Мотивы молчания, безмолвия, ночи и везд в лирике Ф.И. Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2010 в 06:42, Не определен

Описание работы

Цель работы - исследовать творчество Ф.И. Тютчева, литературоведческие работы в аспекте темы реферата, обобщить изученное

Файлы: 1 файл

литература.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Реферат

                 Мотивы молчания, безмолвия, ночи и    

                        звезд в лирике  Ф.И. Тютчева 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   
 
 

                                                                            

План  реферата

1. Введение 

2.       Место поэта - философа в русской литературе

2.2.    Оценка творчества Ф.И.Тютчева в русской критике

3.        Мотивы молчания, безмолвия, ночи и звёзд -«сквозные» в творчестве Ф.И.Тютчева

3.1.    Стихотворение <<Silentium!>> - визитная карточка поэта, вмещающая основные мотивы его лирики

3.2.     Мотивы ночи и звёзд в художественном мире Ф.И.Тютчева. Особое поэтическое видение мира, природы и человека в творчестве Ф.И.Тютчева

3.3      Трагическое мироощущение в поздний период творчества поэта, противоборство ночного и дневного начал в природе и душе человека

4.        Заключение

Список  использованной литературы

Введение

 

     Выбор темы «Мотивы молчания, безмолвия, ночи и звезд в лирике Ф.И. Тютчева» не случаен: он вызван особым отношением к классической поэзии и творчеству замечательного поэта- философа и мыслителя. Несмотря на достаточно большой библиографический  список исследований творчества поэта, целостной работы по заявленной теме найти не удалось. Так, в книге Е. А. Маймина « О русском романтизме», творчеству Ф.И. Тютчева- романтика отведена всего одна глава. Определяя творческий метод поэта как философский романтизм, исследователь пишет о мотивах его лирики и анализирует отдельные стихотворения, в том числе «День и ночь», «Silentium». Подходы к пониманию особенностей мировосприятия поэта в аспекте темы реферата наиболее интересно определены в работах известного литературоведа Ю.М. Лотмана. Именно они помогли не только отобрать лирические миниатюры, в которых нашли отражение мотивы молчания, безмолвия, ночи и звезд, но и самостоятельно проанализировать ряд произведений. Данные мотивы не могут быть рассмотрены по отдельности, они взаимосвязаны, что определяется содержанием стихотворений.

Цель  работы:

исследовать творчество Ф.И. Тютчева, литературоведческие  работы в аспекте темы реферата, обобщить изученное.

Задачи  работы:

  1. Отобрать лирические стихотворения в творчестве Ф.И. Тютчева, в которых нашли отражение мотивы молчания, безмолвия, ночи и звезд;
  2. Доказать, что вышеуказанные мотивы являются устойчивыми, характерными для всего творчества поэта- философа;
  3. Проанализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, используя критическую литературу, а также самостоятельные наблюдения.

В период работы над рефератом изучено 16 источников информации, указанных в разделе  «Список использованной литературы», прочитано около 300 стихотворений  поэта, в реферате проанализировано 17 миниатюр (полный или аспектный анализ).

Объектом  исследования явились стихотворения  Ф.И. Тютчева и критическая литература, научно- методические пособия и работы по творчеству поэта, воспоминания его  современников.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Место поэта - философа в русской литературе

    1.1 Оценка творчества Ф.И.Тютчева в русской критике.

   Лирика Ф.И.Тютчева была мало похожа на всё то, что печаталось в поэтических разделах журналов и альманахов 19 века и могла бы стать настоящим открытием для русских читателей. При жизни поэта вышло всего два сборника его стихотворений, в 1854 и 1868 годах. Творчество поэта знали и ценили такие его знаменитые современники, как И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Н.Некрасов, А.А.Фет, о чём есть многочисленные письменные свидетельства и высказывания.

   И всё-таки первооткрывателем поэзии Ф.И.Тютчева стал Н.А.Некрасов, который в статье «Русские второстепенные поэты» (1850г.) отнёс талант г. Ф.Т-ва к русским первостепенным поэтическим талантам, отметил его поэтические достоинства. Для Н.А.Некрасова, который был необыкновенно популярным в читательской среде, а по мироощущению и поэтике являлся диаметральной противоположностью Ф.И.Тютчеву, признать это было, наверное, не очень легко.

