Шпаргалка по "Древнерусская литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 03:13, шпаргалка

Описание работы

Исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы.
Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Файлы: 1 файл

ДРЛ (Шпоры 1-20).docx

— 65.78 Кб (Скачать файл)

Для работы над рукописью Мусин-Пушкин привлек ученых А.Ф. Малиновского, Н.Н. Бантыш-Каменского и в качестве консультанта Н.М. Карамзина. Благодаря их труду в 1800 г. был опубликован текст «Слова» с переводом на современный русский язык, вступительной статьей и примечаниями.

Очевидно, в 1795-1796 гг. была сделана писарская копия с текста рукописи для Екатерины II. Копия эта затем затерялась в архиве и была обнаружена лишь в 1864 г. П.П. Пекарским.

В 1812 г. рукописное собрание Мусина-Пушкина погибло в огне московского пожара. В руках исследователей остались лишь печатный текст и выписки, сделанные из рукописи ее первыми издателями.

 

  1. Проблема жанровой специфики «Слова о полку Игореве».

Еще до опубликования и особенно после опубликования памятника его жанровую природу определяли по-разному, а именно как песню, поэму, героич. поэму, «трудную», т. е. воинскую, повесть, былину, ораторскую речь («слово») и т. д. Уже первые издатели памятника параллельно с названием оригинала «Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова» напечатали: «Пѣснь о походѣ Игоря, сына Святославова, внука Ольгова». В 1797 Н. М. Карамзин, сообщая миру об открытии в России нового лит. памятника, говорил о нем как об «отрывке поэмы». Позже В. Г. Белинский отрицал возможность отнесения «Слова» к жанру героич. поэмы (Полн. собр. соч., т. 5, с. 347), Ф. И. Буслаев, наоборот, считал «Слово» ист. поэмой с элементами древ. мифологии. М. А. Максимович везде называл «Слово» песней, а С. П. Шевырев подчеркивал, что это произведение представляет собой повествование, «переход от песни к повести». В новейшее время А. И. Никифоров рассматривал «Слово» как былину, И. П. Еремин — как «произведение ораторского искусства», как «памятник светского эпидейктического красноречия Киевской Руси».

Неоднозначность мнений указывает на то, что «Слово» — очень своеобразное среди всех других памятников Древней Руси лит. произведение. Д. С. Лихачев отмечает: «„Слово“ очень близко к плачам и славам (песенным прославлениям). И плачи и славы очень часто упоминаются в летописях XII—XIII веков. „Слово“ близко к ним и по своей форме и по своему содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава. Народная поэзия не допускает смешения жанров. „Слово“ — произведение книжное, но близкое к этим жанрам народной поэзии. Это, по-видимому, особый род книжной поэзии, может быть еще не успевший окончательно сложиться» («Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы, с. 37). Этой точки зрения придерживается большинство соврем. исследователей памятника, т. к. в нем имеются черты ритмичности, стихового строя и др. признаки поэтич. организации текста.

  1. Особенности композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.  
    Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.  
    Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей - вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.  
    Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:  
    Начаться же сей песни  
    По былинам сего времени,  
    А не по вымыслам Бояновым.  
    Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:  
    Ратным духом исполнился  
    И навел храбрые полки свои  
    На землю Половецкую за землю Русскую.  
    Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал...». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.  
    Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение. 
    После в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.  
    Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.  
    Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.  
    Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:  
    О, стонать тебе, земля Русская,  
    Вспоминая времена первые и первых князей!  
    Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы - солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) - с просьбой о помощи.  
    Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:  
    В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»  
    Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» - о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.

 

  1. "Слова о полку Игореве" и восточнославянский фольклор.

 

Уловить связь «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство – в языке. Он богат постоянными эпитетами: «синий Дон», «золотое стремя», «чистое поле». Многие сравнения в «Слове…» заимствованы из народной поэзии. Битва тут сравнивается с жатвой: «На Немизе стелют снопы головами, молотят цепами булатными, жизнь на току кладут, веют душу от тела». В духе народных традиций и сравнение битвы с пиром: «Тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую».  
Связаны с фольклором и некоторые образы «Слова…». В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в «Слове…» как о живых существах говорится об обиде («Дева Обида»), жалости и горе («Желя и Карна пошли по земле Русской»).  
О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…»  
В «Слове…», как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, «кликнула, стукнула земля, зашумела трава», «галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали».  
В этом произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения. Когда Игорь убегает из плена, он оборачивается птицей, Овлур превращается в зверя: «И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками… тогда Овлур волком побежал, стряхивая собою студеную росу».  
Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к своим современникам или деятелям прошлого. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Возможно, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.  
Устное народное творчество – источник, из которого «Слово о полку Игореве» черпало язык, образы, сюжеты. Это произведение было близко жителям Древней Руси и интересно нашим современникам, ведь оно имеет кровную связь с фольклором, а значит, по-настоящему народно.


Информация о работе Шпаргалка по "Древнерусская литература"