Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа
На стихах Агнии Барто выросло не одно поколение детей не только нашей страны, но и других государств, входящих в состав СССР. Ее стихи выдержали более 900 изданий на 84 языках общим тиражом 150 миллионов экземпляров. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи.
В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто?
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Агния Барто – кто она?..............................................................5
1.1. Биография Агнии Львовны Барто…………………………..5
1.2. Три главных «учителя» А. Барто…………………………...8
1.3. «Найти человека»…………………………………………..10
1.4. Барто – теоретик детской литературы. «Записки детского поэта»………………………………………………………..11
Глава 2. Поэтика Агнии Барто………………………………………...15
2.1. Произведения поэтессы с точки зрения основных черт детской литературы……………………………………………………………...15
2.1.1. Черты детской литературы………………………..15
2.1.2. Стихи о малышах и для малышей………………..17
2.1.3. Стихи А. Барто для младших и средних школьников………………………………………………………………………
2.1.4. «Звенигород»………………………………………25
2.2. «Технические» приемы Барто……………………………….30
2.3. Образы детей и взрослых в поэзии А.Л. Барто…………….32
Заключение……………………………………………………………….37
Библиография……………………………………………………………39
Глава
1. Агния Барто
– кто она?
Агния Львовна Барто (Волова) родилась в феврале 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова [Русские детские писатели ХХ века, 1998, С.48].
Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт — все эти приметы буржуазного быта не украшали биографию советского писателя [Тюкова, эл. ресурс]. Поэтому о тех годах Агния Львовна оставила самые скупые воспоминания: няня из деревни, страх грозы, звуки шарманки под окном. А еще сохранила Барто воспоминания об отце, так как, по ее признанию, они ей были чрезвычайно дороги: «Явственно слышу и сейчас голос отца, читающей мне, маленькой, басни Крылова. Он очень любил Крылова и знал наизусть почти все его басни» [Светловская и др., 1978, С.27]. Лев Николаевич также чрезвычайно любил писателя Толстого и по его детским книжкам учил дочь читать.
Судя по отрывочным воспоминаниям, Агния всегда больше любила отца. О матери она писала: «Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее неинтересным, часто повторяла: «Ну, это я сделаю послезавтра». Ей казалось, что послезавтра — это все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра» [Тюкова, эл. ресурс].
Стихи Агния Львовна начала писать с четырех лет [Плешакова, эл. ресурс].
Лев Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное [Тюкова, эл. ресурс], начала писать озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой [Зубарева, 1989, С.284].
На выпускном вечере в балетном училище Агния под музыку Шопена со сцены читала свое стихотворение «Похоронный марш», принимая при этом трагические позы. Сидевший в зале нарком просвещения Луначарский едва сдерживал смех. А через пару дней пригласил юную поэтессу к себе и посоветовал ей всерьез заняться литературой для детей [Полозова, 1998, С.406].
Первая книга Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» вышла в 1925 году, когда поэтессе было 19 лет [Писатели нашего детства, 1998, С.45]. Свой творческий путь она начала с очень важной и почти не разработанной в 20-е годы интернациональной темой [Зубарева, 1989, С.284].
В середине тридцатых Агния Львовна получила любовь читателей вместе с выходом цикла стихотворений «Игрушки» в 1936 году [Тюкова, эл. ресурс; Русские детские писатели ХХ века, 1998, С.49].
Карьера
детской писательницы не мешала Агнии
ввести бурную личную жизнь. В ранней
молодости она вышла замуж
за поэта Павла Барто, родила сына
Гарика, а в двадцать девять лет
ушла от мужа к мужчине, который стал
главной любовью ее жизни. Агния
сохранила фамилию Барто, но всю
оставшуюся жизнь провела с ученым-
Барто много путешествовала в составе советских делегаций [Тюкова, эл. ресурс]. В июле 1937 года Агния Львовна поехала на второй конгресс писателей в защиту культуры, который проходил под бомбежками в столице Испании [Русские детские писатели ХХ века, 1998, С.49]. По словам поэтессы в осажденном пылающем Мадриде она впервые собственными глазами увидела, что такое фашизм [Светловская и др., 1978, С.28].
