Пространство в творчестве Рэя Бредбери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявление специфики категории пространства в произведениях Рэя Брэдбери как особенного художественного отражения его взглядов и эстетики в творчестве автора.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
выявление степени разработанности категории «пространство» в литературоведении и философии;
рассмотрение роли категории пространства в произведениях научной фантастики;
рассмотрение формирования философских и эстетических взглядов Рэя Брэдбери, повлиявших на его творчество;
анализ произведений писателя с точки зрения пространственной организации текста;
выявление доминантного художественного пространства в произведениях данного автора;

Файлы: 1 файл

Пространство в творчестве Р.Брэдбери.docx

— 82.09 Кб (Скачать файл)

     Обращение к абстрактному пространству остается характерным для таких жанров, как притча, парабола, басня.[25,стр.186]

     Напротив, пространство конкретное не просто «привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям , но активно влияет на суть изображаемого. Стоит отметить, что в одном произведении могут сочетаться разные типы пространства, как конкретного, так и абстрактного.

     О пространстве мы также можем судить по предметам, заполняющим его. Для анализа произведения нужно хотя бы приблизительно знать о насыщенности, заполненности пространства.[24, стр. 81] Повышенная насыщенность художественного пространства произведения является способом привлечения внимания автором к бытовому описанию, устойчивому жизненному укладу.

     Изображаемое  в литературном произведении пространство также характеризуется Хализевым как пространство замкнутое и открытое, земное  и космическое, реально видимое и воображаемое, представления о предметности близкой и удаленной. Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши / Венера или Марс / Глядят, какой в афише / Объявлен новый фарс» (Б.Л. Пастернак. «В пространствах беспредельных горят материки...»).

     По  словам Ю.М. Лотмана, «язык пространственных представлений» в литературном творчестве «принадлежит к первичным и основным». Обратившись к творчеству Н.В. Гоголя, ученый охарактеризовал художественную значимость пространственных границ, направленного пространства, пространства бытового и фантастического, замкнутого и открытого.[23, стр. 141]

     М.М.Бахтин понимал пространство текста как  обобщенное отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте пространства и занимался проблемой пространства изображенного в тексте и обозначаемого  текстом.

     Существенное  влияние на литературу ХХ века оказали  естественнонаучные концепции времени  и пространства, в первую очередь  связанные с теорией относительности  А.Эйнштейна и ее философскими последствиями. Таким образом, широко распространенное в литературоведении понятие хронотопа (введенное М.М.Бахтиным), есть не что иное как культорологическое отражение физического понятия «пространственно-временного континуума».

     Таким образом, можно сказать о том, что категория пространства, которую исследовали в литературоведении М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман и другие ученые, играет немаловажную роль в построении сюжета и формирования характера героев. Благодаря данной категории автор может создавать свой художественный мир, в полной мере отражающий тематику и идейное содержание произведения. 
 

2.Роль категории «пространство» в произведениях

  научной фантастики.

     В ХХ веке существенное влияние на литературу оказали концепции времени и  пространства, связанные в первую очередь с теорией относительности  А.Эйнштейна. Наиболее плодотворно эти концепции отразились на жанре научной фантастики.

     Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы, создающая картину «чудесного мира», противопоставленного настоящей действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии. Фантастика включает в себя два направления — фэнтези и научная фантастика (SCI-FI — science fiction). Сами же эти два жанра подразделяются на многие другие.

     Научная фантастика — жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной  или исторической реальности по крайней  мере в одном значимом отношении. Отличие может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим, т. д., но не магическим. В узком смысле слова это жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д. Также в отличие от фэнтези, книги научной фантастики не разделяются сами на множество отдельных направлений, а, скорее, каждое произведение SCI-FI может включать в себя несколько характерных аспектов.[18, стр. 62]

     За  последнее время в отечественном литературоведении и критике усилился интерес к изучению проблем научной фантастики, выяснению собственно художественной ее природы и специфики как особого вида искусства. Наиболее удачно выразили эту мысль братья Стругацкие, дав следующее определение фантастики: "Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом - введением элемента необычайного". [26, стр. 70]

     Е.П.Брандис, А.Бритиков, Ю.Кагарлицкий, А.Урбан и  некоторые другие отечественные литературоведы в 1970-е годы склонялись к утверждению эстетического права научной фантастики на ее равное с другими жанрами и формами положение в общелитературном процессе. Речь идет лишь о том, что сложившиеся литературные критерии не всегда к ним подходят, а «говорить о фантастике, не держа на примете главной ее проблемы, проблемы фантастического, немыслимо»[17, 374]

     В ХХ веке литература данного рода не ограничивалась развлекательными и  «обучающими» функциями, а смело входила в сферу «высокой» литературы, ставя глубокие философские и нравственные проблемы.

