Тема сна в лирике Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2010 в 23:08, Не определен

Описание работы

Научно-исследовательская работа

Файлы: 1 файл

ТЕМА СНА В ЛИРИКЕ.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

                              Бранное житьё;

                        Смело вденешь ногу в стремя

                              И возьмёшь ружьё.

                        Я седельце боевое

                              Шёлком разошью…

                        Спи, дитя моё родное,

                              Баюшки-баю. 

                        Богатырь ты будешь с виду

                              И казак душой.

                        Провожать тебя я  выйду – 

                              Ты махнёшь рукой…

                        Сколько горьких  слёз украдкой

                              Я в ту ночь пролью!..

                        Спи, мой ангел, тихо, сладко,

                              Баюшки-баю. 

                        Стану я тоской томиться,

                              Безутешно ждать;

                        Стану целый день молиться,

                              По ночам гадать;

                        Стану думать, что  скучаешь

                              Ты в чужом краю…

                        Спи ж, пока забот  не знаешь,

                              Баюшки-баю. 

                        Дам тебе я на дорогу

                              Образок святой:

                        Ты его, моляся богу,

                              Ставь перед собой;

                        Да готовясь в  бой опасный,

                              Помни мать свою…

                        Спи, младенец мой  прекрасный,

                              Баюшки-баю. 

     Издавна во всём мире младенцам перед сном пели колыбельные песни, тем самым, навевая ребёнку добрые, спокойные сны. Тексты таких песен не отличались оригинальностью, часто использовался приём аллитерации (чаще всего повторялись сонорные  согласные – л, м, н). Часто повторялись одни и те же слова, и даже предложения.

     О чём колыбельная песня Лермонтова? О смелых ли казаках? О мечтах ли матери о том, чтобы её сын вырос храбрым, сильным, смелым? Ещё древние знали, что сны могут повлиять на дальнейшую жизнь человека. В зависимости оттого, что именно нам снится, меняются наши поступки и мысли.

     Очень часто в колыбельных песнях месяц, солнце, звезды предстают в виде  высших Богов (в этом отголосок древних верований человека). Дети считают их живыми, а значит, пока для них понятия неживое и солнце, ветер, воздух, земля, вода, луна несопоставимы. Ведь это лишь песня на ночь, она не должна ничему учить, благодаря ней можно успокоить ребёнка, проявить заботу и ласку. Так же и у Лермонтова месяц смотрит в колыбель к ребёнку, и создаётся ощущение, что и природа стремится пожелать людям спокойных снов.

     В этом стихотворении мать рассказывает пока ещё маленькому сыну о возможной  его будущей жизни, но просит его  пока не задумываться над ней, а сладко спать. Мать, желающая своему ребёнку только самого хорошего, считает, что сон для её крохи и есть самое лучшее и нужное в этом возрасте.

     Но  со временем, когда дети вырастают, значимость сна теряется в обыденных  проблемах. А ведь именно во сне наш организм получает необходимый заряд энергии и сил, отдыхает, и только сердце непрерывно бьётся. Но наукой доказано, что именно во сне оно затрачивает меньше энергии для выполнения своей работы. А значит и изнашивается меньше. Но такое утверждение верно лишь в тех случаях, когда время сна не превышает норму.

     Казалось, простая детская песня, а как много нового о сне мы узнаём. Из этого следует, что сон  и его последствия сопровождают нас почти везде и всегда.

      Ещё одно стихотворение Михаила Юрьевича, где сон является ведущей темой, это стихотворение «Сон I».  

             Я видел сон: прохладный гаснул день,

                        От дома длинная  ложилась тень,

                        Луна, взойдя на небе голубом,

                        Играла в стёклах  радужным огнём;

                        Всё было тихо, как  луна и ночь,

                        И ветр не мог дремоты  превозмочь.

                        И на большом крыльце  меж двух колонн

                        Я видел деву; как  последний сон

                        Души, на небо призванной, она

                        Сидела тут пленительна, грустна;

                        Хоть, может быть, притворная печаль

                        Блестела в этом взоре, но едва ль.

                        Её рука так трепетна была,

                        И грудь её младая так тепла;

                        У ног её (ребёнок, может быть)

                        Сидел… ах! Рано начал  он любить,

                        Во цвете лет, с  привязчивой душой,

                        Зачем ты здесь, страдалец  молодой?

                        И он сидел и с  страхом руку жал,

                        И глаз её движенья провожал.

                        И не прочёл он в них  судьбы завет,

                        Мучение, заботы многих лет,

                        Болезнь души, потоки горьких слёз,

                        Всё, что оставил, все, что перенёс;

                        И дорожил он взглядом тех очей,

                        Причиною погибели своей… 

     В основе него лежит сновидение, которое  явилось лирическому герою. Но так  как в этом сне он видел молодую  красивую девушку, то можно предположить, что это стихотворение ещё и о любви. Подчас именно она является причиной наших страданий, особенно в юном возрасте. Но когда объект, к которому направлены чувства, не отвечает взаимностью, влюблённый человек в своих грёзах, мечтах и снах видит именно объект желаний.

      Но  мне кажется, это стихотворение  во многом автобиографичное. В молодой деве, грустной и печальной, я вижу мать Лермонтова. А ребёнок, сидящий у её ног? Может, это стихотворение – печаль о матери? Этот сон – вещий? «Судьбы завет, мучения, заботы, болезнь души » - разве это не то, что мучило поэта? Может быть, поэт видел причину своей ранней грусти в сиротстве? Видел, но не хотел этого осознавать? Как ни старался писатель не отдаваться этому приступу хандры, ночь и сон брали над ним верх. Они снова и снова заставляли его возвращаться к действительности, разбивая мир, который он сам для себя создавал, реальностью.

