Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2009 в 18:23, Не определен
Сравнение микрофлоры детей, взрослых и людей преклонного возраста
Микрофлора пищеварительного тракта является наиболее представительной по своему качественному и количественному составу. При этом микроорганизмы свободно обитают в полости пищеварительного тракта, а также колонизируют слизистые оболочки [2].
По
данным Минздрава, общая биомасса микробных
клеток в желудочно-кишечном тракте
взрослого человека составляет в
среднем 3-4 кг. В желудочно-кишечном
тракте обитает около 450 видов микроорганизмов,
а общая численность их достигает 100.000.000.000.000
клеток [11].
Микрофлора
желудка представлена лактобациллами
и дрожжами, единичными грамотрицательными
бактериями. Она несколько беднее,
чем, например, кишечника, так как желудочный
сок имеет низкое значение рН, неблагоприятное
для жизни многих микроорганизмов.
При гастритах, язвенной болезни желудка
обнаруживаются изогнутые формы бактерий
— Helicobacter pylori, которые являются этиологическими
факторами патологического процесса [1].
Общее число микроорганизмов обычно не
превышает 10Умл [7].
Микрофлора тонкой кишки. Верхние отделы тонкой кишки также относительно свободны от бактерий (менее 103/мл), что связано с неблагоприятным действием щелочного рН и пищеварительных ферментов. Тем не менее в этих отделах можно обнаружить кандиды, стрептококки, лактобациллы, бифидобактерии, клостридии, эубактерии [2,7].
Микрофлора
тонкого кишечника представляет
собой незначительную часть всего
баланса микроорганизмов, обитающих
в кишечнике человека. В основном она представлена
в дистальной части подвздошной кишки
в количествах около 1000.000 клеток, что составляет
одну стомиллионную часть общего количества
микроорганизмов, обитающих в кишечнике
человека. При этом половина из этих микроорганизмов
приходится на долю бактероидов и бифидобактерий.
В то же время в проксимальном отделе тонкого
кишечника микроорганизмы либо отсутствуют,
либо присутствуют в следовых количествах
и исчезают после прохождения комка пищи
[11].
Микрофлора толстой кишки. Наибольшее количество микроорганизмов накапливается в толстой кишке. В 1 г фекалий содержится до 250 млрд микробных клеток. Около 95 % всех видов микроорганизмов составляют анаэробы. Основными представителями микрофлоры толстой кишки являются: грамположительные анаэробные палочки (бифидобактерии, лактобациллы, эубактерии); грамположительные спорообразующие анаэробные палочки (клостридии, перфрингенс и др.); энтерококки; грамотрицательные анаэробные палочки (бактероиды); грамотрицательные факультативно-анаэробные палочки (кишечные палочки и сходные с ними бактерии сем. Enterobacteriaceae — цитробактер, энтеробактер, клебсиеллы, протей и др.). В меньших количествах обнаруживаются фузобактерии, пропионибактерии, вейлонеллы, пептококки, стафилококки, синегнойная палочка, дрожжеподобные грибы, а также простейшие, вирусы, включая фаги. На эпителии успешно растут спирохеты, нитевидные бактерии. Бифидобактерии и бактероиды составляют 80—90 % от общего количества микрофлоры кишечника [2].
См.
приложение 1.
Микрофлора аппендикса изучена недостаточно. Поскольку раньше считалось, что аппендикс это рудимент, ненужный нашему организму, то его удаляли при первом же удобном случае. Однако нашими исследованиями показано, что аппендикс играет очень важную роль в поддержании нормальной микрофлоры толстого кишечника. Именно в аппендикс организм человека откладывает бифидоактивные углеводы, на которых в дальнейшем и колонизируются микрооорганизмы. Если в аппендиксе будут присутствовать в больших количествах бифидоактивные полисахариды, то на них будут развиваться бифидобактерии, которые в дальнейшем и будут вводиться в слепокишечный отдел толстого кишечника. Если же в питании человека отсутствуют бифидоактивные углеводы, то в аппендиксе вместо формирования нормальной микрофлоры, сбраживающая сахара, будет развиваться анормальная микрофлора питающаяся белками, что приводит к формированию гнилостных процессов. Длительное протекание гнилостных процессов в аппендиксе приводит к воспалению самого аппендикса и формированию перетонита. Таким образом аппендикс представляет собой как бы "заквасник" в котором поддерживается та или иная микрофлора и которая затем вводится в толстый кишечник [11].
См. приложение 2.