В конце тридцатых она ездила в Германию, эту «опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну», где слышала нацистские лозунги даже от детей. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. Семья обосновалась в Свердловске, где Барто довелось познакомиться с Бажовым. Там же, в Свердловске, Барто получила профессию токаря второго разряда и вместе с уральскими подростками работала на оборонном заводе. Поэтесса много выступала по радио.
В столицу Барто вернулась в 1944 году.
4
мая 1945 года погиб сын Агнии
Львовны, Гарик. Велосипед
Стихотворение «Веревочка» легло в основу замысла кинофильма «Слон и веревочка», снятого режиссером И. Фрезом в 1946 году [Стихи детям, 1981, С.617]. Позже Агния Львовна написала сценарии к фильмам «Подкидыш» и «Алеша Птицын вырабатывает характер».
В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны [Тюкова, эл. ресурс] (подробнее об этом произведении будет написано в других разделах курсовой работы).
В 1950 году А. Барто стала лауреатом Государственной премии за книгу «Стихи детям» [Стихи детям, 1981, С.617].
В 1958 году Агния Львовна написала большой цикл сатирических стихов для детей: «Лешенька, Лешенька», «Дедушкина внучка», «Леночка с букетом» и другие. Позже она продолжала развивать детскую сатиру в своих стихотворениях: в 1962 году вышла книжка «Кого считать красивым», в 1966 – «Что с ним такое?» [Светловская и др., 1978, С.28].
В 60-е годы в течение девяти лет А. Барто вела на радиостанции «Маяк» передачи «Найти человека», с помощью которых искали детей, потерянных в годы Великой Отечественной войны [Полозова, 1998, С.409].
В 1970-м умер ее муж, Андрей Владимирович Щегляев [Тюкова, эл. ресурс].
В 1972-м за сборник «За цветами в зимний сад» писательница удостоена Ленинской премии.
В 1976 г. Барто выпустила книгу «Записки детского поэта», обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы [Писатели нашего детства, 1998, С.46].
Среди наград Агнии Барто также — орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орден Октябрьской революции, медаль Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» [Стихи детям, 1981, С.617]. Агния Львовна была членом Международного совета по детской литературе, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза Советских обществ дружбы с народами зарубежных стран [Полозова, 1998, С.409].
Поэтесса много путешествовала (в послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии), даже в пожилом возрасте играла в теннис, танцевала, в том числе на своем 75-летии.
Ее
не стало 1 апреля 1981 года [Тюкова, эл. ресурс].
Сама А.Л. Барто и исследователи ее творчества не раз отмечали, что у нее были три главных учителя: В.В. Маяковский, К.И. Чуковский и С.Я. Маршак [Полозова, 1998, С.406]. Они по-разному отразились в ее творчестве [Сивоконь, 1990, С.245].
Решающую роль в литературной судьбе Агнии Львовны Барто, по ее признанию, сыграл В. Маяковский [Арзамасцева, 2001, С.283]: «В первые годы моей работы у меня было немало сомнений: писать ли мне для детей или пора уже становиться «взрослым» поэтом? …Но мне посчастливилось встретиться с Маяковским на первом празднике детской книги… Маяковский говорил о том, как нужна нашим детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку… Встреча с Маяковским многое для меня прояснила… я окончательно утвердилась в своем желании писать для детей» [Жизнь и творчество Агнии Барто, 1989, С.10; Разова, 1978, С.360].
Влияние Маяковского на творчество молодой поэтессы сказалось, прежде всего, на интересе к общественно-политическим темам в раннем творчестве. От него идет ритмическая свобода стиха и не очень характерная для других советских поэтов ассонансная рифма [Разова, 1978, С.360; Сивоконь, 1990, С.245; Русские писатели ХХ века, 1998, С.48]. От Маяковского же идет у Барто интерес к изучению детских писем, в том числе почты «Пионерской правды». По материалам детских писем вырастали целые циклы стихов. Особенно – сатирических. К слову сказать, сатирическая струя в ее творчестве тоже обязана влиянию Маяковского [Сивоконь, 1990, С.246].