     Так как художественное пространство связано с жанровой природой произведения, в текстах, принадлежащих к сфере фантастики, категория пространства носит особенный характер. Поскольку каноны жанра предоставляют писателю-фантасту возможность экспериментировать с данной категорией, пространство сверхъестественного мира в том виде, как оно описываются в фантастических произведениях этого жанра, не является обычным.[34, стр. 340] «Фантастическое пространство» заполняется нереальными, с научной точки зрения и с точки зрения обыденного сознания вещами, существами и событиями.

     В наборе пространственных элементов научной фантастики выделяются небесные тела, выполняющие функцию локальных конкретизаторов. Названия небесных тел – Земля, Марс, Внешние миры, Солнце - реализуют в текстах этого жанра космическое пространство, далекое и свободное от человека. Поскольку другие планеты оказываются обитаемыми, то, помимо того, что они являются объектами космического пространства, их названия являются и признаками пространства фантастического.

     В фантастике география и предметное окружение описываются четко, как  и в мифе. Описания технических  устройств, транспорта, образование  новых и употребление существующих мест и названий небесных тел позволяют писателю данного литературного жанра добиться большей реалистичности, одновременно являясь при этом локализаторами неизвестного, фантастического мира.[35, стр. 4]

     Пространство  научной фантастики по сути дела ограничено следующими темами:

    • Космическое путешествие – тексты о полетах землян сначала к ближайшим планетам Солнечной системы, затем – к ближайшим звездам, и, наконец – к иным Галактикам. В этот же раздел попадают многочисленные произведения о колонизации землянами иных планет и приключениях, с этим связанных.
    • Контакт с нечеловеческим разумом – описания встреч землян с представителями таинственных рас, обитающих в потаенных регионах на нашей Земле, с марсианами, селенитами, венерианцами или обитателями дальних звезд. Разновидностью этой тематики является фантастика о вторжении инопланетных существ на Землю.
    • Путешествие во времени – рассказ о посещении изобретателем машины времени прошлого или будущего, о попытках воздействия на историю человечества или, напротив, стремление этим попыткам воспротивиться.
    • Параллельные миры – описание планет, почти таких же, как Земля, но отличающихся от нее тем, что они находятся в некоем параллельном пространстве или параллельной Вселенной. В качестве разновидности истории о параллельных мирах может восприниматься такое популярное направление в современной научной фантастике, как «альтернативная история» – попытки поразмышлять о том, что было бы, если бы какого-нибудь события или героя в мировой истории вовсе бы не существовало (например, если бы Наполеон умер во младенчестве).
    • Судьба научных изобретений – рассказ о самых невероятных научно-фантастических изобретениях (от антигравитации до машины времени). Наиболее разработанное направление здесь – это создание произведений об искусственных разумных существах (роботах, андроидах, самостоятельно мыслящих компьютерах).

     Таким образом, из всего вышесказанного вытекают следующие выводы: жанр научной фантастики дает обширный материал для исследования такой литературоведческой категории  как пространство. Художественное пространство в произведениях данного рода обладает особыми свойствами. Оно характеризуется своей открытостью, дальностью, а также наличием разнообразных пространственных измерений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Главы 2. Пространство в  произведениях Рэя Брэдбери.

1.Формирование философских и эстетических

взглядов  Р.Брэдбери.

