Образ Японии в России в конце 19-начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей образа Японии в российском общественном сознании в начале XX века.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Особенности формирования образа чужого и
восприятия чужой страны …………………………………………..10
Глава II. История контактов России и Японии и особенности
восприятия Японии в российском общественном сознании во
второй половине XIX – начале XX века……………………………19
Глава III. Восприятие Японии в России в период
русско-японской войны……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………39
Список использованных источников и литературы………………44
Приложения…………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

     Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

     Уральский государственный университет им. А.М. Горького

     Факультет международных отношений

     Кафедра востоковедения 
 
 
 

     ОБРАЗ ЯПОНИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 
 
 

     Курсовая  работа

     студентки 2 курса

     группы 203

     по  направлению подготовки

       «Востоковедение, африканистика»

     Малозёмовой М.О. 

     Научный руководитель

     кандидат  исторических наук, доцент

     Смирнов С.В. 
 
 
 
 

     Екатеринбург

     2009 
Оглавление

     Введение……………………………………………………………….3

     Глава I. Особенности формирования образа чужого и

     восприятия чужой страны …………………………………………..10 

     Глава II. История контактов России и Японии и особенности

     восприятия  Японии в российском общественном сознании во

     второй  половине XIX – начале XX века……………………………19 

     Глава III. Восприятие Японии в России в период

     русско-японской войны……………………………………………...28

     Заключение……………………………………………………………39

     Список  использованных источников и литературы………………44

     Приложения…………………………………………………………...48

 

      Введение

     Отношения между народами могут быть столь же сложны и запутаны, как и отношения между людьми. Образ одного народа в сознании другого бывает столь же многослоен и противоречив, как и образ одного человека в сознании другого.

     Самая восточная по своему местоположению страна Япония с каждым годом привлекает все больше людей со всего мира. Самобытность, богатый внутренний мир японцев, их образ жизни и обычаи - все это является объектом интереса со стороны чужеземцев.

     Если  говорить обобщенно, то направление формирования образа Японии в России осуществлялось под воздействием как внешних, так и внутренних факторов по двум основным сценариям: «живописная Япония» и «желтая опасность». (При этом, естественно, нельзя не учитывать, что эти образы дополнялись другими.)

     Образ «живописной Японии» был смоделирован несколько раньше, чем начал формироваться образ «желтой опасности», - в 60-70-х годах XIX в. Первым крупным мероприятием за пределами Японского архипелага, в ходе которого начал формироваться образ Японии, можно считать Лондонскую художественную выставку 1862 г., после которой «живописная Япония» надолго поселилась в умах европейских писателей и художников того времени.

     До  конца XIX века внимание России к Японии было рассеянным. В результате умелых пропагандистских действий японского правительства, устроившего в Европе ряд показательных мероприятий, представляющих Японию исключительно с живописной, художественной стороны, она стала мниться государством, лишенным жесткого стержня, но высоко одухотворенным, что с восторгом было воспринято передовой интеллигенцией и людьми искусства «цивилизованного» мира. Россия, несмотря на свое непосредственное соседство с этой державой и возможность иметь о ней гораздо более объективное, непредвзятое мнение, все же не стала исключением из этой общеевропейской моды на «жапонизм»1.

     В Россию калька с европейской «живописной  Японии» поначалу была перенесена вполне успешно но непосредственная близость к дальневосточному соседу и политические притязания не позволили этой модели царствовать безраздельно. Творческое изучение внешней политики Японии эпохи Мэйдзи очень быстро привело некоторых известных художественных аналитиков конца XIX - начала XX в., прежде всего В. Соловьева, к осознанию того, что существует не пропагандируемая, но оттого не менее реальная - милитаризирующаяся Япония. Это, в свою очередь, привело к рождению совсем другого образа Японии - вполне осязаемого образа «желтой опасности».

     Целью данной работы является выявление особенностей образа Японии в российском общественном сознании в начале XX века.

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. изучить общие механизмы формирования стереотипов восприятия чужого;
  2. выявить особенности формирования образа «чужого» в сознании русского человека в начале XX века;
  3. выявить особенности формирования «образа врага»;
  4. оценить роль политических факторов, повлиявших на формирование образа Японии в России в начале XX столетия;
  5. выявить особенности образа Японии в российском общественном сознании до и во время русско-японской войны 1904-1905 гг.;
  6. изучить и проанализировать источники различного характера, влияние которых сказалось на формировании образа Японии в России.

     В теоретической части работы, посвященной  особенностям формирования «образа чужого» в целом и «образа врага» в частности, использовано большое количество работ российских исследователей. Проблемы формирования этноса, его самоопределения и становления этнической картины мира, а также формирование образа других этносов с точки зрения традиционного сознания и национальных стереотипов рассматривались такими исследователями, как Ю.В. Бромлей2 и С.В. Лурье3. Также проблему этнических предубеждений, установок, стереотипов в контексте их становления, развития и последствий для человека изучал И.С. Кон4. В его исследовании даются ответы на вопросы относительно природы этнических предубеждений, способов их передачи их поколения в поколение и путей и условий их преодоления. Проблему стереотипов в общественном сознании рассматривали в своих исследованиях также Т.Е. Васильева5, И.Б. Гасанов6.

     Также в работе использованы работы В.А. Колосова7 относительно формирования образов зарубежных стран в российском общественном сознании и совместная работа А.В. Ефименко и В.В. Шевцова8 по проблеме формирования образа чужого в европейском обществе.