Своим интересом к фольклору, к звучащей детской речи поэтесса обязана К.И. Чуковскому [там же]. Вслед за ним А. Барто вносила в «детский стих» самые различные формы, бытующие в детской речи, - такие, как считалки, дразнилки, прибаутки, придавая такому языку живость, энергичность, ритмическую напряженность, стремительность движения [Соловьев, Мотяшов, 1979, С.173].
В стихотворениях Барто, даже сатирических, всегда присутствует мягкая лирическая интонация. В этом также сказалось влияние Корнея Чуковского, дававшего ей уроки мастерства. Он требовал от молодой поэтессы лиричности («…только лиричность делает острословие юмором», - писал он ей), тщательной отделки формы рифм [Арзамасцева, 2001, С.284].
Сложнее всего развивались отношения Барто с третьим ее учителем – С.Я. Маршаком, который долго и упорно не хотел признавать ее успехов. Влияла на его отношение к Барто и ревнивая конкуренция московской и ленинградской школ детской литературы (Маршак в ту пору принадлежал к ленинградской) [Сивоконь, 1990, С.247].
И все же творчество Маршака являлось для поэтессы той «школой стиха», уроки которой сказались и в ее собственном творчестве [Дановский, 1997, С.296]. По собственному ее признанию, Барто училась у Самуила Яковлевича «завершенности мысли, цельности каждого, даже небольшого стихотворения, тщательному отбору слов, а главное – высокому, взыскательному взгляду на поэзию».
В
главе «У кого я училась писать
стихи» в книге «Записки детского
поэта» Барто, говоря о влиянии на
ее творчество В. Маяковского,
К. Чуковского, С. Маршака, тщательно
отграничивает понятие
Итак,
главных литературных учителей у
Барто было трое, и у каждого
из них она успешно училась. Чужие
уроки растворились в ней, обогатив
ее творческую личность и удержав
от подражательства. В результате она
стала самой собой – Агнией
Барто [Сивоконь, 1990, С.247].
В
1947 году, в первые послевоенные годы,
Агния Барто пишет поэму «
Одна
из взрослых читательниц поэмы –
Софья Гудьева много лет
Так начались регулярные выступления Агнии Барто по радио в передаче «Найти человека» [Сивоконь, 1990, С.251]. Барто нашла оригинальный способ поиска – по деталям детских воспоминаний [Русские детские писатели ХХ века, 1998, С.50]. Писательница ездила в детские дома страны, общалась с потерянными детьми, а потом по радио зачитывала их рассказы. Благодаря этой работе, в которую включились жители не только республик СССР, но и соседних стран, воссоединились 927 семей [там же; Полозова, 1998, С.409; Сивоконь, 1990, С.251].
По материалам своих поисков и встреч с их участниками в течение пяти лет Барто писала книгу «Найти человека» [Сивоконь, 1990, С.251], в которой скрупулезно и документально точно рассказывает о том массовом движении по поиску людей, которое она организовала.
К.М.
Симонов писал об этой книге ее
автору: «Ваша книга «Найти человека»,
по-моему, - чудесная книга, добрая, умная,
благородная… в ней есть коллективный
портрет множества людей, принявших
участие в большом общественном
деле. Эта книга – свидетельство
высокого нравственного поведения
сотен и тысяч людей… И в
этом ее очень большое значение…»
[Жизнь и творчество Агнии Барто, 1989, С.70].
Агния Львовна оставила свой след и как теоретик и исследователь детской литературы. Страницы публицистики Барто, ее статьи и речи на всевозможных конференциях и съездах писателей и, конечно, «Записки детского поэта» хранят много любопытных наблюдений над работой детского писателя [Сивоконь, 1990, С.252].