Специфика изображения темы «маленького человека» в творчестве писателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- изучить научно – методический материал по данной теме;
- представить место О. Генри среди мастеров жанра «short story» в американской литературе;
- выяснить специфику изображения героев О. Генри, охарактеризовать собирательный образ «маленького человека», представленный в новеллах писателя;
- показать новаторские черты О. Генри в изображении темы «маленького человека».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1
Специфика новелл О. Генри………………………………………………….. 7
Место О. Генри среди мастеров жанра новеллы ХІХ века…… 7
Композиционное своеобразие новелл О. Генри……………….... 15
Выводы…………………………………………………………………………. 18
Глава 2
Специфика изображения темы «маленького человека» в творчестве
писателя………………………………………………………………………… 19
2.1. Социальное звучание темы в цикле новелл «Голос большого
города» и «Четыре миллиона»………………………………………………. 19
2.2. Собирательный образ «маленького человека»
О. Генри: мировоззрение, цели, окружающие предметы……………………. 25
Выводы…………………………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

O_Genri_kursovaya.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

В литературе образ «маленького человека» стал нарицательным. Как правило, под такую характеристику попадает человек не знатный и не родовитый, а, наоборот, бедный и бесправный. Он бессилен перед жестокостью жизни и её обстоятельствами. Государственная машина и вечная нужда вконец поработила его. Иногда случается, что он протестует, однако этот бунт зачастую имеет для него самые трагические последствия – безумие, падение, смерть. Таких героев породил XIX век с его урбанизацией и экономическими преобразованиями.

В русской литературе мы найдем огромное количество таких персонажей. Это и Акакий Акакиевич из «Шинели» Н. В. Гоголя, Макар Девушкин из романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди», Иван Дмитрич Червяков у А. П. Чехова.

Но в нашей работе мы попытаемся показать специфику изображения «маленького человека» в рассказах О. Генри.

О.Генри пишет о молодой Америке, и эпитет «молодой» здесь имеет весьма существенное значение. Это не Америка колониальная, перенесшая к себе проблемы Старого Света, не Америка эпохи борьбы за независимость, утверждающая свои правила и законы, только начинающая осознавать себя республика.

Это Америка после  Гражданской войны, обретшая не только внешнюю, но и внутреннюю свободу, победившая рабство внутри себя. Это и дало необыкновенный всплеск энергии раскрепощенности. Свобода человека, который обустраивает собственную судьбу, даже не мир вокруг себя (мир и так вокруг новый и еще не познанный до конца), а свое собственное существование - первое, что чувствуется в произведениях О.Генри.

Или даже так - упоение  чувством свободы, сознанием того, что  ты сам вправе решать, кем и каким  быть. От этого все зависит. От того, каков ты. «Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу» [8, 463]

Все возможности проявить себя человеку даны, как он ими воспользуется - зависит только от него, и если он решил внутри себя стать кем-то, то придет к цели, сколь бы ни был  извилист его путь.

Сразу отметим, что произведения автора были близки творчеству крупнейших писателей Америки начала ХХ века – С. Крейну, Т. Драйзеру, Д. Лондону. Но есть у О. генри и нечто новое  – именно он сумел показать простого американца со всеми его иллюзиями  и разочарованиями на пути к Мечте.

О. Генри часто упрекали в том, что цель его произведений – просто рассмешить читателя. Но это  не так, просто он смотрел на жизнь  с точки зрения оптимиста и  утверждал, что в обществе, больном  денежной дистрофией, всегда есть место любви и радости. Он не просто злословил, он сочувствовал всем, кто попал в «каменные джунгли».