     Непосредственно проблема образа Японии и японцев рассматривается в исследованиях таких ученых, как С.Б. Маркарьян9, А.Е. Жуков10, А.И. Штейнгауз11, Л.В. Жукова12. В этих работах показан образ Японии и японца в восприятии русских и европейцев в разные периоды их исторического взаимодействия. В статье Л.В. Жуковой рассматривается процесс формирования образа врага в лице Японии и японца в период русско-японской войны, а так же различные приемы моделирования образа врага, которыми пользовались авторы статей газет и журналов. Восприятие Японии в годы войны разделено на параллели «фронт» и «тыл».

     Интересное  исследование по проблеме формирования образа Японии в России в годы русско-японской войны посредством периодической печати провел И.О. Ермаченко13, показав различные приемы авторов статей для поддержания в обществе того или иного образа Японии на протяжении русско-японской войны, а также трансформацию этого образа в сознании читателя.

     Говоря  о литературе исследовательского характера, использованной в данной работе, хотелось бы особо отметить таких востоковедов как В.Э. Молодяков и А.Е. Куланов.

     В.Э. Молодяков – российский историк  и политолог. Наиболее значимой для  данной работы является его монография на тему «Образ Японии в Европе и России второй половины XIX  -  начала XX века», где подробно рассматривается образ Японии, начиная с так называемой реставрации Мэйдзи и заканчивая первой третью XX века. Также в данной работе использовались материалы других публикаций В.Э. Молодякова, касающиеся проблемы восприятия Японии в России14, в которых показана трансформация образа Японии в связи с различными политическими событиями и ее восприятие в среде русской интеллигенции.

     А.Е. Куланов - российский журналист, специалист в области политической имиджелогии15 и межкультурных коммуникаций, член правления Ассоциации японоведов, руководитель Центра восточных исследований Академии имиджелогии. В данной работе были использованы статьи Куланова, посвященные формированию образа Японии в России в связи с русско-японской войной 1904-1905 гг.16, а также написанные им в соавторстве с Ю.Б. Стоногиной17 статьи по имиджелогии, раскрывающие психологические и социологические особенности формирования образа чужого и стереотипизации сознания человека18. Кроме того, Куланов -  основатель и главный редактор интернет-издания «Японский журнал» - Japon.ru, материалы которого использовались в данной работе. В своих работах А.Е. Куланов дает ответ на вопрос, почему, проиграв Русско-японскую войну, в России всерьез и надолго увлеклись Японией, а Япония, проигравшая Вторую мировую войну, чувствует себя победителем по отношению к России.

     Источники по данной теме можно условно разделить  на несколько категорий. Во-первых, это периодическая печать времен русско-японской войны. Как известно, в годы войны в России издавались специальные газеты и журналы, посвященные военным действиям на Дальнем Востоке. В данной работе рассматриваются, в основном, материалы «Летописи войны с Японией»19, издававшейся на протяжении всей войны. Кроме того, в работе использованы некоторые материалы сайта «Газетные старости»20, где собраны статьи газет, издававшихся в России в период с 1901 по 1909 г.

     Во-вторых, источниками по теме данной работы являются также русские сатирические плакаты времен русско-японской войны, доступные для свободного просмотра на сайте Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина21. Русский сатирический плакат периода русско-японской войны (1904 - 1905 годы) - это лубочный плакат с разнообразным сюжетом: от характеристики высшего военного командования России до показа хода военных действий. Этот раздел музейной коллекции очень мал, в нем лишь 11 единиц хранения, ценность их огромна. В данную работу включены несколько наиболее интересных, с точки зрения автора, работ, помогающих раскрыть образ Японии и японца. (Приложение 1)

     В-третьих, источниковую базу исследования составляют литературные произведения писателей и философов начала XX столетия. В эту категорию можно включить повесть А. Куприна «Штабс-капитан Рыбников»22, написанную в 1904 г. Сочинения Владимира Соловьева представляют для данной работы особый интерес, в особенности его «Три разговора о войне…»23, где поднимается вопрос об историческом значении Востока и Запада для судьбы России.

     Четвертую категорию источников составляют мемуары  участников военных событий 1904-1905 гг. Николай Владимирович Воронович24 - участник русско-японской и первой мировой войн, его рукописи были изданы в виде книги воспоминаний в Нью-Йоркском издательстве в 1952 г. Также в работе использовался дневник полкового священника Митрофана Сребрянского25 - участника военных событий на Дальнем Востоке.

     Глава I. Особенности формирования образа чужого и восприятия чужой страны

     В последнее время тема «образа другого» привлекает всё большее внимание исследователей разных областей наук. Это вызвано рядом причин, направленных на решение таких проблем как цивилизационные противоречия, терроризм, насилие, ксенофобия. Для этого крайне важно выяснить, как происходит формирование и эволюция образов другой страны, людей, её населяющих. Ложные стереотипы и искажённые представления нередко определяют принятие решений, поведение правящих элит, воздействуют на умонастроения масс.

     Для начала следует обратиться к проблемам  этноса, самоидентификации, формированию этнического самосознания и этнической картины мира как к истокам формирования «образа другого» в сознании человека, поскольку мы воспринимаем и оцениваем поведение и образ жизни чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы.26

     Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании. Так формируется образ мира или то, что лучше было бы назвать этнической картиной мира, поскольку образ мира является основополагающей компонентой культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.27 Этническая картина мира – это представления человека о мире – отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные, причем они не являются постоянными, а могут быть различными в разные периоды жизни этноса.

     Этническая  картина мира формируется на основании этнических констант, то есть неких бессознательных комплексов, которые складываются в процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде. Этнические константы представляют собой систему, в рамках которой строго определено их соотношение между собой. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Система этнических констант и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Информация о работе Образ Японии в России в конце 19-начале 20 века