Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 12:25, курсовая работа
Цель исследования – определение типа харизматического лидерства Михаила Касьянова посредством анализа его публичного дискурса.
Задачи:
1.определить понятие "дискурс", "дискурс-модель";
2.определить понятие "харизматический лидер";
3.определить характеристики харизматического лидера;
4.построить дискурс-модель харизматического лидера на примере Михаила Касьянова
1.Введение 2
2.Основная часть
1.Харизматический лидер: понятие 4
2.Характеристики харизматического лидера 7
3.Дискурс: основные подходы к интерпретации понятия 11
4.Политический дискурс 14
5.Дискурс-модель и дискурсивные категории 16
3.Практическая часть: дискурс-модель харизматического
лидера на примере личности Михаила Касьянова 18
4.Заключение 23
5.Список литературы 24
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра
массовой коммуникации
Курсовая
работа на тему:
"Дискурс-модель
харизматического лидера
(на примере
личности Михаила Касьянова)"
Выполнил: Путилова К.И.
студент СГ – 306
Проверил:
Киуру К. В.
Челябинск
2005
Содержание:
лидера на примере личности Михаила Касьянова
18
Введение
В последнее время в ряде гуманитарных и социальных наук возрос интерес к изучению таких явлений, как "харизма", "харизматический лидер", "дискурс", "дискурс-модель", "дискурс-категории".
Актуальность исследования этих понятий объясняется, в первую очередь, тем, что роль политики в обществе все время увеличивается и, тем самым, повышается необходимость изучения этой сферы с точки зрения взаимодействия лидера и аудитории посредством различных методов, в том числе и текста.
Во
многих случаях воздействие
В соответствии с этим выделим объект и предмет исследования в работе, а также цель и задачи работы.
Объектом исследования является пространство публичных коммуникаций, предметом – речевое функционирование харизматического лидера в пространстве политической реальности современной России.
Цель исследования – определение типа харизматического лидерства Михаила Касьянова посредством анализа его публичного дискурса.
Задачи:
Гипотеза: тип харизматического лидерства определяется содержанием публичного дискурса.
Харизматический лидер: понятие
Обращение к термину "харизма" восходит к новозаветному " Второму посланию к Коринфянам", где описываются различные дары Божественной благодати. Сейчас существуют такие понятия харизматического лидера:
Харизма - (греческое charisma - милость, божественный дар), исключительная одарённость; харизматический лидер - человек, наделённый в глазах его последователей авторитетом, основанным исключительно на качествах его личности - мудрости, героизме, святости.
Харизматический лидер - политический или религиозный лидер, чье господство основывается на харизме. [8]
В
словарь социальной науки этот термин
введен М.Вебером в начале ХХ в. В
его трактовке понятие харизмы
тесно соотносится с проблемой
создания новых социальных образований,
а также проблемой свободы, творчества,
человеческой ответственности. Эта тема
обсуждается им во многих работах (в частности,
в ряде глав фундаментального труда «Хозяйство
и общество», «Политика как призвание
и профессия», «Социология религии», «Хозяйственная
этика мировых религий», «Древний иудаизм»
и др.), поэтому в зависимости от контекста
несколько различаются и трактовки феномена
харизмы. В работе «Хозяйство и общество»
дано следующее определение: данное понятие
«применяется к определенному качеству
личности индивида, благодаря которому
он отличается от обычных людей и воспринимается
как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих
или исключительных способностей». Здесь
же Вебер поясняет, что «эти качества не
свойственны обычному человеку, они приписываются
божественному происхождению или воспринимаются
как образцовые, благодаря чему индивид
считается вождем». При этом абсолютно
неважно, по Веберу, являются ли квалифицируемые
харизматические качества действительными,
мнимыми или предположительными. Следуя
принципу свободы от ценностных суждений,
Вебер безразличен и к ценностям, вносимым
в мир харизматической личностью. Харизматиком
для него является всякий, кто способен
воздействовать на массу с большой эмоциональной
силой. Однако в концепции Вебера харизма
фундаментально социальна и не отождествляется
с историко-психологической традицией
«Великого человека».
Принципиально важно то, что как бы внеобыденна
она ни была, для признания и сохранения
своей харизмы вождь должен постоянно
представлять доказательства харизматической
легитимности знаки «благодатности»,
реальные «успехи» правления и т.п.