   Вслед за Н.А.Некрасовым высокую оценку лирике Ф.И.Тютчева дал И.С.Тургенев: «Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Ф.И.Тютчева называют философом, мыслителем в поэзии, чему способствовало блестящее образование полученное в Московском университете и знакомства с философами и поэтами Западной Европы. Среди его постоянных собеседников был Фридрих Шеллинг, немецкий философ, исследовавший природу как живой, противоречивый, целостный организм и искусство как высшую форму постижения её тайн. Дружеские отношения установились у Ф.И.Тютчева с Генрихом Гейне, чьи мысли о мире были близки русскому поэту. Он многому научился и у французских философов Руссо, Монтеня, Паскаля. Но Ф.И.Тютчев не был бы для русской литературы Ф.И.Тютчевым, если бы просто интерпретировал философию немецких и французских знаменитостей. Он был русским человеком, его духовной Родиной была Россия и то место на карте Орловской губернии, которое называлось Овстуг, где будущий поэт провёл детство и куда постоянно возвращался (в свою родовую усадьбу стародворянской среднепоместной семьи), где бы ни жил: в Москве, Германии, Петербурге, Царском Селе.

   В.Кожинов, посвятивший Ф.И.Тютчеву замечательную книгу «Пророк в своём Отечестве. Федор Тютчев», замечает удивительную особенность небольшой территории на карте России, радиусом в каких-нибудь 150-200 километров, давшей поистине великую плеяду художников слова: Тютчев, Кольцов, Тургенев, А.Н.Толстой, Полонский, Фет, Никитин, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Пришвин, Есенин... В той или иной степени все они были « певцами русской природы», выразителями русского духа. Для Ф.И.Тютчева целый мир был чужбиной по сравнению с любимой сердцу средней полосой России, хотя не раз её «бедные селенья» вызовут в душе поэта и чувства горькие, мучительные.

    В Овстуге и его окрестностях  поэт создал более двух десятков  прекраснейших своих творений, что  совсем немало для лирического  наследия, составляющего не более  300 стихотворений. Поэтический талант  Ф.И.Тютчева формировался и под влиянием античной литературы, безусловно, русской культуры и литературы, начиная с творчества М.Ломоносова, Г.Державина, затем В.Жуковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Е. Баратынского и др. Движение его поэтического мироощущения - от классицизма - к романтизму и реализму, о котором говорят исследователи творчества Ф.И.Тютчева, очень условно: он так и остался в большей степени романтиком. Блестяще об этом сказал его современник А.А.Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», заметивший и поразившийся двуединству, воплотившемуся в тютчевском наследии:

          Здесь духа мощного господство,

          Здесь утончённой жизни цвет...

   В. Кожинов отмечает: «Да, каждого, кто войдёт сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное слияние поистине вселенской мощи духа и предельной утончённости души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и определяет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике». В этом высказывании - два важных момента для читателя: войти в художественный мир поэта можно только «сердцем и разумом». Это не случайно, так как разум (мысль) и сердце (чувства) в человеке неотделимы друг друга. От впечатления - к мысли, к чувству и образу - вот, пожалуй, основная особенность поэзии Ф.И.Тютчева, которую отмечают все исследователи (Ю.Тынянов, В.Касаткина, Л.Кузина, Г Чагин).

   Несмотря на восторженные отзывы современников о лирике Ф.И.Тютчева, его творчество не было столь востребованным при жизни поэта, как этого следовало   бы    ожидать. В те  времена    в большей степени ценили поэзию Н.А.Некрасова с его социальной тематикой. Но фраза Ф.И.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» стала поистине «вещей».      Оказалось, что слово великого поэта отозвалось в творчестве многих поэтов «серебряного века» русской культуры, реминисцентно зазвучало в лирике С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, пришло к читателю, желающему понять, что сомнения и противоречия, философские раздумья о мире и человеке вечны и интересны в интерпретации поэта-философа, поэта-мыслителя и просто удивительно одарённого русского человека, одарённого умением чувствовать, любить, искать ответы на вечные вопросы бытия и бесконечно одинокого, как все талантливые люди. Одинокого не в бытовом плане (он был любим в семье, любим женщинами, имел друзей), но в том высшим смысле, о котором Л.Толстой сказал: «Я ... считаю его (Тютчева) одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Л.Толстой, по воспоминаниям А.К.Чертковой, читая вслух стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!», умел почувствовать и передать голосом «страдание одинокой души». 