Сострадания, сочувствия хватило у него, по крайней мере, на четыре миллиона человек. Таково было население Нью-Йорка. В своем первом сборнике О. Генри с присущей ему иронией писал: «Нью-Йорк населяют четыре миллиона таинственных чужестранцев. Они попали сюда разными путями и по разным причинам. В провинциальных городках и на фермах, откуда они приехали, жизнь была скучной и однообразной, томительной по сравнению с соблазнами, который приготовил им большой город. А пока они ютятся в крошечных квартирках. Маленькие люди в большом городе, они тешат себя надеждой, что преуспеют в своих начинаниях, будут счастливы и благополучны» [8, 280]

«Четыре миллиона» - название первого сборника новелл О. Генри. Тогда американцы говорили, что их огромным городом распоряжается всего четыреста семейств. О. Генри демонстративно напомнил, что, как бы ни были богаты и влиятельны «четыреста», все же город - это жители города, и назвал свою книжку «Четыре миллиона». Он первым в американской литературе так хорошо понял и так хорошо показал целое население сразу. Персонажи у него движутся так же, как идут они по улице, потоком, толпой, но в то же время каждый сам по себе, каждый - лицо, судьба, заботы.

Читая новеллы О. Генри, замечаешь, что его «маленький человек» немного не вписывается в рамки, представленные в литературе России, Франции, или предшественников писателя в Америке.  Но это и не удивительно, ведь О. Генри - американец, а это значит, что в отличие от французского и русского писателя жил он в стране, где формально всякие сословные барьеры были уже убраны. Не было дворян, мещан, все одинаково считались «простыми американцами». Вот О. Генри и присматривался, как это на деле получается, почему вдруг такое разделение - четыреста и четыре миллиона? Писатель прекрасно показал эту мнимость буржуазного равенства, хрупкость иллюзии «всеобщего счастья». Правда, такой пристрастный читатель, как Эл Дженнингс в книге «Через тьму с О. Генри» не во всем с ним был согласен. Он полагал, что О. Генри смягчает, сглаживает острые углы, успокаивает читателя в тех случаях, когда надо уж было показывать все до конца, печального и даже ужасного конца, до степени полной безнадежности. Но О. Генри считал, что людям, про которых и для которых он пишет, а это были все те же миллионы, необходимо оставить светлое пятно, нужно вселить в них надежду, даже если она мало реальна.

О.Генри писал о Нью-Йорке и для Нью-Йорка. Крупный американский мегаполис, в котором слились в одно целое «…Лондоны, Парижи, Берлины, заверченные в десять раз лихорадочней» [11, 328], требовал такого же стремительного, сжатого, быстрого и яркого рассказа, чтобы мчащийся на работу пассажир смог забыть обо всем, а в конце своего десятиминутного пути успел удивиться неожиданной развязке. Новеллы, создаваемые О.Генри в такой же спешке, в какой жил его город, полностью отвечали этим требованиям.

Материал для своих  рассказов О. Генри и черпал так, прямо на улице, в магазинах, универмагах, барах и ресторанах, в вагонах железной дороги или допотопного метро, которое называлось подземкой. Черпал он также материал из собственных воспоминаний, а он ведь повидал немало за время своих добровольных и недобровольных скитаний по стране.

Несомненным остается то, что в творчестве писателя мы найдем и радость и грусть, которые неотделимы друг от друга. Но порой встречаются и настоящие драмы. Что привело к последнему шагу в вечность героев рассказа «Меблированные комнаты»? О. Генри не надо было писать повесть об утраченных иллюзиях и разбитых надеждах. Он сделал проще – дал читателю ощутить запах резеды из-за могильной доски. Комната стала главным действующим персонажем – она вершитель судеб. У молодого человека, героя рассказа, даже нет имени, просто «Он» - одинокий, страждущий, ищущий и не нашедший. У писателя все кратко, но оттого и пугающе страшно. О. Генри в этом рассказе перестает шутить, он становится Писателем. Писателем, потому что о трагедии не кричит, а сообщает абсолютным молчанием вывернутой наизнанку души безликой, замученной, уставшей от смерти меблированной комнаты.

Но такие рассказы у О. генри встречаются не так  уж и часто. Все-таки на первом плане  – изображение характерного американского  менталитета. А он предполагает то, что каждый человек всегда может добиться всего сам с помощью труда, усердия и прилежания. Другая сторона американского этнокультурного стереотипа – уважение к праву каждого распоряжаться своей судьбой. Может быть потому такими симпатягами у О. Генри выходят бродяги и воры. Как правило, эта категория героев мало эстетична, но О. Генри наделил их благородством, достоинством, нежностью. Вспомним, к примеру, нищего из новеллы «Фараон и хорал», который после неудачной попытки сесть за решетку под влиянием церковной музыки решает исправиться. И нам искренне жаль его тогда, когда полицейский задерживает его за бродяжничество.

