Формирование аномалийных форм прикуса при преждевременном удалении зубов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от стадии разрушения зубов и зубных рядов, а также периода формирования зубочелюстной системы для восстановления анатомической формы зубов использовали разные конструкции микропротезов: вкладки, различного вида коронки и штифтовые зубы, несъемные и съемные конструкции для замещения дефектов зубных рядов. В данном случае мы рассмотрим IV стадию поражения зубочелюстной системы и виды ортопедической помощи при множественных дефектах коронок зубов и зубных рядов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
1. Что характерно для IV стадии поражения зубочелюстной системы? 3
1.2. Необходимость проведения ортопедического лечения у детей.5
1.3. Применяемые методы при IV стадии поражения зубочелюстной системы 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 239.39 Кб (Скачать файл)

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕДИЦИНЫ, ЭКОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Технология изготовления детских протезов»

По теме: «Формирование аномалийных форм прикуса при преждевременном удалении зубов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Перелыгин Павел Павлович

СТО-СО-11/2  361гр

 

Преподаватель:

Пшеничная Нина Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск

2013г

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ3

1. Что характерно для  IV стадии поражения зубочелюстной системы? 3

  1.2. Необходимость проведения ортопедического лечения у детей.5

  1.3. Применяемые методы при IV стадии поражения зубочелюстной   системы 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время необходимость протезирования детей при наличии у них дефектов коронок зубов не вызывает сомнений. Большинство исследователей считают, что протезирование является завершающим этапом санации полости рта у детей [Бетельман А. И., 1972; Каламкаров X. А., 1973; Хорошилкина Ф. Я., Агаджанян С. X., 1984; Лепихин В. И., 1985; Чучмай Л. Д., 1986; Bugugnani R., 1978, и др.]. Поражение кариесом и раннее удаление временных моляров у детей нарушают процессы роста и развития зубочелюстной системы, что приводит к возникновению вторичных деформаций, аномалийному развитию зубов, зубных дуг и челюстей, нарушению акта жевания и пищеварения, поэтому необходимо обеспечить сохранность этих зубов до их физиологической смены.

В зависимости от стадии разрушения зубов и зубных рядов, а также периода формирования зубочелюстной системы для восстановления анатомической формы зубов использовали разные конструкции микропротезов: вкладки, различного вида коронки и штифтовые зубы, несъемные и съемные конструкции для замещения дефектов зубных рядов. В данном случае мы рассмотрим IV стадию поражения зубочелюстной системы и виды ортопедической помощи при множественных дефектах коронок зубов и зубных рядов.

1.1 Что характерно для IV стадии поражения зубочелюстной системы?

Для периода постоянного прикуса (9—13 лет) характерен усиленный рост всего детского организма, в частности зубочелюстной системы, поэтому дефекты зубного ряда протяженностью в один — два зуба необходимо замещать конструкциями, не препятствующими росту челюстей. К ним относятся мостовидные протезы с односторонней фиксацией и раздвижные, а также съемные протезы (бескламмерные или с временной кламмерной фиксацией). Наиболее рациональным способом замещения небольших дефектов зубных рядов в процессе активного роста детского организма является использование съемных протезов, которые обеспечивают стимуляцию роста «беззубых» участков челюсти.

При сочетании поражений зубочелюстной системы (множественные или полные дефекты коронок зубов, их неправильная форма, изменение цвета, аномалийное положение в зубном ряду), нежелании подростка пользоваться съемным протезом и фиксации внимания на этом недуге показано применение мостовидного протеза с односторонней фиксацией. Чаще такие протезы используют для замещения дефектов во фронтальном отделе челюстей с опорой на центральный резец, клык или премоляр, т. е. зубы с большей длиной корня и более устойчивые к механической нагрузке. Если во время функционирования нагрузка передается по наклонной плоскости в пределах шести фронтальных зубов, то осуществляют препарирование опорных зубов; при передаче жевательного давления по вертикали его можно не производить в связи с высокой пластичностью периодонта у подростков и использования в детской практике тонкостенных металлических гильз толщиной 140—150 мкм. При моделировании промежуточной части протеза создают промывное пространство (щель) в области замещаемого зуба.

Существует мнение, что необходимо создавать опору (в виде окклюзионной лапки) на небную поверхность второго зуба, ограничивающего дефект [Ильина-Маркосян Л.В., 1974]. По-нашему мнению, этого делать не следует, поскольку поверхность окклюзионной накладки должна соответствовать рельефу опорного зуба, что будет препятствовать скольжению лапки и задерживать рост челюсти. Кроме того, окклюзионная лапка нередко нарушает целость эмалевого покрова, а также является ретенционным пунктом для задержки остатков пищи, что способствует возникновению кариеса.

При замещении дефекта протяженностью в два зуба необходимо изготавливать два протеза — с односторонней опорой или раздвижной мостовидный. Мостовидные протезы с двусторонней опорой используют для замещения дефектов во фронтальном отделе, начиная с 18 лет, в боковых отделах — после 20, т. е. когда завершается рост челюстей. Технология их изготовления такая же, как и при создании протезов для взрослых. Однако, учитывая более легкую ранимость слизистой оболочки, особенности иммунобиологических реакций, высокую пролиферативную способность у подростков, необходимо более бережно относиться к краевому пародонту и слизистой оболочке.

