Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:04, курсовая работа
Цель данного исследования - выявление специфики категории пространства в произведениях Рэя Брэдбери как особенного художественного отражения его взглядов и эстетики в творчестве автора.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
выявление степени разработанности категории «пространство» в литературоведении и философии;
рассмотрение роли категории пространства в произведениях научной фантастики;
рассмотрение формирования философских и эстетических взглядов Рэя Брэдбери, повлиявших на его творчество;
анализ произведений писателя с точки зрения пространственной организации текста;
выявление доминантного художественного пространства в произведениях данного автора;
Введение
Художественное
Актуальность ВКР обусловлена тем, что в отечественном литературоведении произведения классика жанра научной фантастики и фэнтази Рэя Дугласа Брэдбери еще не рассматривались с точки зрения пространственного анализа текста, который несомненно играет важную роль в исследовании литературного произведения.
В данной работе была предпринята попытка изучить некоторые произведения американского писателя – фантаста, такие как «Вино из одуванчиков» (1957), «Марсианские хроники» (1951), «В канун всех святых» (1952) и другие произведения данного автора сквозь призму пространственных связей сюжетообразующих компонентов текста.
Новизна работы состоит в том, что несмотря на то, что писатель довольно популярен и достаточно глубоко исследован в литературной критике и литературоведении США и других стран, российское литературоведение не очень богато так называемой брэдбериной. А также важно еще отметить и тот факт, что при исследовании творчества данного автора не затрагивалась роль такой литературоведческой категории как пространство, которая является частью композиции художественного текста.
Цель данного исследования - выявление специфики категории пространства в произведениях Рэя Брэдбери как особенного художественного отражения его взглядов и эстетики в творчестве автора.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
Объектом данной ВКР являются художественные произведения Р.Брэдбери.
Предмет исследования – художественное пространство как неотъемлемая сюжетообразующая часть литературного текста в творчестве данного писателя.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: системный, сравнительный, биографический и текстуальный анализ произведения.
Практическая значимость данной работы состоит в том что, результаты проведенного исследования могут быть использованы при проведении курса лекций по дисциплине «Американская литература ХХ века» в школьном и вузовском преподавании.
Теоретической основой работы служат известные труды по теории литературы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, разрабатывающих методологию и методы исследования художественного времени и художественного пространства. А также философские труды, касающиеся исследования данной категории таких философов как М. Мерло-Понти, Шпенглера,
Апробация работы проводилась в виде доклада на международной молодежной научно-практической конференции «Филологическое образование и современный мир.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, объем работы 33 стр.
Глава 1. Понятие «пространство» в философии и литературе.
1. Степень разработанности категории пространство в философии и естествознании.
Первоначально исторически человек не имел преставления о понятии
«пространство», хотя он уже в нем находился. Поэтому географическое пространство – одно из первых представлений о пространстве, осознанное человеком. Эволюция человеческого познания мира и его взаимосвязей привело к более научному подходу интерпретирования этого термина в различных областях исследованиях.
Художественное пространство вырастает, по Шпенглеру, из недр культуры, обусловливается ею как органическим целым, а не является придуманной кем-то конструкцией, введенной в определенное время в оборот. Такое пространство, подчиненное символике культуры, прежде всего чувствуется, но не проговаривается и не находит выражения в понятиях. В его создании существенную роль играют все компоненты художественного произведения, а не только избранная художником система перспективы. В частности, в живописи при создании художественного пространства важна не только перспектива, но и цвет, линия, горизонт и т.д.[43, стр.324 ]
В
философии и естествознании существовали
самые разнообразные
Проблема художественного пространства рассматривалась Мерло-Понти главным образом в работах «Феноменология восприятия» (1945) и «Око и дух» (1961). Своеобразие его подхода связано прежде всего с установлением неразрывной связи восприятия пространства с видением и движением, то есть с человеческим телом. «Художник преобразует мир в живопись, отдавая ему взамен свое тело. Чтобы понять эти транссубстантивации, нужно восстановить действующее и действительное тело – не кусок пространства, не пучок функций, а переплетение видения и движения»[26, стр. 221]
Мерло-Понти употребляет термин «пространство» в достаточно широком смысле и говорит об «антропологическом пространстве», «пространстве сновидения», «мифическом пространстве», «шизофреническом пространстве» и т.п. Вместе с тем он не выходит за рамки истолкования пространства как некой глобальной размещенности вещей и не считает возможным распространить понятие пространства на музыку (пространство как размещенность звуков), на литературу (пространство как размещенность характеров и событий) и т.п.