А в рассказе «Родственные души» «вор третьей категории» вместо того, чтобы обокрасть больного джентльмена, делиться с ним советом по поводу лечения ревматизма.

В рассказе «Громила и  Томми» еще один тип грабителя  – он ворует ради того, чтобы прокормить своего сынишку и поэтому легко  находит общий язык с мальчишкой, в дом которого он забрался. В  чем секрет такого благодушного восприятия преступников? Может быть в том, что читатель понимает, все они – жертвы «Большого города», который заставил их заняться этим делом. По сути, все они неплохие люди, им просто не повезло, и у них есть определенные принципы – жизнь человека  неприкосновенна.

В данном случае можно  провести параллель с русской литературой, в которой изображение «дна» жизни всегда вызывает гнев против социальной несправедливости. Такие герои вызывают чувство сострадания к людям, которые попали в тяжелое положение.

Но в американской литературе другая ситуация. Здесь человек, который оказался «на дне» сам виноват в таком положении. Ведь Америка – это страна, где постоянно декларируется равноправие шансов для достижения цели.

Тема «маленького человека»  вмещает в себя много составляющих. Но нельзя забывать еще одну подтему – изображение «островков человечности» внутри буржуазного мира. Ведь маленький человек не один, у него может быть семья. Именно семейная идиллия как опора в жестоком мире – одна из самых замечательных тем  у писателя.

Наверное, мы не будем  оригинальными, приведя пример такой семьи в рассказе «Дары волхвов», но очень уж хочется снова вспомнить Джима и Деллу и в который раз удивиться мастерству О. Генри – никаких сантиментов, никакой фальши, ни одного лишнего слова. И в то же время бедная семья выигрывает в схватке с городом.  Да, у них нет миллиона и восьмидесяти семи тысяч долларов, но у них есть то, чего даже волхвы подарить не могли – любовь и верность, умение жертвовать собой. И опять грусть и радость, грусть, потому что подарки оказались «слишком хороши», радость – потому что подарена Любовь, а она бесценна.

Таким образом, можна  сделать предварительный итог нашего исследования. Новеллы О. Генри вносят новое социальное звучание в тему «маленького человека». Персонажи  произведений американского писателя в большинстве – оптимисты по своей природе. Их отличительные черты – жизнелюбие, готовность к борьбе, отсутствие страха перед жизненными невзгодами. Герои таких новелл стремятся к улучшению своего положения, у каждого из них своя цель. И хотя многомиллионный город совершенно равнодушен к ним, герои с уверенностью идут к своей «американской мечте».

О. Генри создал уникальную панораму американской жизни на рубеже XIX – XX веков, в гротескных ситуациях  передал контрасты и парадоксы  своей эпохи, открывшей простор для людей с деловой хваткой, которых игра случая то возносит на вершину успеха, то низвергает на самое дно жизни.

О.Генри на себе испытал, что человек не всегда может быть сильнее обстоятельств, но в не меньшей  степени был убежден, что нельзя списывать на обстоятельства свою слабость и несовершенство. В конце концов, без препятствий не обходится ни один путь.

Таким образом, подводя  итоги данного раздела, можно  сделать вывод о том, что предприимчивость, ум, находчивость, веселая дерзость - вот что отличает его персонажей О. Генри. Другое дело, что в погоне за успехом многие его герои преступают грань дозволенного, и методы, которыми они достигают благополучия (или просто выгоды), не назовешь стерильными.

Но в то же время  они не лишены представлений о чести, достоинстве, добре, красоте, они могут быть сострадательны и способны на жертву. Они верны гуманистическим ценностям, окончательно утвердившимся в девятнадцатом столетии, не отягощенным религиозной или философской рефлексией.

 

Если это и пуританская Америка, то только в смысле деловитости, верности правилу - человек должен быть деятелен. Ни с этической, ни с социально-экономической точки зрения О.Генри нельзя назвать критиком капитализма.

