Комическое в произведениях Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:30, реферат

Описание работы

цель изучить юмор в произведениях А.П.Чехова. Данная цель достигалась через решение следующих задач:

выявить языковые средства создания комического в рассказах.

определить приемы создания комических ситуаций у Чехова

описать смешные мотивы в сюжетах рассказов Чехова (на примере рассказа «Смерть чиновника»).

рассказать о природе комического

Файлы: 1 файл

Юмор в произведениях А.П.Чехова.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

      Введение.

      Причиной  выбора темы моего реферата является мой глубочайший интерес к творчеству А.П.Чехова. Также на мой выбор повлияло участие в постановке школьной сцены по мотивам рассказа «Размазня».

         Из предложенных мне тем   я выбрала «Юмор в произведениях А.П.Чехова» так как считаю, что юмористические рассказы Чехова наиболее удачны и интересны.

      Чудаков А. Вопросы литературы 1986 г. №8 .стр. 153-169., потому что эта статья подробно посвящена раскрытию приемов комического в произведениях Чехова.

      Мною была сформулирована цель изучить юмор в произведениях А.П.Чехова. Данная цель достигалась через решение следующих задач:

      выявить языковые средства создания комического в рассказах.

      определить  приемы создания комических ситуаций у Чехова

      описать смешные мотивы в сюжетах рассказов Чехова (на примере рассказа «Смерть чиновника»).

      рассказать  о природе комического

      В моей работе приведены примеры из рассказов, не входящих в школьную программу, самостоятельно изученных и проанализированных мною.

            Считаю выбранную мною тему актуальной, так как в современное время часто предпринимаются попытки инсценировать рассказы А.П.Чехова. 
 
 

 

       Глава 1.

      I. Биография А.П.Чехова.

      Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

      И все же не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок - не было бы и его изумительных рассказов “Художество” , “Святой ночью” , “Студент” и “Архиерей” с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, “раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов” .

      В детстве Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

      Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах  Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие  его рассказы, как “Ванька” , “Спать хочется” . Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях - “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О первой любви” .

      Ранние  литературные опыты Чехова связаны  с рукописным юмористическим ученическим  журналом “Заика” и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном. В 1880 году в журнале “Стрекоза” появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми 1разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

        Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же отдает предпочтение журналу “Осколки” , где для него был создан специальный отдел под названием “Осколки московской жизни” .  
1884 год оказался необычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как “Хирургия” , “Хамелеон” , “Жалобная книга” , “Смерть чиновника” , “Толстый и тонкий”.

      В своей литературной деятельности Антон  Павлович не забывал о том, что  он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской  тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведения, как “Палата № 6” , “Случай из практики” , “Скучная история” , “Припадок” , - врач по профессии.

      Критики часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места “живому человеку” , как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком.                   В конце июля 1890 года больной чахоткой, в весеннюю распутицу он прибыл на Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его и все эти свои впечатления Чехов передал в книгах “Из Сибири” и “Остров Сахалин”. 2

      Антон Павлович Чехов всероссийский признанный писатель; В 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году - почетным академиком.

      Таким образом,  в истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Глава 2.

      Юмор  в рассказах А.П.Чехова.

      2.1. Языковые средства создания комического в рассказах.

      «Репетитор».

      Смешные фамилии: Зиберов, Удодов.

      Портретные  описания.

      Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером  костюмчике, пухлый и краснощекий, с  маленьким лбом и щетинистыми  волосами…

      Просторечивые выражения.

        Ах ты, свинья, свинья! Ведь и вчерась  порол!

      Мешает, скотина, заниматься…

      Экий  ты дурак, братец!

      «Дочь Альбиона».

      Портрет:

      Грябов, большой, толстый человек  с очень  большой головой, сидел на песочке, поджав под себя ноги по-турецки, и  удил. Шляпа у него была на затылке, галстук сполз набок.

      Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожий скорей на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь которое сильно просвечивали тощие, желтые плечи. На золотом поясе висели золотые часики.

