Логика как философская дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 02:24, творческая работа

Описание работы

Логика как философская дисциплин - рассмотрим это явление на примере определения такой категории, как материя. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. “Материя – бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой более сложной системы.

Содержание работы

Основные данные о работе 1
Содержание 2
Основная часть 3
Логика как философская дисциплина 3

Файлы: 1 файл

Старостин А С., ТР., Логика.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Новгородский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Логика

Тема

Логика как философская  дисциплина

Фамилия студента

Старостин

Имя студента

Александр

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

02200110202347


 

Содержание

Основные данные о работе 1

Содержание 2

Основная часть 3

Логика как философская дисциплина 3

Приложения……………………………………………………………………9 

Основная часть

Логика как философская дисциплина

 

Логика как философская дисциплин - рассмотрим это явление на примере определения такой категории, как материя. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. “Материя – бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой более сложной системы. Поэтому было бы неправильно искать “материю как таковую”, некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм. Внутренняя сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства…” Цитирование можно продолжать и продолжать, но мы перейдем к анализу и попробуем вычленить смысл.

Таким образом: во-первых, материя – множество  явлений, субстрат свойств, взаимодействий и форм дтрат свойств, взаимодействий и форм движения; во-вторых, “неправильно искать “материю как таковую”, некоторую неизменную первичную субстанцию”. Вторая мысль серьезному комментарию не поддается, так как претендует на обладание абсолютной истиной, тем более, что неизвестно, где это задано, что первичная субстанция должна (обязана) быть неизменной; первичная субстанция может быть и изменяющейся, но способной образовывать вторичные практически неизменные вещи (элементы мира, элементарные частицы, атомы, молекулы и т.п.). Искать же /и создавать/ что-то в том мире, где мы живем, пользуясь собственным интеллектом, а не великим учением классиков, “неправильно”. 2. Явление - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. То есть по явление – это проявление/. Событие – слово, в философии ничего не обозначающее. Фактически событие – это происшедшее явление, то что произошло, реализовалось. Свойство – сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно. Определение более чем странное: различие или сходство – это признак классификации, не более/. Сторона предмета, проявляющаяся во взаимодействии с ним, – с этим можно согласиться. Что “всякое свойство относительно” – вопрос вопросов – свойства существовать, мыслить, двигаться таковыми не представляются. Весьма широкая область логических исследований, ориентированных на философские проблемы и требующих применения философских, содержательных методов и категориального аппарата. Ф.л. не является ни особой философской дисциплиной, ни особым разделом логики, но может быть охарактеризована как специфический “срез” анализа на стыке собственно логической и философской проблематики.

Термин  “Ф.л.” появился в англоязычной литературе и стал широко применялся в 50-60-е годы, когда были получены и потребовали философского осмысления важные результаты в области неклассических, интенсиональных логик. Однако он не стал общепринятым и в настоящее время встречается реже. Толкования Ф.л. достаточно разноречивы, и даже в том случае, когда она понимается как особая дисциплина, определить ее предмет и методы однозначно не удается. Но есть проблемы, которые все авторы, принимающие этот термин, относят именно к компетенции Ф.л.: проблема истины, смысл и значение высказываний, сущность отрицания, природа логического следования и др.

Характерной чертой развития логики в XIX – начале XX в. от Дж. Буля до Фреге было применение математических методов. Возникновение  математической логики, фундаментальные  результаты Д. Гильберта, Гёделя, Генцена и других математиков подняли логические исследования на новый, более высокий уровень. Фактически именно математики заняли ведущие позиции в области формальной логики. Укрепление и сохранение в течение длительного времени ярко выраженной “математической тенденции”, имея свои неоспоримые преимущества, тем не менее как бы скрадывало значимость тех аспектов логических исследований, которые были неразрывно связаны с философской проблематикой. Своеобразной реакцией на такое положение дел можно считать и появление Ф.л., что в определенной степени оправдывалось возникновением новых ветвей логической науки, в первую очередь модальных, релевантных и временных логик, открывавших новые взаимосвязи эпистемологических, лингвистических и логических проблем.

 Существует также взгляд, что  Ф.л. есть в некотором смысле  философия, но не противопоставленная  логике, а “логически оснащенная”,  ориентированная на логику. В  данном случае в Ф.л. включается  теория пропозиций, теория дескрипций, общая теория квантификации, отношения между аналитическими и синтетическими суждениями, теория смысла языковых выражений, их верификации и применения. Значительная часть проблематики Ф.л. в таком понимании относится к теории истины, причем к компетенции Ф.л. причисляют когерентные и прагматические теории истины, а также анализ отношений между ними, редукционистские и корреспондентные теории истины (correspondence theory) и, в числе прочих, логико-семантическую теорию Тарского. Сюда же относится также анализ онтологических допущений, проблемы, связанные с предикатом существования. Независимо от той или иной точки зрения на предмет и значение Ф.л. основными представителями современной Ф.л. считаются Витгенштейн, Фреге, Рассел, Куайн, Карнап, К. Льюис, Вригт, Хинтикка. Парадоксальность ситуации состоит в том, что работы именно этих ученых содержат важные результаты в области формальной логики. Поэтому нельзя разграничивать, а тем более противопоставлять Ф.л. логике математической или формальной.

