Человек и природа в цикле "Записки охотника" Тургенева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

Душою России, жшой, поэтической, оказывается в книге Тургенева природа. По точному определению Г. А. Вялого, это «стихия не только автономная, но и господствующая, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир»1. Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы, они выступают, по существу, продолжением природных стихий, человеческой их кристаллизацией. Они не приходят, как обычные герои литературных произведений, они «являются», неожиданно возникая перед взором рассказчика и читателя.

Файлы: 1 файл

анализ записок.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)
 

Сравнение

. Метафора

Олицетворение

Эпитет

 

«Ночь приближалась и росла, как  грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым  моим носом»; «громадными клубами  вздымался угрюмый мрак»

«Отовсюду поднималась и даже с  вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для  тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула  в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

 
         

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

 

Летняя ночь у Тургенева

 

Признаки ночи

Картины ночи

Впечатления мальчиков и автора

 

Зрительные образы

Тишина

Таинственные звуки

Запахи

«Темное, чистое небо торжественно и  необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути...»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали»

«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось... кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот  особенный, томительный и свежий запах -- запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так  сильно пахло, -- в нем снова как  будто разливалась сырость»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,-- раздался вдруг детский голос Вани, -- гляньте на божьи звездочки, -- что пчелки роятся»

«Глаза всех мальчиков поднялись  к небу и не скоро опустились»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. -- Что это? -- Это  цапля кричит.--спокойно возразил Павел»

 
       

 

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков  чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство  их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

Заключение

Тематика рассказов в "Записках охотника" связана с охотой лишь чисто внешним образом. В некоторых  из них об охоте вообще ничего не говорится. В других - два-три слова, две-три фразы, употребленные автором как вступление для развития действия: "Я возвращался с охоты", "Мы отправились на тягу" и т.д. И только один очерк ("Лес и степь") весь целиком посвящен охоте.

Условность самого названия книги, отнюдь не охватывающего все многообразие и глубину ее содержания, становится еще более очевидной, когда сравниваешь "Записки охотника" Тургенева с книгой его старшего современника - С.Т.Аксакова. См. подробнее: Богословский Н. Тургенев. Издательство "Молодая гвардия", М., 1953, стр.190. По случайному стечению обстоятельств обе они появились почти одновременно, но они не исключали одна другую, не дополняли и не соперничали между собой.

Важным аспектом "Записок охотника" является пейзаж, описание природы. В решении данной творческой задачи И.С.Тургенев выступил новатором. Рассмотрев в работе такие вопросы как палитра писателя и описание природы в рассказе "Бежин луг", можно сделать следующие выводы:

Автор сумел на основе продолжения  традиций А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя значительно расширить возможности описания природы.

Пейзажи Тургенева в "Записках охотника" реалистичны и глубоко психологичны.

Пейзаж показан в развитии, природа  в рассказах, как и в жизни, находится в постоянном изменении.

Разумеется, представленная работа не претендует на полноту рассмотренной  творческой проблемы. Природа, пейзаж в "Записках охотника" ждет более  глубокого исследования.

А пока не теряют своей актуальности слова В.Г.Белинского: "Природа - вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе - человек. А разве мужик - не человек? - Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? - Как что? - его душа, ум, сердце, страсти, склонности, - словом, все то же, что и в образованном человеке". Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Издательство "Художественная литература", М., 1982, стр.357.

 

Мотив дороги в цикли рассказов  Тургенева «Записки охотника»

15апр  
2010

Мотив дороги, постоянно варьирующийся в этих концовках, имеет содержательный смысл. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа. Стихия текущей, меняющейся жизни, где «концы» и «начала» затеряны, пульсирует и здесь. Концовки тургеневских очерков не приостанавливают нужного художнику ощущения переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира

Эта «рифма»  усиливается тем, что разомкнутое  окоячание очень часто подхватывается началом следующего очерка. Концовка «Хоря и Калиныча» («На другой день я покинул гостеприимный  кров г-на Полутыкина») как бы получает естественное продолжение в следующем  рассказе — «Малиновая вода» («…Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу»…»). Окончание рассказа «Бежим луг» («Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки…») «продолжается» началом рассказа «Касьян с Красивой Мечи» («Я возвращался с охоты в тряской тележке…») и т. д.

