Образ женщин 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2009 в 16:16, Не определен

Описание работы

Контрольная работа

Файлы: 1 файл

19 век.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

    Образы  героинь в обеих книгах можно  разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным, их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана.

    В романе Тургенева образом «нежной  традиционности», «женской обычности» можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом

Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым, разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту не сомневался, что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь. Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия. Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны. Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенна. Вспомним момент жизни Обломова, когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, тогда, именно тогда, его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. В частности, можно вспомнить страницы четвертой части романа «Обломов», эпизод грусти Пшеницыной по умершему Илье Ильичу. Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров: «После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына. Возможно, в этом и заключается разгадка мезальянса Обломова и Пшеницыной.

    Необходимо  заметить, что одна из героинь второго  плана романа Тургенева, Кукшина, не похожа на вышеописанных женщин. Это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. Имя Кукшиной - поверхностность и пустота. Нет в Кукшиной и малой толики того душевного тепла, которое мы видели в Фенечке и Пшеницыной.

    Переходя  к образам Ольги Ильинской  и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется  сказать, что они новы и необычны. С течением времени, с наступлением эмансипации их тема становится все актуальнее.

    Одинцова  и Ольга похожи, пожалуй, лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию,

Для русской  литературы Ольга - новый образ в самом глубоком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила «из идейных соображений». С одной стороны, это удивляет и возмущает, хочется спросить: «Как же можно рационализировать чувства?». В Ольгиных переживаниях сквозит рационализм, влюбленность ее носит экспериментальный характер. Неважно, что задание было получено от Штольца, важно то, что план любви устраивает героиню, щекочет ей нервы, учащает ее пульс. С наибольшей силой расчетливость Ольги проступает в комическом эпизоде «лазания на гору», когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь, потом обнаруживает возлюбленную на вершине. Так Ольга заставила подняться на гору Обломова, который двигался очень мало. В безобидном, на первый взгляд, розыгрыше оказывается гораздо больше новизны, чем в курении папирос, посещении курса физиологии. С другой стороны, Ольга - самый интересный персонаж в  романе «Обломов». Она стремится к своему чему-то, чего и не знает сама. Но  Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, если то, что он говорит и думает, вдруг станет ей чуждым. А это случится, если Штольц будет продолжать давать ей советы - принять свои переживания как новую стихию жизни и склонить голову.

    Если  Ольга сама не знает к чему стремиться, не может понять себя, то Одинцова, в  конце концов, разобралась в своих  чувствах и мыслях; она поняла, что  важнее всего для нее размеренная  спокойная жизнь. Но Анна Сергеевна  не ограничивает себя стенами дома, она ведет расчетливую, вернее сказать, размеренно-спокойную жизнь. Пожалуй, расчетливость, рационализм — и есть та самая точка соприкосновения Ольги и Анны Сергеевны, которая чувствуется по прочтении романов. Одинцова все же противоположна Ольге, в том смысле, что она ничего не ищет и ни к чему не стремится, ее ничего не томит. При всей незаурядности своей натуры, она боится сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет, - решила она, наконец, после признания Базарова, - Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Именно это и привело к разрыву между Базаровым и Одинцовой.

    Нужно сказать еще о Катеньке, сестре Одинцовой. Ее можно сравнить с Пшеницыной, Фенечкой, хотя Катя принадлежит к совершенно другому слою общества. Для нее важно спокойствие, но иное чем для Анны, Катенька ищет семейного спокойствия, обычного размеренного счастья. Их женитьба с Аркадием служит очень интересным примером совпадения характеров. Вспомним такие строки: «Аркадию было хорошо с Катей... Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом...». Катенька, будучи не такой необычной, как ее сестра, все же сумела обрести то, к чему шла всю жизнь. Существует еще один персонаж - Сонечка, подруга Ольги. Она появляется редко, но все же очень красноречиво эти появления подчеркивают контраст между Ольгой и Сонечкой, пустой и ветреной кокеткой. В заключение можно сказать, что Тургенев и Гончаров воспользовались похожими приемами: противопоставлением главной героини второстепенным. Образ Агафьи Матвеевны является антиподом Ольги, образ Анны - многих второстепенных женских персонажей романа "Отцы и дети". Между тем, можно провести и аналогии: Агафья Пшеницына и Фенечка. Сонечка и Кукшина и так далее. Вообще все эти образы написаны живописно и ярко, и каждый образ по-своему важен. Ольга и Анна почти завораживают, заставляют задуматься о жизненных целях. "Обломов" И. А. Гончарова и "Отцы и дети" И. С. Тургенева представляют собой два мира личностей, изображенных с яркой художественной полнотой и верностью. 
 
 

6. Женщины в петровскую  эпоху.

    Роман «Пётр Первый» в творчестве А.Н. Толстого занимает значительное место. Страницы его полны глубоких размышлений  автора о прошлом своего народа, о судьбах Родины.