     Рэй Дуглас Брэдбери – американский писатель ХХ века, с именем которого связано одно из интереснейших явлений мировой художественной литературы – научная фантастика. Его часто называют мэтром фантастики, одним из лучших в этом роде литературы и основоположником многих традиций жанра. «Этот литературный жанр я выбрал потому, что будущее для меня неизведанные джунгли», - говорит Брэдбери в одном из своих интервью.[6, стр. 35 ]

     Фактически  же Брэдбери не является фантастом, так  как его творчество следует отнести  к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем  нескольких наград в области фантастики помимо множества общелитературных премий.[28]

     Один  из виднейших американских исследователей творчества Брэдбери – Ф. Джонсон так определяет круг его творческих интересов: «Рэй Брэдбери – писатель, с особым мастерством передающий свои мечты на бумаге. Его мечты о магии, о перевоплощении, добре и зле, маленьком городе в Америке и каналах Марса – популярны и долговременны. Темы, которые интересуют Брэдбери, многочисленны: магия, ужасы, монстры, ракеты, роботы, путешествия во времени  и в космосе». [20, стр. 10]

     Его творчество охватывает многие виды и  жанры научной и социальной фантастики. Писатель работает в жанрах научной фантастики, фэнтази, готического романа, романа ужасов, детского романа.

     Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс, США. Полное имя – Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Отец – потомок англичан-первопоселенцев. Мать – шведка по происхождению. В детстве он увлекался, как и все его ровесники, приключениями в стране Оз, Тарзаном, читал Жюля Верна и Эдгара По. Он рос в атмосфере большой семьи, окруженный любящими и заботливыми родственниками. С тех пор сплоченный круг родных и близких кажется Рэю Брэдбери одной из высших ценностей жизни, а детские годы в Уокигане - зеленеющей весной счастья.[28, стр. 10]

     Судьба Рэя решилась в Лос-Анджелесе в 1937 году, когда ему было 17 лет. Один из знакомых, зная любовь юноши к научной фантастике, пригласил его на очередную встречу местного научно-фантастического клуба, объединяющего любителей и творцов фантастики и издающего свой Журнал «Воображение!». [47]

       В январе 1938 года в четвертом  выпуске этого журнала был  опубликован первый и сразу  вполне зрелый рассказ Брэдбери  «Дилемма Холлербохена», в котором  наметились, в сущности, все главнейшие  темы его творчества: и могущество  человеческого разума, и победа  над временем, и проблема смерти, и необходимость морального выбора.

     В последующие месяцы в различных  любительских журналах было напечатано много произведений юного автора — фантастических и реалистических, насыщенных юмором и эксцентрикой. Летом 1939 года Брэдбери приступил даже к изданию собственного журнала  «Футурия Фантазия», который читали друзья и знакомые, и среди них  такие метры и ценители научной  фантастики, как Р.Хейнлейн, Э.Гамильтон, К.Каттнер, А.Банс и другие.

       Вторая мировая война завершила  формирование мировоззрения молодого  писателя. Если в первом выпуске своей «Футурии Фантази» Рэй Брэдбери объявил себя сторонником движения «Технократия Инкорпорейтед», возникшего в годы депрессии под руководством Говарда Скотта и призывавшего передать власть в руки ученых, то успехи военной техники, появление американской атомной бомбы и немецких ракет привели его к переоценке роли науки. Брэдбери окончательно понял, что в преступных руках наука способна уничтожить мир, а технократия сама не чужда замашек диктаторства и тирании. [15, стр. 31]

       Успех пришел к писателю в  1943–1944 годах. Американскому читателю  особенно пришлись по душе  рассказы, в центре которых ребенок,  его «детское» отношение к  миру. Однако знаменитым Рэй Брэдбери  стал только после выхода в  свет научно-фантастических книг  — «Марсианские хроники» (1950), «Иллюстрированный  человек» (1951), «450° по Фаренгейту»  (1953).

     «На поездах... в поздние вечерние часы я наслаждался обществом Бернарда Шоу, Дж. К. Честертона и Чарльза Диккенса — моих старых приятелей, следующих за мной повсюду, невидимых, но ощутимых; безмолвных, но постоянно взволнованных... Иногда Олдос Хаксли присаживался к нам, слепой, но пытливый и мудрый. Часто езживал со мной Ричард III, он разглагольствовал об убийстве, возводя его в добродетель. Где-то посередине Канзаса в полночь я похоронил Цезаря, а Марк Антоний блистал своим красноречием, когда мы выезжали из Элдебери-Спрингс...» [34].

Информация о работе Пространство в творчестве Рэя Бредбери