Известный советский  писатель С. П. Антонов в своем  разборе «Записок охотника» подметил на первый взгляд незаметные связи  между очерками. О конце истории  Акулины из «Свидания» мы узнаем, например, в «Бежине луге», где рассказывается, как обманутая «полюбовником» девушка хотела утопиться в омуте и затем сошла с ума. В беседе ребят у костра о том, как разбойники утопили в омуте Акима-лесника, есть намек на драматический финал жизни Бирюка и т. д.!.

Точно так же незаконченную историю обедневшего дворянина Радилова («Мой сосед Радилов») перебивает, но, в сущности, подхватывает и продолжает история Овсяникова («Однодворец Овсяников»). Незавершенные судьбы персонажей в одних очерках как бы получают продолжение и завершение в других. Жизнь каждого героя при всей своей конкретности приобретает в контексте цикла некий широкий «сверхличный» смысл, вступая в перекличку с жизнью других, аналогичных героев.

В рассказе «Однодворец  Овсяников» история превращения  французского барабанщика Леженя в русского дворянина — не более чем курьез, казус, но эта история варьируется в соседнем рассказе «Льгов», порождая мотив несообразности и нелепицы всего крепостнического уклада русской жизни.

Между рассказами есть и прямая тематическая перекличка. Охотник в «Льгове» поджидает приятелей у церкви. Рассматривая могилы этого глухого степного села, затерянного в необозримых пространствах России, он вдруг натыкается «на почерневшую четырехугольную урну со следующими надписями: на одной стороне французскими буквами:: «Под сим камнем погребено тело французского подданного, графа Бланжия…».

Так путем «наплывов» одной истории на другую, одного характера на другой созревает в  цикле глубокая мысль Тургенева о нелепице, абсурдности всего крепостнического уклада русской жизни. Дворовый человек Сучок и русский дворянин (французский барабанщик) Лежень при всем различии судеб, в сущности, подчинены одному «закону» — комической бессмыслице, крепостническому самодурству, распоряжающемуся жизнью человека в России. Точно таким же образом складываются судьбы многих и многих героев. Здесь и шумихинский Степушка из «Малиновой воды», и скотница Аксинья с садовником Митрофа-ном из того же рассказа, здесь и безымянный дедушка, дряхлый, слепой и глухой, посаженный «старшими» сторожить горох, и мастер-портной Куприян, произведенный барыней в истопники («Контора»), и псарь Ермил из «Бежина луга», у которого собаки никогда не жили. Одна судьба цепляется за другую, возникает единая «хоровая» судьба народа, в условиях беззаконной крепостнической страны. Сила воздействия книги Тургенева да читателя не в гневных авторских обличениях, не в гротескных образах представителей власти. Она — в эпической масштабности рифмующихся друг с другом сотен самых различных и в то же время общих народных историй. Тема крепостного права претворяется в монументальный образ крепостного ига, оказывающего свое губительное влияние на жизнь всей русской нации.

Понравилось сочинение » Мотив дороги в цикли рассказов Тургенева «Записки охотника», тогда жми кнопку

 

 

 Записки охотника Идейная проблематика и художес

Анна Герника

Поэтика «Записок»  включает в себя различные по происхождения  эстетические слои. По многочисленным внешним приметам художественного  порядка тургеневский цикл – типичное произведение натурально школы, наиболее осязаемое выразившее её ориентации на «научную» парадигму. По жанру «З.О.» - серия очерков. «Физиологической» стилистике отвечает в «З-ах» уже сама фигура охотника, представляемого в качестве непосредственного очевидца событий, фиксирующего их, как и положено очеркисту, с протокольной, фотографической точностью и минимумов авторской эмоциональной оценки. Ярко физиологичны у Тур.  Также портретные и пейзажные описания – непременная часть общей композиции каждого очерка. (Физиология Петербурга» - литературный манифест «натурального» направления). Тургеневский портрет едва ли не избыточно подробен: даются сведения об одежде героя, форме его тела, при изображении лица детально описываются лоб, нос, рот, глаза. В пейзаже та же  утонченная детализация, призванная воссоздать « реалистически» правдивую картину природы, дополняется массой сведений специального характера. Вместе с тем в тургеневском потрете и пейзаже, несмотря на всю бросающуюся в глаза «реалистическую» натуральность, скрыто присутствует другая – романтическая традиция изображения природы и человека. Тур. Изображает не столько разновидность определённого человеческого типа, сколько тайную индивидуальность. Точно так де и природа в «З. О.»имеет свою душу и свою тайну. Тургеневский пейзаж всегда одухотворён, природа у него живет своей особой жизнью, часто напоминающей человеческую: она тоскует и радуется, печалится и ликует. Приём психологического параллелелизма лежит в основе композиции в таких очерках, как «Бирюк», «Свидание». В поэтике «З.О.» очевидны уже знаки начавшейся переориентации Тур. С гоголевской «отрицательной» стилистики на «положительную» пушкинскую. Но основная тургеневская установка – стремление к примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности изображаемых характеров.  
 