1.2. Необходимость проведения ортопедического лечения у детей.

Нуждаемость детей и подростков в несъемном мостовидном протезировании по результатам профилактических осмотров составляет 1,59±0,19%. В периоде постоянного прикуса, так же как временного и сменного, за ортопедической помощью обращаются дети, у которых имеются дефекты большой протяженности, образующиеся в связи с удалением большого количества зубов вследствие кариеса и его осложнений, а также страдающие системными заболеваниями, проявления которых наблюдаются и в полости рота. Необходимость проведения ортопедического лечения у подростков с синдромом Папийона—Лефевра подтверждает следующее наблюдение.

Больная М., 15 лет, обратилась в поликлинику с жалобами на подвижность всех зубов, сухость кожи в области ладоней и подошв.

С раннего детского возраста проводили лечение кератодермии. Неоднократно проходила курортно-санаторное лечение. Одновременно с кератодермией наблюдались расшатывание зубов и истечение гноя из десен. Несколько зубов выпали, однако этот патологический процесс не связывали с заболеванием кожи.

Объективно: девочка развита в соответствии с возрастом, однако обращают на себя внимание выраженная астения, морально-психическое угнетение, плаксивость. Отмечаются складчатость, сухость и атрофия кожных покровов ладоней и подошв. Нарушен менструальный цикл. Лицевые симптомы резко выражены, отмечается старческое выражение лица.

Коронки всех зубов удлинены вследствие атрофии альвеолярных отростков и обнажения шеек и части корней. Все зубы, за исключением 5 | 5 имеют глубокие зубодесневые карманы и подвижны (III—IV степень), что обусловливает их смещение в различных направлениях (рис. 1.1). Резко нарушена функция жевания. Имеется неприятный гнилостный запах изо рта.

Рис. 1.1. Контрольно-диагностические модели верхней и нижней челюстей больной 15 лет. Синдром Папийона— Лефевра. Десмондонтоз. Дефекты и деформации зубных рядов, подвижность зубов III—IV степени.

При рентгенологическом исследовании нижней челюсти (слева и справа) выявлены дефекты альвеолярных отростков и тела челюсти в переднебоковых отделах; отсутствует костная ткань в области | 4 зуба; имеется деструкция костной ткани в области корней 7 6 | зубов; края дефекта имеют фестончатую форму. Панорамная рентгенография альвеолярного отростка верхней и нижней челюстей показала наличие лакунарной резорбции костной ткани в области всех корней (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Рентгенограммы альвеолярных отростков верхней и нижней челюстей той же больной. Резорбция костной ткани альвеолярных отростков и всех межкорневых перегородок (а, б).

Диагноз: синдром Папийона—Лефевра. Десмондонтоз. Дефекты и деформации зубных рядов, подвижность зубов III—IV степени.

Лечение: проведена подготовка полости рта к протезированию, в процессе которой удалены все подвижные зубы, за исключением 74-47 (рис.1.3, а). Изготовлены частичные съемные бескламмерные протезы на верхнюю и нижнюю челюсти.

Опорные зубы покрыты тонкостенными металлическими коронками (рис. 1.3,6). Эффективность протезирования подтверждают мастикациограммы, полученные по методу Рубинова в процессе лечения (рис. 1.4).

Рис. 1.3. Модели челюстей той же больной до (а) и после (б) протезирования.

 

Рис. 1.4. Мастикациограммы той же больной. а — до протезирования; б — через 2 сут. после фиксации протезов; в — через 2 мес. после протезирования; г — через 4 мес. после протезирования: восстановлена жевательная функция.

1.3. Применяемые методы при IV стадии поражения зубочелюстной системы

С целью восстановления анатомической формы зубов и зубных рядов, нормализации функции жевания и речи, а также устранения эстетического дефекта мы широко используем тонкостенные металлические коронки в сочетании с частичными или полными съемными протезами.

У детей с синдромом Стейнтона—Капдепона на фоне патологической стираемости зубов возникает тяжелая форма снижающегося прикуса. В связи с этим для уменьшения продолжительности периода привыкания ко всем протезным конструкциям необходимо предварительно провести перестройку миостатических рефлексов, использовав пластмассовую съемную каппу, на которой поэтапно проводят нормализацию высоты прикуса, характерную для конкретного возраста ребенка. Срок пользования съемной каппой 2—3 мес. В первое посещение необходимо провести электроодонтодиагностику постоянных зубов и изучить функциональное состояние пульпы каждого зуба, с тем, чтобы избежать наложения колпачка на зубы с омертвевшей пульпой. Кроме того, следует провести рентгенологическое исследование корневой системы с целью определения состояния корня (длина, степень рассасывания или формирования).

