и которая может быть поделена на части, каждая из которых будет представлять уменьшенную копию целого (по крайней мере, приблизительно). Фрактал - это такой объект, для которого не важно, с каким усилением его рассматривать в увеличительное стекло, но при всех его увеличениях структура остается одной и той же. Большие по масштабу структуры полностью повторяют структуры, меньшие по масштабу. С появлением в начале 80-х гг. и быстрым последующим развитием концепции «раздувающейся Вселенной» представление о конечности и однородности Вселенной вновь, уже не в первый раз, уходит в прошлое. Вселенная в наших представлениях с невообразимой скоростью «увеличивается», становится предельно неоднородной, бесконечно разнообразной и весьма нетривиально фрактально-структурной. За всеми прошлыми и настоящими революционными переворотами в научной картине мира, за подчас вековыми мучительными и туманными проблемами, а отчасти — и сияющими перспективами, остается недооцененным еще одно весьма достойное внимания кардинальное преобразование в астрономической картине мира. Речь идет о развертывающемся в последние пару десятков лет совершенно новом и весьма неожиданном аспекте Мира. Вселенная оказалась насквозь «не цело мерной», фрактальной, она повсюду состоит из фрактальных систем, в ней протекают процессы иерархически структурированные, с «самоподобием» на всех этажах своего устройства. Масштабная инвариантность, или самоподобие, фрактальной структуры является ее характерным свойством. Она может проявляться бесконечно разнообразно. Любопытно, что именно через это свойство фракталы (не называя их так, естественно), значительно раньше их первооткрывателя Мандельброта увидел талантливый голландский художник с острым взглядом — М.К.Эсхер (1902—1972) (иногда, в более ранней и менее точной транскрипции — Эшер).
Физический смысл объекта-фрактала также довольно нагляден. Это структура пространственно-иерархического типа, с все меньшим (при удалении от некоторого центра), но убывающим строго закономерно, единообразно, заполнением объема6. Выразительный пример — крона «зимнего дерева», без листьев. На эволюционно-биологическом уровне аналог — эволюционное древо жизни Земли, а в еще более общем плане — Мировое Древо ряда религиозных космологии.
Мы еще раз, на истории с фракталами, убеждаемся в парадоксальном характере научных революций и вообще крупных прозрений в науке, с удивлением и восторгом открываем то, что всегда видели вокруг себя, но не замечали. Фракталы-деревья растут вокруг нас. Но, вопреки пословице, до недавних дней за лесом мы не видели отдельного, всегда так или иначе фрактального дерева... Фрактальные белые облака от века плыли у нас над головами по фрактально голубому небу... На фрактальном морском бережку мудрый Аристотель, прихлебывая фрактальную простоквашу, обдумывал важные, но совсем другие проблемы, не замечая этой; а его легкомысленный соплеменник, молодой древний грек, перебрав неразведенного фрактального вина из плодов фрактального виноградного куста, заплетающимися ногами выписывал фрактальную траекторию на площади у Парфенона... А уж совсем в нашу эпоху сонмы ученых, разбредясь по фрактальным маршрутам своих лабораторий, до мозолей на фрактальных извилинах изучали кто почву земли-матушки, кто фликкер-шум в радиоприемнике, кто переменные звезды и квазары; а кто углубился «в себя», в систему своих кровеносных сосудов или даже ресничек на стенках кишечника, и т.д., но оказалось, что все они изучали «одно и то же» — Фракталы в Природе, во Вселенной!
Какие конкретно неожиданные
сдвиги и прорывы в этих соседних областях
принесет установление фрактальности
Вселенной — заранее сказать невозможно.
Но есть уверенность, на основе всего предшествующего
опыта познания Вселенной, что принесет! Сегодня
не существует одной математической модели
или теории, которая могла бы описать каждый
аспект Вселенной. Теория беско
Большинство учёных признают, что Вселенная имеет фрактальную структуру: планетарные системы объединены в галактики, галактики в кластеры, кластеры в суперкластеры и так далее. Ранее учёные полагали, что распределение материи можно считать непрерывным, начиная с объектов размером около 200 миллионов световых лет. Данные о более чем 900 тысячах галактик и квазаров показали, что непрерывность отсутствует и при масштабе в 300 миллионов световых лет.
Полученные выводы противоречат основам теории Большого Взрыва, согласно которой в первые моменты после рождения Вселенной материя была распределена равномерно и непрерывно.
Почти так же дело обстоит и с организациями, устройство которых аналогично так называемым фракталам. Этот термин принято применять к сложным объектам, каждая часть или деталь которых устроена так же, как и весь объект в целом (другими словами, сложность объекта не зависит от масштаба его рассмотрения). Фрактальным предприятиям присущи два характерных качества:
Во-первых, самоподобность: каждое подразделение, вплоть до отдельных людей, несет в себе все свойства корпоративного организма.
Во-вторых, и подразделения,
и люди должны уметь мгновенно изменять
модель организационного поведения, когда
того требуют обстоятельства. Сегодня
сотрудники, не размышляя, выполняют приказы.