      Просторечная  лексика:

      «…Ах  ты, кикимора! Для детей только и  держу этого тритона. Не будь детей, я ее бы и за десять верст к  своему имению не подпустил…Нос точно  у ястреба… А талия? Эта кукла  напоминает мне длинный гвоздь. Так, знаешь, взял бы в землю и вбил…»

      «…Она не женщина, а девица.…О женихах  небось мечтает, чертова кукла. И  пахнет от нее какой-то гнилью… Возненавидел, брат, ее... Как взглянет на меня своими глазищами, так меня и покоробит  всего, словно я локтем о перила ударился…»

      «…да  черт с ней! Все одно, ни бельмеса по-русски не смыслит... Стоит, как чучело, и бельмы на воду таращит…»

      «…Живет дурища в России 10 лет, и хоть бы одно слово по-русски!.. Наш какой-нибудь аристократишка поедет к ним и  живо по-ихнему брехать научиться, а  они…черт их знает!»

        «…Что-с? Не понимаете? Ступай, тебе говорят, отсюда! Мне раздеваться  нужно, чертова кукла! Туда  ступай! Туда!...»

      «Злой мальчик».

      Иван  Иванович Лапкин, молодой человек  приятной наружности, и Анна Семеновна  Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком..

      «..Я  рад, что мы наконец одни, - начал  Лапкин, оглядываясь. – Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна… Очень многое…Когда я увидел вас  в первый раз…У вас клюет…Я  понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную, трудовую жизнь…Это, должно быть, большая клюет…Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать…пусть лучше клюнет…Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать – не на взаимность, нет! – этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, - могу ли я на рассчитывать на…Тащите!»

      «Мститель».

      Ежедневно продаем  по десятку для разбойников, волков и любовников.. Очень верный и сильный бой, бьет на большой  дистанции и убивает навылет  жену и любовника. 

      Приказчик поднимал и опускал курки, дышал на стволы, прицеливался и делал вид, что задыхается от восторга. Глядя на его восхищенное лицо, можно было подумать, что он сам охотно пустил бы себе пулю в лоб, если бы только обладал револьвером такой прекрасной системы, как Смит и Вессон.

      Застрелиться  или убить жену из Лефоше считается  признаком дурного тона. Хороший  тон признает только Смита и Вессон.

      …А  тульское оружие – это несчастье! Стреляешь из тульского револьвера в жену, а попадешь себе в лопатку…

      На  днях – вы, вероятно, уже читали – один офицер приобрел у нас револьвер системы Смит и Вессон. Он выстрелил в любовника и – что же вы думаете? – пуля прошла навылет, пробила затем бронзовую лампу, потом рояль, а от рояля рикошетом убила болонку и контузила жену. Эффект блистательный и делает честь нашей фирме.

      Любить  чужих жен  теперь так же принято, как курить чужие папиросы и читать чужие книги.

      «…идти  на Сахалин из-за какой-нибудь свиньи тоже не разумно…»

      «Отец семейства».

      Портрет:

      Вид у Степана Степаныча Жилина кислый, помятый, разлохмаченный; на сером лице выражение недовольства: не то он обиделся, не то брезгует чем-то.

      Просторечная  лексика:

      «Желал  бы я знать, какая ссскотина ходит  здесь и дверей не затворяет?»

      «Убрать эту бумагу! Зачем она здесь  валяется? Держим двадцать слуг, а порядка меньше,  чем в корчме.»

      «Шляются  тут…дармоеды!»

      «…не  знаю, какой нужно иметь свинский вкус, чтобы есть эту бурду! Пересолен, тряпкой воняет…клопы какие-то вместо лука…»

      «…Ааа…ты  плакать! Ты виноват, ты же и плачешь? Пошел, стань в угол, скотина!»

      «Хочешь, чтоб я тебя, подлеца такого высек?»

      «Налим».

         Портретные зарисовки героев:

      Плотник Герасим – высокий, тощий мужик  с рыжей курчавой головой и  с лицом, поросшим волосами.

      Плотник Любим – молодой горбатый мужик  с треугольным лицом и с  узкими, китайскими глазками.

      «…ты  держи его, держи, а то уйдет, анафема!»

      «…Да  и беспонятный же мужик, прости царица небесная!»

      «Шел  бы, да и хватал бы сам, горбатый черт…»

      «…там глыбоко…»

      «…Я сичас…под зебры его…Заходи сбоку, пхай его, пхай! Шпыняй его пальцем!»

      «Ну тя к лешему!»»Что вы здесь копошитесь?»

      «….Знамо  дело, дурак»

      «…ну  не лай, а то влетит! Сволочь!»

      «Маска».

      « …Господин Белобухин, выходи к свиньям  собачьим! Что рыло наморщил?»

      «Из огня да в полымя».

      Фамилии: Градусов, Деревяшкин, Калякин

Информация о работе Комическое в произведениях Чехова