 

В практической деятельности врача-ортодонта встречаются заболевания, при которых необходимо проведение протетических вмешательств в большом объеме, в частности у детей с синдромом Стейнтона — Капдепона, характеризующимся дисплазией и патологической стираемостью почти до десневого края всех временных, а затем и постоянных зубов. У таких детей отмечается дисфункция всего жевательного аппарата, нарушается эстетический оптимум в связи со значительным уменьшением высоты прикуса и нижней трети лица. Вместе с тем при этом заболевании редко встречается осложненный кариес, а корневая система зубов в отличие от синдрома Папийона— Лефевра способна выдерживать обычную функциональную нагрузку.

Затем с помощью эластической массы получают оттиски с верхней и нижней челюстей для изготовления тонкостенных колпачков-коронок. После получения моделей хорошо заостренным карандашом очерчивают шейки зубов, которые предстоит покрыть тонкостенными колпачками. Моделировку зубов не проводят. Методом наружной штамповки или с помощью микропресса двойного действия изготавливают тонкостенные колпачки на каждый зуб.

Во второе посещение проводят припасовку колпачков-коронок на каждый зуб и определение высоты центральной окклюзии. Во время припасовки колпачков-коронок необходимо, чтобы они имели плоскостную опору на культе коронки зуба, плотно охватывали ее у шейки и входили в десневой карман на 0,1 мм. После припасовки колпачков-коронок определяют высоту центрального соотношения челюстей. При этом необходимо иметь в виду, что она должна соответствовать возрасту ребенка. После фиксации центрального соотношения челюстей на верхнем прикусном валике наносят линии, необходимые для выбора размеров искусственных зубов и их постановки (центральная линия, линии клыков, линия улыбки). Затем прикусные валики выводят из полости рта и получают оттиски из гипса с верхней и нижней челюстей. Колпачки-коронки снимают с зубов и переносят в слепки. Отлитые модели с помощью воскового базиса с прикусны-ми валиками устанавливают в центральное соотношение и гипсуют в окклюдаторе. Подбирают искусственные зубы и проводят их постановку на приточке. С этой целью каждый искусственный зуб в пришееч-ной части пришлифовывают к вестибулярной поверхности каждого колпачка-коронки. Границы базисов съемных протезов с небной и язычной сторон моделируют с учетом ширины режущей и жевательной поверхности колпачков-коронок во фронтальном и боковом отделах.

В случае необходимости можно провести клинический этап проверки конструкции съемных протезов на восковых базисах в полости рта ребенка. В дальнейшем по обычной методике осуществляют замену воскового базиса на пластмассовый.

В третье посещение с помощью фосфат-цемента фиксируют колпачки и устанавливают частичные или полные съемные протезы.

Достоинствами предлагаемых конструкций являются:

1) тонкостенные металлические колпачки, которыми покрывают культи коронок зубов, предотвращают дальнейшее стирание их твердых тканей и создают оптимальные условия для функционирования культей коронок стертых зубов и опоры на них базисов съемных протезов;

2) все стертые зубы включаются в обычную функциональную нагрузку, которая передается по цепочке: искусственный зуб съемного протеза — тонкостенный металлический колпачок — культя стертого зуба — его корень — периодонт;

3) нормализация жевательной функции и передача давления на периодонт естественным путем обеспечивают нормальный рост и развитие челюстных костей и всего лицевого черепа;

4) нормализуется высота прикуса и восстанавливаются взаимоотношения между элементами височно-нижнечелюстных суставов, что предотвращает их дисфункцию;

5) благодаря тому что тонкостенные колпачки плотно охватывают шейки зубов и входят в зубодесневую борозду лишь на 0,1 мм, не травмируется краевой пародонт;

6) устраняется эстетический дефект;

7) укороченный базис частичных или полных съемных протезов (в пределах зубного ряда) занимает небольшой объем полости рта, не изменяет положение языка, способствует нормализации речи и уменьшению периода привыкания к протезам;

8) использование тонкостенных металлических  колпачков и съемных бескламмерных  протезов у детей с синдромом  Стейнтона — Капдепона исключает  необходимость изготовления съемных  протезов с перекрытием культей  коронок стершихся зубов, которые  в этих случаях быстро разрушаются, а также удаления корней всех  стершихся зубов. В качестве иллюстрации  приводим выписку из истории  болезни.

Больной Ч., 13 лет, обратился в детскую стоматологическую поликлинику с жалобами на боли в J7 зубе от термических раздражителей, затруднения при откусывании и разжевывании пищи. Мальчик родился в семье вторым (масса тела 4300 г), находился на грудном вскармливании до 6 мес, рос здоровым. Перенес корь, ветряную оспу. Зубы прорезались в срок, но имели темно-коричневую окраску и быстро стирались. Болевых ощущений при этом не испытывал. Подобное поражение зубов наблюдалось также у его сестры, матери, ее трех братьев, деда и прадеда (по линии матери). Ранее к стоматологу мальчик не обращался.

Информация о работе Формирование аномалийных форм прикуса при преждевременном удалении зубов