«Записки Охотника» Тургенева как выражение антикрепостнических тенденций творч-ва писателя. Жанровое своеобразие «Записок».                 В 1847 г. в «Современнике» вышел очерк «Хорь и Калиныч», легший в основу «Записок». Он имел успех и потому Тург. стал писать подобные очерки, к-рые в 1852 г. вышли отд. книгой. В «Хоре и К.» Тург. выступил как новатор: он изобразил рус. народ как великую силу, страдающую от крепостничества. Николай I был в бешенстве, когда увидел книгу – когда очерки публиковались отдельно, было нормально, но когда автор расположил их в книге в строгом порядке, они приобрели антикрепостнич. хар-р -> композиция «Записок» очень важна, эта книга явл. не сборником, а цельным произвед-ем. Герои Тург. едины с природой, а отд. образы сливаются друг с другом. Антикрепостнич. пафос заключ. в изображ-и сильных народных хар-ров, что говорило о неправомерности крепостничества; к гоголевской галерее мертвых душ автор добавил живые. Хоть крестьяне и рабы, но внутренне они свободны. От «Хоря и К.» в начале до «Леса и степи» в конце нарастает этот мотив. Один образ крестьянина цепляется за др. Этим создается цельная картина жизни народа, беззаконий помещиков. У Тург. есть такой прием: он изображает крестьян, к-рых помещики заставляют заниматься ненужными делами - (н): в очерке «Льгов» изображен некий Кузьма Сучок, к-рого барин 7 лет заставляет ловить рыбу в пруду, где она не водится. Изображаются французы (Лежень в «Однодворце Овсянникове», граф Бланжия в «Льгове»), к-рых рус. правительство делало дворянами, хотя они сплошь были дураками. Др. пример: в «Двух помещиках» рассказывается, как один помещик велел везде сеять мак, т.к. он дороже – это подрыв устоев крест. об-ва. Тург. указывает на то, что дворянские самодурства приводят к тому, что многие крестьяне стали терять свое мнение, полностью подчиняться мнению барина. Важен в книге образ природы. Тург. показал 2 России – «живую» (крестьянскую) и «мертвую» (официальную). Все герои относятся к тому/иному полюсу. Все «крестьянские» образы заданы гл. произвед-ем сборника – «Хорем и К.». Хорь – деловой и практичный, Калиныч – поэтический.  Бурмистр Софрон перенимает от Хоря его худшие кач-ва (эгоизм), а однодворец Овсянников  - лучшие (практичность, терпимость к разумной новизне). Так показано изменение хар-ра, его развитие в разных людях. Преемники Калиныча – Ермолай (но он ближе к природе, чем Калиныч) и Касьян (в нем «природность» абсолютна). Гл. связующий образ – охотник-рассказчик. Хоть он и дворянин, он в 1ю очередь охотник, что сближает его с народом. Важно, что нек-е «+» дворяне тоже д/автора явл. «силой России».

В январе 1847 года в культурной жизни  России и в творческой судьбе Тургенева  произошло значительное событие. В  обновленном журнале "Современник", который перешел в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был опубликован очерк "Хорь и Калиныч". Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием "Записки охотника". На причины популярности тургеневского очерка впервые указал Белинский: "Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил".

Публикацией "Хоря и Калиныча" Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев "почву, хранящую жизненные соки всякого развития", а значение личности "государственного человека", Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. "Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели,- убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях".

С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил  даже Некрасов. Условно говоря, это  был подход к мужику с "толстовской" меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

Наблюдения над характерами  Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: "мыслью народной" выверяется здесь жизнеспособность или никчемность "верхов". От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. "Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай..." А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от Хоря и Калиныча - к Лесу и Степи.

Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди леса на расчищенной поляне. А Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу. В "Записках охотника" сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая - с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам - "мертвому" или "живому".

Информация о работе Человек и природа в цикле "Записки охотника" Тургенева