[15]
Вебер описывал харизму в трех главных измерениях:
1.
Харизматический лидер,
2.
Массе его последователей, появляющейся,
как правило, в периоды
3. Рутинизация харизмы (посредством партийной организации и т.д.), без которой трудно сформировать радикальные харизматические революционные движения.
Большинство продолжателей Вебера сосредоточились на первых двух аспектах. Например, А.Р.Вилнер, автор ценной работы по харизме, утверждает, что харизматическое отношение существует при наличии четырех условий:
1)
лидер воспринимается
2)
они слепо верят его
3) они безоговорочно исполняют его директивы;
4)
они выказывают ему
Существуют такие варианты харизмы, как
Харизматический лидер обладает необычными психическими способностями привлекать последователей и руководить ими. Происхождение этих способностей является спорным вопросом в науке и до конца пока не ясно. [14]
В общем виде выделяют следующие характеристики харизматического лидера. Не все, представленные ниже, необходимо присущи лидеру, определяемому как харизматик. Только первая может считаться стержневой чертой. Другие же выступают общими в харизматическом дискурсе. Для лидера этого типа характерно следующее: [20]
1. Особая миссия, состоящая в проведении радикального изменения и/или спасении нации. Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами (Ленин и новая экономическая политика), но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возрождение Германии — удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случае появляется опасность излишних политических деталей (есть риск поспорить с практичностью, запутаться в вычислениях проигравших и победителей и т.д.). Харизматическое предвидение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс. Попытки М.Горбачева реформировать СССР (гласность и перестройка) и создать широкое общеевропейское взаимопонимание выступают замечательным восточно-европейским примером подобного обобщенного предвидения. Тоже можно сказать и о призывах Жириновского к возрождению великой России. [22]
2. Личная представительность. В ранних работах, посвященных харизме, обычно выделялись ораторские способности лидера. В более поздних — способности создать верный образ на телевидении. Оно заземлено на визуализации, хотя и не связано напрямую с физической привлекательностью личности. Вряд ли Путин привлек к своей фигуре голоса простыми смотринами, но его телевизионный образ спортсмена, возможно, сделал его более притягательным не только в глазах женщин.
3. Machismo. Харизма обычно выступает мужской формой нарратива-символизма. В то время как женщины могут символизировать политические идеи, харизма больше ассоциируется с действием, героикой и т.п. (часто с войной или кризисом). Муссолини представлял в этом отношении классический пример, хотя богоподобный образ Гитлера показывает, что фашистские лидеры не обязательно принимают образ machismo. [22]
3. Нарративы о жертвенности и борьбе. Харизматики обычно рассказывают истории, в которых они вынуждены были преодолевать трудности и/или приносить большие жертвы. Здесь открывается возможность для non-machismo мужчин (таких, как Босси) конструировать притягательный дискурс. Жириновский показал блестящий образец в этом деле, поведав публике о своем безрадостном детстве с постоянными лишениями и унижением. Нескрываемое использование православных тем рассчитано на усиление чувства мессианизма и жертвенности.
4. Цели подключения, или цели идентичности. Г.Гарднер относительно лидерства считает, что "лидеры и аудитория пересекаются во многих историях, но основная история имеет дело с вопросами идентичности. Тот лидер, который преуспел в выражении новой версии истории данной группы, оказывается наиболее действенным…Большинство лидеров в этом исследовании выдвигали истории, которые имели подключающий эффект, побуждали индивидов думать о себе как о части более широкого сообщества". Более того, для лидера типичны своего рода обрамления истории, которую он пытался рассказать. Гитлер добивался создания великой Германии, будучи сам австрийцем по происхождению. Жириновский вырос в бедности на маргиналиях общества в Казахстане.
5. Категории "друг-враг" (манихейство). Хотя хариматические лидеры обычно стремяться к (во)созданию чувства общности, важной частью их вооружения выступает выискивание врагов. В одних случаях это внутренние враги, не являющиеся элементом подлинного общества. Такова гитлеровская демонизация евреев. В других — внешние враги. Для Жириновского врагом иногда бывали евреи, хотя более заметной фигурой в его демонологии выступали США. [28]