Философские проблемы возникают, когда  в логическом анализе необходимо учитывать более глубокие гносеологические характеристики содержательных рассуждений, такие, как активность субъекта познания, его пространственно-временная локализация, конкретность и относительность истины, рост, изменение и противоречивость информации об окружающей действительности и др. Это стимулировало возникновение неклассических логик.

Наиболее значительным и универсальным  по своему использованию разделом неклассических логик является модальная логика, в которой изучаются различные  модальности, прежде всего модальности необходимости и возможности. Именно модальную логику часто называют Ф.л., поскольку она предоставляет средства для постановки и исследования многих философских проблем. По мере развития модальной логики в сферу логических исследований включаются новые виды модальностей: причинные, темпоральные, деонтические, эпистемические и др. Это развитие создает новые возможности для приложений логики в философии. Такие приложения весьма разнообразны: логический анализ пространственно-временных отношений, логика существования, логика обязательности и позволения (правовые и этические контексты), логика действий, команд, оценок, намерений и предпочтений, логика знания, веры, убеждения, сомнения, восприятия, предвидения, логика вопросов и т.д. Здесь логический анализ неразрывно переплетается не только с философским, но и с исследованиями в области физики, психологии, правоведения, лингвистики.

Методы и средства индуктивной  логики (вероятностная логика) находят  применение при изучении процесса генерации и оценки эмпирических гипотез, в научной прогностике, для теоретического обеспечения экспертных систем. Философскую ориентацию имеют и другие разделы неклассический логики, такие, как релевантная, многозначная, паранепротиворечивая логики. В релевантной логике строятся системы, учитывающие связь высказываний по содержанию, используется такое понятие вывода из допущений, когда все посылки являются существенными для получения заключений. Такого рода системы важны для решения ряда проблем, связанных с номологическими и контрфактическими высказываниями, построением логических моделей дедуктивного объяснения. В многозначной логике анализируются не только истинные и ложные высказывания, но и высказывания, которые таковыми не являются. Наряду с понятиями “истинно” и “ложно” в такой логике используются истинностные значения “неопределенно”, “возможно” и т.п.

Системы многозначной логики были построены, исходя из сугубо содержательных проблем. Одна из них, поставленная еще Аристотелем, – проблема истинностного статуса высказываний о будущих событиях. Многозначность в логике тесно связана с плюрализмом, неточностью и принципиальной неполнотой наших знаний, с философскими проблемами объективности случайных событий, детерминизма и случайности, свободы воли. В паранепротиворечивой логике, которая, в свою очередь, имеет тесные взаимосвязи с многозначной и релевантной, находят отражение гносеологические трудности, возникающие при описании процессов изменения и развития, рассуждений и действий в условиях противоречивой информации. Эта логика способствует уточнению таких понятий, как “противоречие”, “отрицание”, “непротиворечивость теории”.

Обращение к философии является необходимым условием прояснения оснований  логики. С другой стороны, применение в философии понятий и методов логики позволяет глубже осмыслить некоторые философские проблемы. “Философская логика” не является собственно логикой. Это – философия, точнее отдельные ее фрагменты, но трактуемые с применением не только естественного языка, дополненного определенной философской терминологией, но и с помощью искусственных (формализованных) языков логики. Последние позволяют придать ряду философских проблем недостающую им точность, провести более ясные границы между философскими принципами, выявить логические их связи и т. п.

 Далеко не все философские  проблемы допускают “логическую  обработку”, сама возможность последней  не означает, что проблема, являющаяся  по сути своей философской,  превращается в проблему логики. Из числа философских проблем,  при обсуждении которых целесообразно использовать логику, можно упомянуть проблемы научного закона, необходимости, причинности, детерминизма, объяснения и понимания, изменения и становления, искусственного интеллекта, ценностей и моральных принципов и др.

Рассмотрение всех этих тем  с привлечением логики не означает подмены ею философии. Логика только предоставляет средства, позволяющие философии с большей строгостью и убедительностью решать свои проблемы. В свою очередь, логика, используемая в философском анализе, сама получает мощные импульсы в результате обратного воздействия своих приложений. Имеет место именно взаимодействие логики и философии в исследовании определенных проблем, а не простое применение готового аппарата логики к некоторому внешнему для него материалу.

Приложения

А





Информация о работе Логика как философская дисциплина