Завтра переключаются на творческую работу,
а послезавтра трудятся как прирожденные
сейлы. Своим существованием фракталы
не отвергают законы построения и устойчивости
моделей организационного поведения.
Они могут меняться, но смешения стилей
нет: в каждый момент времени каждый человек
работает в одной модели. И эта модель
Основа фрактальности — внутренние установки, не смещаемые духовные
принципы. Люди
фрактального бизнеса — это универсальные
солдаты, которые превращаются в универсальных
генералов, и универсальные генералы,
которые при необходимости отправляются
рыть окопы. Вот почему фрактальная мотивация
на самом деле включает в себя все виды
мотиваций, применяемые в других моделях.
Здесь есть место для мотивации творца,
но можно спуститься и на уровень рабских
мотивировок или принадлежности иерархического
типа (типичной для авторитарной модели),
когда людям нужны гарантии и погоны. Интересна
движущая сила фрактального бизнеса. Это
не власть, как в авторитаризме, и не творчество,
как в развивающей модели. Это… сама жизнь.
Как у вируса, который существует только
для того, чтобы распространяться. Фракталом
движет инстинкт самовоспроизводства,
его движущая сила — внутри. И пока есть
экономическая питательная среда, фрактал
будет захватывать пространство, расширяясь
и бесконечно видоизменяясь.
Морально-психологический
климат фрактала практически идентичен
климату развивающей модели: очень горячий,
с искренней любовью. Здесь принимают
людей такими, какие они есть, а степень
близости и взаимозависимости крайне
высока. Это еще более комфортный климат,
чем в развивающей модели. Единственное
принципиальное отличие: стержень фрактала
— власть.
Коммуникации
во фрактальном бизнесе представляют
собой вариации всех прочих моделей —
авторитарной, коллегиальной, поддерживающей
и развивающей. Фрактал охвачен и пронизан
информационными полями, и любые люди
общаются здесь с любыми людьми. Однако
при этом непрерывно действует жесткий
формальный канал, по которому передается
влияние лидера.
В отличие от «плоской»
развивающей модели, фрактальная система
всегда возглавляется лидером-идолом.
Это нестандартный человек с мощной, шквальной
энергетикой. Во главе фракталов можно
увидеть шизоидный тип, который легко
создает завораживающие образы и миры.
Народ готов идти за ним, как за Моисеем,
на поиски земли обетованной. С сильнейшей
харизмой, жесткий, желательно яркий и
пассионарный, такой человек ближе к бизнес
демону, чем к бизнес ангелу. «Благодушный»,
«благостный», «добрый», «терпеливый»
— это все не о нем. Идолу должны поклоняться,
а не хлопать его по плечу запанибрата.
Таким лидером может стать человек с безусловными
задатками, которые, как правило, дополнительно
нужно развивать с помощью определенных
техник идолизации.
Фрактальный лидер
— носитель основных фрактальных идей.
Он живет так, как другие лишь мечтают
жить. Он постоянно «заражает» собой обитателей
системы, и это удерживает их внутри, ведь
никаких формальных привязок, кроме любви
к системе и ее лидеру, тут быть не может!
На уровне миссии и стратегических задач
власть идола насаждается напрямую, с
помощью приказов топ-менеджменту. Ниже
сигналы распространяются так же, как
радиоактивное поражение. Фрактальная
культура постоянно развивается в своих
постулатах, в своем символе веры и тем
отличается от статичного общества-секты,
которое неизменяемо и, в конце концов,
погибнет. Чтобы быть гибкой, система должна
иметь возможность мутации. Для этого
в компанию периодически заносятся люди
с мощными антиценностями. Такой человек
может попасть даже на высокий пост: он
необходим как античастица, чтобы возмутить
людей, заставить их в очередной раз сравнить
личные ценности с внешними ценностями,
проверить свои силы и вернуться к собственному
состоянию. Как прививка против оспы, он
тренирует иммунитет компании.
Столетия таких прививок привели Китай
к тому, что он открылся и стал доступным,
понял западную культуру, но при этом не
ассимилировался.
Финансовым сердцем фрактала
является инвестиционный комитет, он же
совет старейшин. Совет старейшин, существующий
параллельно «жрецам» во главе с лидером,
принимает решение открыть линию финансирования
для новорожденных проектов, обладает
компетентностью для оценки бизнес-планов
и технико-экономических обоснований.
В совет может войти практически любой
человек из компании, но только не внешний
консультант — категорически! Критически
важное для фрактала свойство: полная
автономность в проведении финансовых,
управленческих, маркетинговых и иных
действий и процедур. Никаких консультантов!
Это принципиальный момент. Большую часть
своей жизни фрактальная организация
закрыта и не отдает на аутсорсинг оценочные
функции.