 

 

2.2. Собирательный  образ «маленького человека»  О. Генри: мировоззрение, цели, окружающие предметы

 

В свое время О. Генри писал: «Я задумал написать историю человека, личности, а не типа, но человека, который в то же время должен представлять по моему замыслу тип человеческой природы, если бы такое существо было возможно» [1, 115]. Поэтому в данном разделе мы попытаемся воспроизвести этот собирательный образ «маленького американца» и показать его отличие от известных образов в мировой литературе. Для работы мы будем использовать новеллы, которые входят в сборники «Четыре миллиона», «Голос большого города», «Горящий светильник» и некоторых рассказов, из других сборников.

Итак, герой О. Генри  – человек бедный, а порой и  вовсе нищий. Его жизнь – это  постоянная борьба за выживание, стремление к тому, чтобы хоть на одну ступеньку подняться выше своего теперешнего положения. У каждого из них своя цель: одни стремятся к прибавке к жалованью, другие мечтают о головокружительной карьере. Следует заметить, что если мы будем говорить о женщинах, то для них карьерой становится мечта о браке с миллионером.

Круг интересов такого героя редко выходит за рамки вопросов о повседневном быте, он не думает в глобальных масштабах. У такого героя совершенно другая шкала ценностей. Положительный герой – это герой с хорошим чувством юмора, он иногда циничен, но неизменно добродушен.

Возьмем, к примеру, героев рассказа «Небоскреб и Психея» [8, 121]. Герои произведения – двое молодых людей, влюбленных в продавщицу из кулинарии. Один из них Джо – прагматик, который крепко стоит на земле, зарабатывая на жизнь тем, что торгует в маленьком собственном магазинчике, «прилепленном» к дому. У него есть мечта – расширить магазин и жениться на Дези.  Другой – симпатичный философ Дебстер, который бахвалится своим умом, энциклопедичностью, но на практике он совершенно беспомощен в решении обыденных житейских проблем. Девушке импонирует знакомство с молодым привлекательным философом, а ухаживания Джо она игнорирует. Однако прогулка с философом на крышу небоскреба расставила все на свои места. Конечно, прочитав, что девушка идет с Дебстером, читатель считает, что она, наконец, сделала свой ​​выбор. Но это лишь предразвязка. Настоящая развязка будет тогда, когда напуганная зрелищем безграничности и собственной незначимости по сравнению с величием Вселенной, Дези бежит в маленькую лавочку Джо и говорит ему о том, что станет его женой.

Теперь о внешности. В европейской литературе положительные  герои, как правило обладают незаурядной  красотой. Но в культуре США такие  герои, как правило, некрасивы. Особенно если учесть, что они являются представителями низшей прослойки общества. Такую американскую мировоззренческую установку в полной мере отражают новеллы О. Генри «Выкуп», «Как истый кабальеро», «Пимиентские блинчики» и др. Здесь следует еще добавить, что зачастую такими положительными персонажами являются воры, авантюристы, жулики (о чем мы сообщали выше).

Для героев О. Генри большое  значение имеет мир вещей, который  их окружает. Так одежда для них  – не только защита от внешней среды, но, в первую очередь – презентация своего социального статуса. Порой в рассказах для описания человека используется лишь перечисление его аксессуаров; таким образом, не нужно вводить ещё одну личность, ещё один характер, если нужно всего лишь обозначить, например, человека конкретной профессии.

 Приведём пример: для  того чтобы сказать, что в  офис не пришла ещё ни одна  машинистка, один из героев говорит: «…Сейчас десять сорок пять, но ещё ни одна модная шляпка и ни одна палочка жевательной резинки не явилась» [8, 156]. Подобный приём часто употребляется у писателя, даже для каждой профессии есть некий «арсенал», по которому мы её узнаём. Так, например, для машинисток стандартным набором являются жевательная резинка и модная, броская шляпка (бусы); для продавщицы характерны скромное платье и прическа « а ля помпадур».

Информация о работе Специфика изображения темы «маленького человека» в творчестве писателя