Мотивы  молчания, безмолвия, ночи и звёзд -

    «сквозные»  в творчестве Ф.И.Тютчева 

    1. Стихотворение «Silentium!» - визитная карточка поэта,

вмещающая основные мотивы его лирики

     Стихотворение «Silentium!», опубликованное ещё в пушкинском «Современнике» (в переводе с латинского означает «Молчание!»), стало своеобразной визитной карточкой поэта, а мотив молчания и шире - безмолвия - явился одним из ведущих в творчестве Ф.И.Тютчева.

         Стихотворение «Silentium!» (1830 г.) относится к тем произведениям Тютчева, в которых преобладает философская мысль. Пожалуй, ни одному произведению Ф.И.Тютчева не было дано так много противоречивых толкований, поэтому стоит сопоставить оценки литературоведов, критиков, поэтов и писателей о стихотворении с собственной оценкой (интерпретацией).

          «В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее,  задушевное рассуждение между Богом, нашей совестью и нами... Временное отрешение от всего мирского и созерцание в самом себе своей божественной сущности есть такое же необходимое питание души, как пища тела», - вот глубина, которую отыскал великий Л.Толстой в тютчевских строках.

       К.Бальмонт отметил, что Тютчев первым из русских поэтов понял великую сущность жизни природы, её полную независимость от человеческой жизни, человеческих помыслов, действий, страстей и изобразил «...её самодовлеющее царство, о целях и законах которого человеческий разум может только подозревать, Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки». По мнению К.Бальмонта, это стихи о сущности творческого процесса, об акте творчества, а по мысли Вяч.Иванова, в них выразилась «осознание общей правды о наставшем несоответствии между духовным ростом личности и внешними средствами общения: слово перестаёт быть равносильным содержанию внутреннего опыта». Итак, стихотворение воспринимается по-разному.

          Молчи, скрывайся и таи

          И чувства и мечты свои –

          Пускай  в душевной глубине

          Встают  и заходят оне

          Безмолвно, как звезды в ночи, -

          Любуйся ими - и молчи.

   По этим строкам мгновенно узнаётся Ф.Тютчев, и не только потому, что они афористичны. Здесь всё характерно для поэта: соотнесённость внутренней жизни с жизнью вселенной, широчайшая обобщённость, ясность выражения при  бесконечной сложности и даже таинственности содержания, наконец, своевольное, истинно тютчевском обращение с традиционным четырёхстопным ямбом, который в четвёртом и пятом стихах сменяется трёхстопным амфибрахием. Смена ритма воспринимается как некий сигнал: обрати внимание. «Сигнальные» стихи представляют собой головокружительный подъём - от «душевной глубины» к «звездам в ночи». Образ души, обречённой на одиночество, непонимание, души, в которой заключён целый мир, волшебное богатство («чувства и мечты», «глубина», «ключи», «таинственно-волшебные думы»), - центральный в стихотворении. Лирический герой готов принять одиночество, «жить в себе самом», чтобы сохранить это чудо. В каждой из трёх строф, заканчивающихся ключевым - «молчи» с динамикой интонации от начального повествовательного тона к восклицанию в конце, Ф.И.Тютчев называет признаки душевной жизни, которые надо скрывать, таить, как великие сокровища.

    Получается композиционное кольцо («Молчи» - « и молчи»), придающее тексту целостность. Душевная глубина лирического героя такова, что сродни только бездне ночного неба (опять ночь позволяет стереть границы между человеком и небом, человеком и, возможно, Богом). И звезды изображают двойную сущность: они горят в ночном небе, и в душе героя, отчего приобретают символическое значение драгоценных россыпей души.

   Если в первой строфе лирического  герой говорит с незримым собеседником, то во второй строфе обращается к самому себе, терзаясь сомнениями:

                                          Как сердцу высказать себя?

                                          Другому как понять тебя?

                                          Поймёт ли он9 чем ты живёшь?

   На все вопросы даётся ответ, предельно заостряющий образ «невыразимого»: «Мысль изреченная есть ложь». Значимость афористичного высказывания подчёркнута интонационными средствами: после трёх вопросов следует резкий переход к повествовательному тону. Слово «ложь» употреблено поэтом в значении «недосказанность», неадекватность глубине чувств. Ассонансный стих (яи), использованный автором трижды, напоминает о звуковых повторах в окончании строф:

Информация о работе Мотивы молчания, безмолвия, ночи и везд в лирике Ф.И. Тютчева