У всех обитателей
системы есть право моделирования проектов
— поиска тех самых ниш, в которые, как
они считают, можно вторгнуться. Люди способны
действовать автономно или создавать
микрокоманды, где может участвовать любой,
вплоть до главы системы — идола. Задействуется
его личный брэнд, политическое влияние,
способности ведения переговоров (обычно
аномально развитые у людей такого типа).
Люди используют друг друга как источник
ресурсов. Ресурсонесущие отношения «ты
мне — я тебе» введены в символ веры компании.
И это нормально. Люди могут в одно и то
же время перекрестно участвовать в огромном
количестве проектов друг у друга, делая
то, что им нравится. При этом действует
железное правило: бизнес-сущности и бизнес-планы
их участники всегда разрабатывают самостоятельно,
ведь именно они будут реализовывать эти
проекты. В отличие от других моделей организационного
поведения, система никогда не берет на
себя управление проектами. И если проект
гибнет, его не спасают. Таким образом,
в системе воспитываются либо профессиональные
менеджеры с постоянно растущей квалификацией,
готовые идти на риск и отвечать за последствия,
либо, если не позволяют личные качества,
просто осторожные управляющие, без прожектерства.
Не выживает здесь только губительный
для других моделей организационного
поведения тип безответственного авантюриста,
рискующего ресурсами компании без всяких
последствий для себя.
Представляя свой
проект инвестиционному комитету, люди
делают многостадийную презентацию. В
случае одобрения они получают деньги
внутри компании или право взять их на
стороне под залог имущества или брэнда
лидера — и выходят на старт. Понимая при
этом, что задача выживания, за исключением
оболочечных функций, придется выполнять
им же. Так подсолнух дает своим зернам
запас питательных веществ для роста,
но на свет они пробиваются самостоятельно,
родитель им никак не поможет. И зерна
должны об этом знать.
В итоге система
становится диссипативной — расползающейся
по поверхности с заполнением всех форм,
пространств, ниш и нишек. Система может
временно превращаться в корпорацию, вводить
нормы, заниматься разработкой методик
и процессингом, но может совсем этого
не делать. Она совершенно свободна. У
нее нет никакой данности, кроме одной:
порядок должен чередоваться с хаосом.
Вот мы всем скопом отправились в лес,
бродили, где хотели и собрали огромное
количество грибов. Теперь нужно сесть,
переработать собранное в указанные сроки
и с указанным результатом. А потом опять
пойдем за грибами. И эта история может
продолжаться вечно, потому что, в отличие
от других систем, фрактальная из-за максимальной
адаптивности минует состояние системного
кризиса.
Китайцы фрактальны потому, что Конфуций в свое время ввернул в существовавшие верования национальную идею. С тех пор китайцы являются ее носителями. Чтобы сохранить ее, сегодня они закрывают страну от информации, и поступают совершенно правильно. Сохраняется только аутентичная культура, если она слабеет, система начинает разрушаться. И еще. Невозможно стать фрактальным, не осознав, что все мы связаны. Любые действия (или бездействие) каждого вызывают отклик во внешнем мире. Не выполнив свою задачу, вы срываете целый пласт задач. Трепетание крыльев бабочки в образном примере метеоролога Эдварда Лоренца вызывает торнадо в Техасе. Сегодня наши действия приводят к более значительным последствиям, чем в прошлом. И темп продолжает нарастать.
Рост регионального бизнес – фрактала напоминает рост снежинки в естественных природных условиях. Традиционная последовательность действий регионального представителя любой бизнес - структуры напоминает рост снежинки. Регистрация региональной структуры, приём на работу главного бухгалтера, аренда помещений, приём на работу менеджеров по направлениям – все эти действия напоминают естественный рост фрактала. Данные действия могут быть описаны и формализованы в определённых регламентирующих документах. Так, в частности, в кадровом аспекте это формализуется в требованиях к образованию кандидата на вакантную должность, к его опыту работы и к перспективам роста его доходов в зависимости от успехов вновь создаваемого структурного подразделения. В финансово-экономическом аспекте деятельность регионального представителя ограничивается естественными лимитами, регламентирующими издержки на аренду помещений, транспорт, связь и иные непроизводственные расходы.
Организация только тогда начинает функционировать как живой организм, когда она позволяет каждой своей части установить неограниченные коммуникации со всеми прочими частями, поощряя не статичность, отстраненность и стабильность, а динамизм, точную направленность и развитие взаимодействия.
Формирование системы договорных отношений между головным предприятием и вновь создаваемым структурным подразделением предприятия во многом напоминает формирование новых фракталов в природе. Тремя важнейшими условиями для формирования фрактала являются: наличие фрактала для воспроизводства новых фракталов на принципах самоподобия, наличие соответствующей среды, в которой возможно воспроизводство фракталов, и наличие элементов кристаллизации. Как снежинка, представляющая собой фрактал, состоящий из множества фракталов, так и развивающиеся предприятия, ставящие перед собой цель присутствия на всех локальных рынках, проходят через определенные стадии самовоспроизводства.
Информация о работе Фрактальное устройство Вселенной и бизнеса