Творчество Александра Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2010 в 18:35, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

Творчество А А Блока.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

     Умерла  и вновь в  дождливой сети тонкой

     Зычные, нестройные звучали  голоса.

     Кто-то поднял на руки  кричащего  ребенка

     И, крестясь, украдкой  утирал глаза…

     Меняется  и отношение к реализму. Новый  подход   искусству, формирующийся  в эпоху «Нечаянной радосты», Блок  уже в 1912г.  склонен называть: «фантастическим (или  мистическим)» реализмом.

     Блок  стремится к  синтезу« разнообразных культурных традиций – черте, присущий значительно более широкому кругу явлений, чем поэтика символизма.

     1903-1906гг. – один из самых динамических  периодов  блоковском эволюции.

     Блок  начинает путь пламенным приверженцем символизма испытывает  и преодолевает воздействия «петербургских мистиков», затем обращается к тем  символистским произведениям, которые  наиболее  отчетливо связаны с настроениями предреволюционных лет. К концу периода Блок как бы  завершает круг исканий внутри символизма. Его искания теперь  связываются с  устремлением от символизма – к Достоевскому, Л.Толстому и – в конце концов – к Пушкину. На этом  пути и формируется Блок «третьею тома»  художник, выявивший все лучшие творческие задатки символизма, выведший его на новые дороги  русской культуры и в то же  время отказавшийся от всего, что мешало другим символистам выйти на эти дороги. 
 
 
 
 

     5. Блоковская  Критика   символизма в  1907-1909гг.

     Следующий шаг в эволюции Блока, резко изменивший его отношение к  символизму, - в 1907 – начало 1909г., время  создания статей народе и  интеллигенции, циклов «Вольные  мысли» (1907), «Фаина» (1906-1908), драмы «Песня  Судьбы»(1908). В эти время демократизм и реализм прошлого  становятся для Блока той внешней по отношению к символизму точкой зрения, с  которой он  оценивает «новое искусство»:

     «Для  меня, - пишет он  в статье «Вопросы, вопросы и вопросы»(ноября 1908), - «…»  гораздо  вкуснее старая  русская  жвачка, чем новая, я думаю, что она  гораздо питательнее, я совсем не  «модернист», чтобы  питаться «воздухом и обещаниями современной  литературы»».

     Вместе  с  тем позиция Блока сложна – и он  сам это чувствует.  Культура XIX в.  Для него  родная «по крови», «бекетовская» культура, культура дедов. Но  Блок постоянно ощущает так же  свое родство с символистской культурой, можно сказать, что  он чувствует свою «зараженность» ею.

     Более привлекает Блока в культуре XIX в. Образ человека. В 1906 году многие писатели, поэты начали напряженно вглядываться в образ «маленького человека», завещанного еще  реализмом XIX в. Блок  пронзен ощущением исконно прекрасного в человеке, пишет, «как живуч, силен и благороден человек».

     Падфос «человека», чуждый, как правило, декадентам,  привлекал  многих символистов 1900-х г., воспринимаясь как  завещанный Вл.  Соловьевым:

     Здесь, с природой в вечном  споре,

     Человека  дух растет

     И с бушующею моря

     Небесам свой вызов шлет.

     - и оказал влияние на Бальмонта, Брюсова, Белого и др. Но  апология  человека у символистов  носит романтический  характер: герой – индивидуалист (Бальмонт, Брюсов) ли жертвенный Агнец (Белый).

     Блоковский  пафос  в 1907-1908 гг. другой .

     Образ « маленького человека в  литературе XIX в. Включал для Блока две тенденции,  символизму     в целом чуждые: интерес к социальным проблемам и представление о «человечески прекрасном»,  как присущем каждому. Блок иронически относится к мещанской интеллигенции:

     Что сделали  из  берега  морского,

     Гуляющие, модницы и фронты?

     Наставили столов,  дымят, жуют,

     Пьют  лимонад…

     Образы  человека же всегда поэтичны:

     И я  прекрасен -  нищей  красотою.

