Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 01:45, реферат
Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они – два совершенно разных человека. Чацкий – герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин-герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Авторы показали в своих произведениях совершенно разные характеры, но оба героя и Чацкий, и Онегин оказались «лишними». Чацкий - передовой человек своего времени, остр и скор на язык, полон амбиций.
Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они – два совершенно разных человека. Чацкий – герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин-герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Авторы показали в своих произведениях совершенно разные характеры, но оба героя и Чацкий, и Онегин оказались «лишними». Чацкий - передовой человек своего времени, остр и скор на язык, полон амбиций. Онегин – образованный человек, родившийся и выросший среди дворянского окружения, «умная ненужность», потерявшая свое место в обществе. Когда мы читаем эти два произведения, мы находим не только одни различия между этими двумя героями, но и сходства, которые мы еще обсудим в дальнейшем.
В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме « маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь - наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относится к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает. «Лишний человек» - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д. Объявлять кого-то лишним – это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». Ведь, и Онегина, и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! Это говорит о том, что под стереотипом лишнего человека можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положение, а во внутреннем убеждении героя. Тема «лишнего человека» была особенно актуальна во времена Чацкого и Онегина, когда в Росси уже начинали появляться западные новшества, но она все же оставалась «отсталой» по государственным меркам страной. В современном же обществе мы также часто можем встретить «чацких» и «онегиных». Ведь «лишний человек» - это человек, не нашедший своего жизненного пути, нецельная, можно даже сказать обедненная, личность. Например, по словам Гончарова: « Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим … Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым … Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Мы живем в передовом обществе, в котором многие могут не успевать за темпом роста науки и культуры, другие же наоборот. С такими веяниями люди теряются, не знают, кем им быть, с какими взглядами идти по жизни и, в конце концов, становятся лишними для общества.
Цель работы: сравнить двух героев – Чацкого и Онегина. Проанализировать все стороны их жизни. В связи с этой целью поставлены основные задачи работы: дать определение термину «лишний человек», ответить на вопрос: «Являются ли Чацкий и Онегин «лишними людьми»?»
Характер, судьбу, взаимоотношения с людьми Евгения Онегина и Александра Андреевича Чацкого определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных» проблем, с которыми они сталкиваются.
«Евгений Онегин» писался Пушкиным на протяжении многих лет, в течение которых автор пережил самые разные события, и ссылка в Михайловское, и восстание декабристов. Все это давало очень хорошую почву для размышлений, что привело к созданию, наверное, самого реалистичного образа светского молодого человека того времени, вобравшего в себя огромный исторический, литературный, общественный и бытовой смысл. Евгений Онегин – это герой времени, в котором отобразилась «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения того времени». Образ Онегина все время находится в развитие, его взгляды меняются на протяжении все
го романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.
Недуг, которого причину
Давно отыскать пора,
Подобный английскому с п л и н у,
Короче: русская х а н д р а
Им овладела понемногу;
Он застрелится, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам»; говорит о злости «мрачных эпиграмм», о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежал к числу тех, кто «жил и мыслил». Так и хочется сказать, что Онегин – полноправный хозяин собственной жизни, но, увы, это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно. Он так и не смог преодолеть в себе душевную лень и зависимость от мнения общества, в котором огромное значение играет мода. Кабинет Онегина полон всяких модных вещиц, через которые воссоздается облик светского молодого человека того времени.
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам…
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале,
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
Какими бы глубокими ни были его переживания, он не смог преодолеть барьера, построенного на общественном мнении. Онегин не стал изгоем в своем обществе, как Чацкий, он мог спокойно существовать среди своего окружения. В то время в любом доме приветствовались такие, как он – обеспеченные, образованные, в меру остроумные, талантливые молодые люди. Но, безусловно, как только Онегин делал вещи не присталые людям их круга, к нему начинали относиться с опаской, осторожностью. Общество давало оценку Онегину все время, давало оценку каждому его поступку.
Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого выразились дух вольности и свободной жизни. Такие герои, как Чацкий, призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Чацкий, так же как и Онегин, - герой своего времени, обладающий характерными чертами человека, не просто получившего поверхностное образование, но человека умного, пылкого, человека, небоящегося высказывать открыто своего мнения.
После войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и « веком минувшим», т. е. между Чацким ( например, критик А.А. Григорьев писал, что «Чацкий единственный герой, т. е. единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его забросили». ) и всем фамусовским обществом.
В характере
Чацкого можно заметить дерзость,
непримиримость к равнодушно или
консервативно настроенным
Шампанское стаканами тянул.
- Бутылками-с и пребольшими.
- Нет-с бочками сороковыми.
Онегина причисляют к фармазонам, Чацкого к карбонариям, и те, и те являются свободомыслящими. Можно также заметить еще одно текстуальное совпадение в оценке обществом героев – слово «фармазон»: «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?» Теперь мы видим, что общество дает одинаковую оценку некоторым поступкам Онегина и Чацкого. Чацкий не ставит перед собой задачу унизить этих людей, он просто искренне желает им добра, хочет рассказать о лучшем, о чем сам совсем недавно узнал, отучить от тупых феодально-крепостнических привычек. Но правильно заметил Пушкин: «Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Московским бабушкам? Молчалину? Скалозубу?». Нет, такое общество никогда не поймет убеждений Чацкого, потому что у них, Чацкого и фамусовского общества, два совершенно разных жизненных пути, и этого никак не изменишь. Тем самым Чацкий, на фоне непоколебимого консервативного большинства, производит впечатление героя-одиночки, отважного «безумца», бросившегося на штурм мощной твердыни.
Чацкий в отличие от Онегина предстает перед нами сразу таким, какой он есть, он – герой с устоявшимися взглядами, убеждениями, поэтому-то ему сложнее существовать в этой среде. Онегин в ней вырос и, несмотря на все попытки, не сумел выбраться из нее, а Чацкий, выбравшись, вернулся и стал в ней лишним.
Воспитание и образование Евгения Онегина ничем не отличалось от воспитания и образования всех светских людей того времени.
Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами.
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой…
Такое, типичное
для большинства столичных
Воспитание и образование Чацкого на первых порах не отличалось от онегинского, то есть от воспитания и образования всего столичного дворянства.
Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет
Чацкий же, в отличие от Онегина, с детства серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Он с удовольствием учился, мечтал служить и восхищался русским народом. Что самое интересное, детство его прошло в доме его идейного противника Павла Афанасьевича Фамусова, хорошего друга его отца. Там же он познакомился и подружился со своей будущей любовью Софьей. Его московская барская жизнь была, как ей и подобает, спокойной и размеренной. Ее могли разрядить только веселые игры с Софьей.
Где время то? Где возраст тот невинный,
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
Вскоре же он уехал в Петербург на службу, о которой мечтал, но разочаровался в ней.
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой
И славно пишет, переводит.
Тогда он поехал искать знаний и приключений за границу. Пребывание там лишь расширило его кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.
К сожалению, мы можем слишком мало узнать о детстве и юности этого уникального героя из текста комедии, но общее представление о нем складывается такое: резвый, прыткий, мечтающий молодой человек - вот таким вот представляется он нам в юности.
Напомним, что Евгений Онегин пресытился светской, праздной жизнью. Хандра, которую с такой остротою переживает Онегин, подымает его выше окружающих, показывает значительность и глубину его переживаний. Онегин, как человек незаурядный, обладающий острым критическим умом, ищет место, в котором он сможет почувствовать себя свободным. Онегин постоянно находится в этом поиске, и ничего его не прельщает, у него есть только одно желание, которое он никак не может воплотить в жизнь. Онегину ничего не надо – в этом его трагедия. Ему не нужны ни любовь Татьяны, ни дружба Ленского, ни услады праздной жизни. «С самого начала,- пишет И. Семенко,- Онегин был задуман Пушкиным, как выражение значительный и глубоких переживаний поколения… Онегина можно вполне представить членом «Зеленой лампы», о которой Пушкин в первые годы ссылки так часто вспоминал, как о близкой себе стихии (а ведь «зеленая лампа» - филиал «Союза благоденствия»). Светский образ жизни Онегина не только не опровергает этого, но, напротив, подтверждает… Тот факт, что Онегин чужд политике в романе, отнюдь не означает, будто Пушкин хотел изобразить героя, лишенным политических интересов. Хандра Онегина, как и хандра Пушкина,… отнюдь не признак «холодности» к политике, а признак «холодности» к общественной системе, предмету недовольства передового дворянства».