    В круг изображения писателем вовлекается  множество разнообразных фактов, событий и лиц, представляющих эпоху.

    В этом романе А. Толстой изобразил  героев как исторических, так и  вымышленных. Когда читаешь произведение, создаётся впечатление, что ты узнаёшь историю реально живших людей.

    Показывая судьбы отдельных героев или всего  народа, автор особое внимание уделяет  женским образам. Разнообразие женских  образов помогает нам понять личность Петра как сына, мужа, брата, царя.

    Именно  благодаря описанию жизни героинь А. Толстой знакомит читателя с русскими национальными традициями, со старинным убранством, со старым московским бытом.

    В романе огромное число действующих  лиц, в каждом из которых писатель уловил и передал черты времени и среды, с которой они связаны.

    Одним из основных является образ Софьи, сводной  сестры Петра. Царевна Софья нам  представляется коренастой, ширококостной, с большой головой, некрасивой женщиной.

    Её  очень огорчило известие о передаче власти её младшему брату, который ещё  не может принимать какие-либо государственные решения.

    Основной  целью её жизни стало завоевание престола, и этого она пыталась добиться любым способом. Эта властная, хищная, способная на коварство и преступление женщина самозабвенно увлечена борьбой за власть. Втянутая в дворцовые интриги, она стала средоточием всего того старого, варварского, с чем повёл свою борьбу впоследствии Пётр.

    В момент решительной схватки с  братом она проигрывает. А. Толстой, противопоставляя образ Софьи образу Петра, даёт возможность лучше почувствовать его величие.

    Мать  Петра – Наталья Кирилловна Нарышкина  – из бедного дворянского рода, «у отца с матерью в лаптях ходила», в чём её постоянно упрекала царевна  Софья.

    Она была бесправным существом в огромном семействе, куда её отдали замуж. Когда  Пётр был маленьким, она боялась, что его могут убить в борьбе за власть. Сердце матери замирало, когда она слышала слова Софьи: «Жалко, стрельцы волчонка не задушили с волчицей». Толстой рисует образ заботливой, любящей матери, опекающей сына.

    Когда мать Петра заболела и лежала при смерти, Пётр, «припав у изголовья, целовал её плечо и лицо». Он с нежностью к матери сказал сестре: «Наташа, …маманю жалко». Здесь мы видим, как образ Петра дополняется другими чертами – такими как любовь, жалость к матери.

    В романе А. Толстого появляются также образы второго плана. Таким является образ любимой сестры царя, Натальи Алексеевны, увлекающейся европейскими традициями и стремящейся ввести их в русский быт. Она занята устройством публичного театра, пишет для него сама стихи; устраивает во дворце костюмированный бал – Валтасаров пир. Наталья Алексеевна, не таясь, радуется всему земному, любви как необходимому человеческому чувству. В сцене купания в Измайловском («были рабыни, стали богини») писатель показывает перемены в тяжёлой судьбе русских женщин.

    Колоритным  образом является первая жена Петра  – Евдокия. Автор очень подробно описывает свадьбу, наряды, украшения. Но поскольку Пётр не любил её, постепенно этот образ теряется в повествовании.

    Яркий образ Саньки Бровкиной Толстой изображает в развитии, то есть в романе показано, как из деревенской девчонки Санька превращается в Александру Ивановну Волкову. После того как дворянин Волков взял её в жёны (сватом был сам Пётр), Санька стала обучаться иностранным языкам, перенимать светские манеры. Автор с иронией воспроизводит в речах своих персонажей смешение иностранных языков с русским, переплетение «французского с нижегородским». Особенно комично это звучит, например, в «светской» беседе Саньки во время приёма у неё дома: «Презенте мово младшего брата Артамошу».

    Описывая  новый быт, неумело пересаженную на неготовую почву культуру, нелепо сидящую иногда одежду на женщинах, автор с некоторой долей иронии говорит о стремлении многих женщин оказаться первыми (Санька, девы Буйносовы и др.). Но вскоре новая Россия будет блистать за границей в лице госпожи Волковой, бывшей крестьянской девчонки. Этот успех будет очень выгодно оттенять успехи России на войне и в мирных преобразованиях.

    А.Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоёв петровского общества. Благодаря разнообразию женских образов мы глубже чувствуем в произведении далёкую петровскую эпоху. 

    7.  Русские женщины  в поэзии  Н.  А. Некрасова.

    Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.

    Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.

    «В  дороге» - повесть о трагической  судьбе молодой крестьянки Груши. Эта  женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она  обучалась дворянским манерам. Потом, также из прихоти, её выдали замуж за грубого, невежественного ямщика. Не привыкшая к тяжелому крестьянскому труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно разоблачает помещиков – крепостников. Он пишет о своей героине: «…погубили её господа…»

    В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:

Информация о работе Образ женщин 19 века