     Зыбучих дюн  и северный морей

     или.. вникая в  темный говор

     Небритых  и зеленоглазых финнов

     (т.1. стр.355)

     Движение от XIX –в. К символизму представляется Блоку спадом. В 1908г. он  объявляет, что подлинное искусство – искусство для народа. Теперь Блок отвергает не только  отдельные тенденции внутри «нового искусства», но и весь  символизм в целом. Он пишет 25 сентября 1908г. «Не могу  принять: ни двух бездн,  бога   и дьявола, двух путей добра, - «две нити вместе свиты», ни  теории познания (Белый), ни иронии (мистический анархизм), «ни  всех гаваней» (декадентство)».  Но отрицая и брюсовское  «декадентство», прославляющее «все гавани», и романтическую иронию, и  неприятие  мира у декадентов 1890-х и у  
 

     мистических анархистов(В.Иванов), Блок , по существу, критикует себя, свое прошлое.

     Интересно то, что  религиозно – мистические  направления символизма, в основном связанные с традициями Соловьева, теперь  решительно не  удовлетворяют Блока. В  одной из своих статей, а именно в  статье «Литературные итоги 1907 года » Блок, говоря о посетителях,  религиозно-философских  собраний, этого детища Мережковских, иронически  пишет об  образованных и  ехидных  интеллигентах, поседевших в спорах о Христе и антихристе.

     Резко упрекает Блок  символистов в  индивидуализме («Им. нипочем, что столько нищих… Они  под  крылышком собственного «я» ). У символистов, пишет он в статье «Вечера искусств»(октябрь 1908) «нет ореала  общественности», поэтому они «еще не  имеют  права считать себя потомками священной  русской литературы». Блок  упрекает  символизм  так же в «мистическом рационализме»: «Как  могу  я поверить в то, что  так страшно  симметрично, в богофильство» и «богофобство». Волынского, в  «верхнюю и нижнюю бездну»  «Мережковского, в два пути  добра»» Минского!.» « Губителен яд этой правильности; тот, кто попробовал его, знает, как разлагающе  действует он на  живую жизнь. Настоящий  поэт не может примириться с этой симметрией».

     Но  идеалы Блока неоднородны. Ведь часто  он критикует символизм с позиций символизма же. Например, высказывание, что искусство способно «превратить нашу  жизнь в сплошной и никогда не  бывалый праздник», созвучно с  эстетическими  утопиями символизма начала  XIX в. Блок в 1907-1908гг. считает, что, вера и воля всякого художника покоится в лоне «вечно-женственного».

     В итоге Блоковская «картина мира»  в 1907-1908гг., несмотря на  крайнюю резкость критики символизма, в своих глубинных основах во  многом   остается  символисткой. Символизм же  дает Блоку и способы соединения самых разнородных идей в единое целое. Он удивительно тонко выделяет то общее, что объективно присуще культуре позднего романтизма, реализму и новому  искусству- представление об искусстве как отображении неличностных ценностей и идеалов. Это общее и становится основанием для сближения во многом противоположных традиций и идеалов.

     Блок  надеется на  «одно из  очень  характерных явлений нашей эпохи «встречу» » реалистов  и символистов:

     «Реалисты  тянутся к символизму, потому что они    стосковались на  равнинах русской  действительности и жаждут тайный и красоты.

     Символисты  идут к  реализму, потому что  им опостылел  спертый воздух «келий», им хочется вольного воздуха…»

     Первые  же мечты о движении символизма к  реализму встретили резкий  отпор  символисткой  критики, особенно Андрея Белого. Он пишет: «Слияние  символизма реализмом объясняет он (Блок), так  сказать, по-домашнему:

     Реалисты  - де тянутся к символизму,  потому что они возжаждали  тайны, а символисты идут к реализму, потому что им опостылел «спертый воздух келий» Просто и ясно».

     В статьях 1908г. видно полное разочарование  Блока в символизме, мысли о  его  изжитости, ненужности. Блок считает теперь,  что  символизм не  имел  для  читателя «ничего ни интересного, ни поучительного». В следующей статье Блок вообще объявляет «новое  искусство несуществующим. Настоящей школы не было  никогда. Это так же ясно, как то, что ее не будет». Таков итог оценки  символизма Блоком  1907 – 1908гг.

     Следует прибавить, что Блок  оказывается  в 1908г. в почти полной изоляции от других символистов. На  ней сказалась  критика Блока  Белым, отход Блока  от мистических  анархистов В.Иванова. Только одобрительные рецензии лично далекого Блоку Брюсова да возобновление осенью 1908г. (после более трех лет  длившегося разрыва) контактов с  Мережковскими (творчески поэту уже  давно чуждыми) остаются тонкими нитями,  соединяющими Блока с  художниками «нового искусства». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Литературная  позиция   Блока  1909-1911гг. 