В
русской философии искусства
наиболее интересные идеи о художественном
пространстве были высказаны П.А. Флоренским
и М.М. Бахтиным. Основные положения
своеобразной, детально разработанной
концепции Флоренского изложены
им в работах «Обратная
С точки зрения современной физики, «пространство» – это нечто абстрактное, отделенное от своего наполнения, одна из форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Все направления и части его равнозначны. Понятия о каком-либо направлении и членении в таком пространстве относительны.
Аристотель понимал эту категорию как некое отношение предметов материального мира. Он разделил космос на 2 уровня: земной и небесный. Земной уровень состоял из 4 стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении.[43, стр. 128]
Современное понимание пространства и времени было сформулировано в теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей реляционную концепцию пространства и времени и давший ей естественнонаучное обоснование.
Данная теория была создана в 1905 г. и стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея - Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца.
Представления о пространстве и времени, формулирующиеся в теории относительности Эйнштейна, на сегодняшний день являются наиболее последовательными. Но они являются макроскопическими, так как опираются на опыт исследования макроскопических объектов, больших расстояний и больших промежутков времени. При построении теорий, описывающих явления микромира, эта классическая геометрическая картина, предполагающая непрерывность пространства и времени (пространственно-временной континуум), была перенесена на новую область без каких-либо изменений. Экспериментальных данных, противоречащих применению теории относительности в микромире, пока нет. Но само развитие квантовых теорий, возможно, потребует пересмотра представлений о физическом пространстве и времени.[41, стр. 28]
Главной
характеристикой
Подводя
итог всему сказанному, можно сделать
вывод, что художественное пространство
оказывается, таким образом, одним
из центральных понятий
2.Категория пространство в литературоведении.
Развитие категория пространства получила не только в философии, но и в других областях науки, таких как литературоведение.
В литературе исследованием данной категории занимались такие ученые, как М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман и другие.
Каждoе художественное произведение имеет свое жизненное пространство. Границы его зависят от воображения писателя и конструкционных особенностей самого произведения.
По Хализеву, литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями бесконечно многообразными и глубоко значимыми.
Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную произведению искусства глубинную связь его содержательных частей, придающую произведению особое целостное единство и наделяющую его в конечном счете характером эстетического явления. Оно является неотъемлемой частью любого произведения искусства, включая музыку, литературу и д.р.[24, стр.58]
Данная категория в литературе представляет собой своего рода условность, от характера которой зависят реальные формы пространственно-временной организации художественного мира. Еще одним свойством литературного пространства является его дискретность, или прерывность. Эта особенность пространства проявляется прежде всего в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора. А остальная часть художественного мира произведения достраивается в воображении читателя.
Условность пространства также зависит и от жанра литературы. В лирике условность максимальна. В этом роде литературы пространство может отсутствовать вовсе. В таком роде литературы, как драма условность связана с ориентацией на театр. Драма большей частью принадлежит к замкнутым пространствам. В произведениях эпического рода перемещения в пространстве осуществляются легко и непринужденно благодаря фигуре повествователя, который является проводником между миром произведения и читателем.[25, стр. 188]
Художественное пространство можно разделить на абстрактное и конкретное. Абстрактным будет называться такое пространство, которое в пределе можно воспринимать как всеобщее («везде» или «нигде»). У него нет выраженной характеристики и вследствие этого, даже если оно конкретно обозначено, не влияет на характеры и поведение персонажей, на суть конфликта, не задает эмоционального тона, не принадлежит активному авторскому осмыслению и т.д. «Всеобщее» пространство является характеристикой драматургии классицизма, в некоторых произведениях романтизма, в литературе модернизма.