     Грусть, тоска, печаль стихотворения в странном противоречии с мелодичностью. Это произведение, на мой взгляд, самое нежное из представленных ранее. В стихотворении и девушка, и природа, окружающая её, изображена столь необычно. А какое потрясающее наш слух звуковое оформление! Сколько нежных звуков [л]; [й]; [н]. Именно они смягчают грусть, печаль, делают тоску не столь ужасающей.  Но не только звуки помогают автору передать истинную любовь к той, о которой он пишет. Сколько метафор, сравнении, олицетворений, «…гаснущий день… ложащаяся тень… играющая луна…». Девушка, сравнимая с последним сном души. Но не хуже описываются и страдания лирического героя. Сколько нежности в каждой строке, в каждом слове. Именно эти строфы автор прочувствовал сильнее всего, ничто не может нас заставить усомниться хоть на мгновение, может быть, в мимолётной, но чистой и искренней любви.

      Из  анализа стихотворений, в которых  тема сна является ведущей, хорошо видно, что сон и многое, что связано с ним, довольно часто не давало покоя Лермонтову.

    Почему?

    Как считают психологи, «сон – это  периодически функциональное состояние  человека и высших животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере, характеризующееся, отсутствием целенаправленной деятельности, значительной обездвиженностью и отключённостью от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. (Краткий психологический словарь, Москва, издательство политической литературы, под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1985 год)

    Известно  также, что во сне люди порой совершали величайшие открытия, ведь люди, занимающиеся творческим трудом, могут заимствовать настроения и основное содержание своих произведений из снов, как это делал, например, де Куинси. Иногда люди именно в сновидениях получают повеление творить. Так, Сократ (470-399до н.э.) утверждал, что видел сны, побуждающие его "сочинять и культивировать музыку". Он принял эти сны как поощрение к продолжению его занятий философией. Сиамский писатель Люонгвичиватлен никогда не собирался становиться писателем до тех пор, пока ему не явился во сне его умерший учитель, вручив ему пару очков и предложив использовать их для написания книг. Другие английские писатели пережили нечто подобное де Куинси, когда стали прибегать к наркотикам. Так, Джордж Крабб (1754-1832) рассказывал, что его мучили сны "несчастий и деградации", когда он стал применять наркотики.

     В сфере музыки некоторые знаменитые произведения также связаны с  непреднамеренными творческими  сновидениями. Джузеппе Тартини (1692-1770) - итальянский скрипач и композитор, рассказал, как в возрасте двадцати одного года ему приснился сон, что он продал душу дьяволу. Во сне он отдал дьяволу свою скрипку, но каково же было его удивление, когда он услышал, как скрипка заиграла неизвестную ему сонату, изысканно красивую и превосходящую самые смелые взлеты его фантазии. Джузеппе был восхищен, приведен в восторг, очарован, его дыхание остановилось... и он проснулся. "...Схватив скрипку, я старался вернуть звуки, которые только что слышал. Но они исчезли. Я потом сочинил "Сонату дьявола", это была моя лучшая вещь, но как далеко было ей до того, что слышал я во сне...".

     На  мой взгляд, наиболее известные открытия, сделанные во сне, это бензольное кольцо А. Кекуле и таблица химических элементов Д.И. Менделеева. На разработку научных тем ушли долгие годы. Но результаты их трудов не появились легко, как бы  из  воздуха. Прежде чем учёным во сне явились их открытия, они проделали долгую и трудную работу. Д. И. Менделеев долгое время не мог разместить в правильном порядке химические элементы в таблице, а во сне он лишь увидел их правильную расстановку.

     Немецкий  химик Фридрих Кекуле много лет  пытался найти молекулярную структуру  бензола. Впоследствии он описывал сновидение, которое увидел, задремав у потрескивающего  огня камина, холодной ночью 1865 года:

"Опять  атомы прыгали перед моими  глазами, и мой взгляд, завороженный  повторяющимися образами, сходными  друг с другом, уже не мог  различить более крупные структуры  различной формы, построенные  в длинные цепочки, многие их  которых замыкались друг на друге. Все двигалось в змеевидной, танцующей манере. Неожиданно что-то произошло. Одна из змей отделилась от своего собственного хвоста и новая структура дразняще затанцевала перед моими глазами. Как будто пронзенный молнией, я проснулся...".

    Это сновидение помогло Кекуле понять, что структура бензола представляет собой замкнутое карбонное кольцо. Это открытие было переворотом для современной химии. Когда Кекуле рассказывал эту историю своим коллегам на научном съезде в 1890 году, он завершил свой рассказ так: "Давайте изучать сны, джентльмены, и тогда мы, возможно, придем к истине.

    Наукой  доказано, что если в течение долгого времени думать над решением какой-либо поставленной задачи, то ответ на неё или сразу возникнет в вашем сознании, или придёт  позднее. Если же этого не происходит, то следует сначала отвлечь себя чем-либо другим, тогда впоследствии решение «придёт» само собой. Почему же всё-таки это происходит? Можно предположить, что наш мозг порой просто «забит» большим количеством разнообразной информации, из которой сложно «выловить» нужные нам сведения. Во время же сна мозг отдыхает, и, если можно так выразиться, рассортировывает по «полкам» информацию, после чего уже довольно просто отыскивает ответ или решение задачи.  

Информация о работе Тема сна в лирике Лермонтова