     1909-1911 годы редко выделяются как   особый этап эволюции Блока.  Однако в этот  отрезок времени   отношения Блока с символистами  и его оценка символизма вновь   изменяются.

     В весне 1909г.  испытанные  поэтом в 1907-1908 гг. подъем, вера  в близость  революции, стремление к общественной  деятельности  сменяются апатией  чувствам безнадежности борьбы. («Или надо совсем не жить в России, плюнуть в ее пьяную харю, или - изолироваться от  унижения – политики, да и «общественности», партийности (….). Пусть вешают, подлецы, и околевают в своих поях – 3 апреля 1909).

     Ощущение  «непробиваемости» ненавистной  поэту реакции, разочарование в  известных   ему  формах «общественности»(прежде всего символистских) и незнание иных ее форм  породили  новое  умонастроение миру  реакции, несправедливости  и мещанства  противопоставима  лишь одна ценность красота природы и искусства 13 апреля 1909г. Блок  пишет матери о постановке «Трех сестер »: «Это – угол великого русского искусства, один из  случайно  сохранившихся, каким – то чудом не  заплеванных углов моей пакостной, грязной,   тупой и кровавой родины». Путешествие  по Италии, «обжегшей» Блока  искусством,  усилило эту мысль: «Я теперь ничего не  могу воспринять , кроме искусства, неба и иногда  моря(…). Европейская жизнь так же  мерзка, как и русская» . «Отсюда убеждение в праве художника служить лишь творчеству:  Я считаю теперь  себя в праве умыть руки и заняться искусством».

     Противопоставление реальности искусству:

     «Лишь в легком челноке искусства // от скуки мира  уплывешь»  - вновь сближает Блока с символизмом. Идеи Блока 1909 – 1911г.  существенно отличаются от  по ранних . 

     Теперь  Блок  говорит  не о  красоте  мистической, небесной («Стихи о Прекрасной Даме»), а о земной красоте: природы, искусства, любви. Апология  хаоса, возникшая в годы  предшествующие  первой  русской революции, смыкается  пафосом   гармонии. Мир  для  Блока не просто  прекрасен – он подобен  искусству. Сущность и первооснову мира Блок – в духе романтиков и статьи А.Белого.

     «Формы  искусства»- определяет как  «самое  совершенное из  искусств»- музыку: «Музыка творит мир. Она  есть  духовное  тело мира – мысль(…)».

     Наиболее  совершенное  орудие  познания мира, самый точный  отзвук  мировой  музыки – искусство: для проникновения в сущность  бытия «иных средств, кроме  искусства  мы пока не имеем».

     Такое осмысление  природы и задач  искусства – глубоко символистское . Блок перекликается с ранним  Андреем Белым, со всеми «младшими символистами»,особенно  с В.Ивановым и даже с Брюсовым.

     Блок   в 1909-1911гг., как  и в ранней  молодости, наиболее значительным из  направлений  современного искусства объявляет  символизм, противопоставляя его наивному  реализму:

     «Солнце  наивного реализма закатилось, осмыслить  что бы то ни было вне  символизма  нельзя. Оттого писатели  даже с большими  талантами не  могут  ничего поделать с  искусством, если  они не крещены «огнем и  духом символизма». В известной  статье «О современном состоянии  русского  символизма» Блок детально  описывает  историю  направления, безоговорочно  приписывая к  нему  и себя. Символизм для Блока – опять  школа,  хотя всего год или два назад он утверждал, что никакой «школы»нет и не было. Теперь Блок вновь говорит об  изначальной пророческой  миссии символизма.

     Несмотря  на отразившийся в статье  отчетливо  символистский  характер  блоковской «картины мира», она сильно отличается от миропонимания раннего Блока. Один из основных мотивов статьи – преодоление «одиночества», индивидуализма.

     При  сопоставлении взглядов  Блока 1909-1911гг. и  периоды статей о народе и  интеллигенции выявляется любопытная  закономерность. Общее понимание  природы мира, отношение действительности и искусства у Блока остается почти неизмененным. Меняются представления о теме  искусства, о способах постижения  «миров иных» и земного  воплощения идеала. В 1909-1911гг. понимание темы   символизма у  Блока одновременно сужается (из него исключается  политика, быт) и частично расширяется (входят темы истории, искусства). Так же  мы  видим, что  Блок  вновь «вернулся» к символизму, правда оценив его по новому, с  другой точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Творчество Александра Блока