Пристеночная микрофлора кишечника колонизирует слизистую оболочку в виде микроколоний, образуя своеобразную биологическую пленку. Значительное влияние оказывает микрофлора кишечника на формирование и поддержание иммунитета. В кишечнике содержится около 1,5 кг микроорганизмов, антигены которых стимулируют иммунную систему [2]. Микроорганизмы дополняют процесс переваривания пищи, которые не может выполнить сам организм [11]. Важнейшей функцией нормальной микрофлоры кишечника является ее участие в колонизационной резистентности, под которой понимают совокупность защитных факторов организма и конкурентных, антагонистических и других особенностей анаэробов кишечника, придающих стабильность микрофлоре и предотвращающих колонизацию слизистых оболочек посторонними микроорганизмами [2].
См.
приложение 3.
Состояние
эубиоза — динамического
При
внутриутробном развитии плод стерилен,
поскольку он защищен оболочкой,
непроницаемой для
У
детей старшего возраста состав микрофлоры
кишечника идентичен таковому у взрослых
[10].
Этапы формирования микрофлоры кишечника. Становление нормального микробиоценоза имеет возрастные особенности. У новорожденного желудочно-кишечный тракт стерилен в течение 10–20 часов (асептическая фаза). Первичная микробная контаминация ребенка осуществляется за счет флоры влагалища матери, основу которой составляют лактобациллы.
В первые 2–4 дня жизни (фаза “транзиторного” дисбактериоза) происходит заселение кишечника ребенка микробами, зависящее от следующих факторов:
- состояния здоровья матери, в частности микробиоценоза ее родовых путей (неблагоприятно влияют патология беременности и сопутствующие соматические заболевания);
-
характера питания ребенка,
-
особенностей микробного
-
активности генетически
-
наличия и степени активности
пассивного иммунитета, передаваемого
матерью через кровь
- особенностей главной системы антигенной гистосовместимости, определяющей строение рецепторных молекул, с которыми адгезивно взаимодействуют микробные колонии, с последующим формированием индивидуальных антимикробных ассоциаций, определяющих колонизационную резистентность макроорганизма.
Если в течение указанного времени бифидофлора, рост и размножение которой опосредуются т. н. бифидогенными факторами грудного молока – лактозой (β-галактозилфруктозой), бифидус-фактором I (N-ацетил-α-глюкозамином) и бифидус-фактором II, отсутствует, происходит контаминация кишечника кокками и другими микроорганизмами окружающей среды. Постоянная флора кишечника ребенка в эти дни еще не сформирована. Удлинению фазы “транзиторного” дисбактериоза способствует позднее прикладывание к груди, назначение новорожденному в первые дни жизни различных лекарственных средств (антибиотиков, гормонов и пр.).
Возникшие
в этот период заболевания у матери
содействуют колонизации
В течение последующих 2–3 недель жизни (фаза трансплантации) состав микрофлоры подвержен значительным колебаниям. Относительная стабилизация микрофлоры наблюдается к концу первого месяца жизни. Бифидофлора становится доминирующей вследствие утилизации бифидогенных факторов, содержащихся в грудном молоке. Искусственное и смешанное вскармливания задерживают по времени фазу трансплантации. У таких детей бифидофлора существенно угнетена – в этом их кардинальное отличие от детей, находящихся на естественном вскармливании [10].
К
4-7 годам происходит возрастное становление
микробиоценоза - количество бифидобактерий
уменьшается до 10 - 8 КОЕ/г, изменяется
видовой состав (исчезают B. infantis, появляются
B. adolescentis, уменьшается количество B.
bifidum), возрастает численность грамположительных
аспорогенных микроорганизмов, уменьшается
содержание лактобактерий до 10 - 6 КОЕ/г
[12].
Факторы грудного молока, влияющие на заселение микрофлоры. Еще в 1981 г. Hansson показал, что дети, рожденные путем кесарева сечения, имеют значительно более низкое содержание лактобактерий, чем появившиеся естественным путем. Roberfroid в 2000 г. окончательно доказал, что только у детей, находящихся на естественном вскармливании (грудное молоко), в микрофлоре кишечника преобладают бифидобактерии, с чем и связал меньший риск развития гастроинтестинальных инфекционных заболеваний [9].
Самое главное, чтобы, прежде всего, бифидобактерии попали в толстый кишечник ребенка, а там при употреблении женского молока, содержащего бифидоактивные олигосахариды, происходит быстрая колонизация бифидобактерий.
При
искусственном вскармливании
У находящихся на искусственном вскармливании доминируют Inctobacillus acidophilu энтеробактерии, энтерококки и анаэробы (например, клоcтридии) [7]. И микрофлора кишечника более разнообразна по составу: из бифидобактерий доминирует штамм B. longum, лактобактерии определяются в более высоком титре, клостридии превышают допустимый уровень, в увеличенном количестве появляются бактероиды и вейонеллы. Под влиянием последних могут отмечаться повышенное газообразование и развитие диспепсии [12].
Информация о работе Возрастные изменения микрофлоры кишечника