Античный мир в трагедиях Софокла и Эврипида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2010 в 15:52, Не определен

Описание работы

Анализ трагедий античных авторов

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

         В некоторых трагедиях, Эврипид дал замечательные примеры  самопожертвования во имя счастья родины. В пору почти непрекращающихся войн, поэт, конечно, не мог обойти животрепещущей темы войны и мира.

           Эврипид наделял  своих героев реальными чертами,  тонко воспроизводя их душевные  переживания.                             

 

         СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОФОКЛА 

         Если сопоставить  историческую реальность и мир, описываемый  Софоклом, то можно в них найти  много схожести, хотя присутствует и художественный вымысел. Поэтому  следует остановиться на деталях, и сопоставлять именно их.

         В произведениях  Софокла находят отражение многие события современности. В трагедии «Эдип-царь» упоминается  мор, душащий  город Фивы. Историкам известно, что в Афинах, второй родине Софокла, бушевала страшная чума, которую, вероятней всего, и описывает автор. Изгнание убийцы, который своим присутствием оскверняет город, в той же трагедии очень напоминает требование, выставленное спартанцами против Перикла, который «связан с родом Алкмеонидов, навлекшим на город еще до реформы Солона «скверну» убийством приверженцев Килона, при попытке его захватить в Афинах тираническую власть»10

         Для времени Софокла  был характерен пантеизм11, так же человек начинает осознавать свое превосходство над природой. Эти особенности ярко отражены в трагедии Софокла «Антигона». «Много в природе дивных сил, но человека нет сильней»12- поет хор.

         Но, не смотря на новые веянья, в трагедиях Софокла еще усматриваются пережитки старого времени.

         «Мудр лишь тот, кто  приемлет честь от бога.

         Гляди лишь на богов: хотя б неправо

         Идти велели, все  же так иди-

         Позора нет в  велениях богов» 13

         Оракулы и  предсказатели  продолжали иметь большой успех  в то время. Особой «популярностью»  пользовался Дельфийский Оракул, где Пифия-жрица Аполлона предсказывала  судьбу и отвечала на различные вопросы. Туда и отправляет царь Эдип, в одноименной трагедии Софола, своего шурина Креонта, в надежде, что Пифия найдет причину мора в Фивах.

         Также в произведениях  Софокла четко отражается особый менталитет того времени. С высоты ХХI века абсолютно странным кажется то, что Эдип не уступает старцу дорогу и даже убивает его по этой причине. Это объясняется тем, что, не смотря на глубокое уважение к старшим,  греки считали недостойным, более того –  унизительным, уступать путь кому бы то ни было. Но кроме этих деталей менталитет того времени предусматривал высочайшее чувство ответственности за свои поступки. Человек, находящийся у власти тем более не мог позволить себе совершать ошибки. Так и Эдипу не дает покоя его проступок, хоть это и был злой рок. Царь четко осознает, что такой правитель не может принести государству пользу. Его терзает чувство вины за бушующий в его городе мор. Это и толкает его на самоослепление, что и в правду даже в голову не пришло бы нынешним правителям.

         Софокл жил во времена «золотого века Перикла». Это время считалось  периодом наивысшего расцвета греческого государства и завершением демократизации демократического строя. В произведениях Софокла я  не уловила демократического настроя в Фивах. Напротив, – там  скорей заметна неограниченная власть царя.

         Процветание государства  так же не отражено, не смотря на то, что Софокл явно интересовался политикой  и сам был председателем союзной  казны. Возможно, это объясняется  тем, что автор хотел резче  показать страдание города от чумы, тем самым, сгущая краски. 
 
 
 
 
 

 

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И  ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ  В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ЭВРИПИДА 

     Во  все времена Эврипида называли «философом на сцене». Не чужда ему была и  наука. О его научных стремлениях  лучше всего говорит отрывок из неизвестной трагедии: « Блажен, кто познал науку, не обращая её ни во вред согражданам, ни на несправедливые дела, но созерцает нестареющий порядок бессмертной природы, - как, где и откуда он возник. У таких людей никогда не бывает помыслов о дурных делах»14. Эти строки показывают, как близок был Эврипид к философским течениям своего времени. С.И. Радциг в своей книге «История древнегреческой литературы» отмечает: «Новейшие исследователи пытались иногда субъективно и односторонне объяснить образ мысли Эврипида, представляя его то рационалистом, то иррационалистом, то реалистом, то идеалистиком, но часто не замечали в нем поэта-художника, который в образах своих героев отражал разные  направления мысли своего времени»15.

        Произведения Эврипида являются энциклопедией того времени; они знакомят нас с общественными настроениями эпохи. И хотя в своих трагедиях  Эврипид углубляется скорее в мир духовный, и политические и исторические моменты в них почти отсутствуют, несколько таковых можно отыскать. Например, есть основание предполагать, что в отдельных эпизодах трагедий Эврипида всё же откликаются политические события того времени.

     - Явно политический смысл носит  трагедия «Андромаха», где в  самом неприглядном виде представлены  спартанцы: Менелай, Гермиона  и Орест. На грубость спартанцев не раз указывается в «Оресте» и бегло в «Просительницах».

     - Грубое поведение фиванцев, которые  в 424 г. после победы над афинянами  при Дели отказались выдать  для погребения тела убитых, представлено  в «Просительницах» как нарушение общепризнанного  нравственного закона.    

     -В  заявлении Иолая от лица Гераклидов, что они никогда не должны  поднимать оружие против афинян, как своих спасителей («Гераклиды», 309-328), нельзя не видеть обвинения  действий Спарты и Аргоса в  первые годы Пелопонесской войны.

        В пору почти не прекращавшихся  войн поэт, конечно, не мог обойти  животрепещущего вопроса войны  и мира. Мифологические сюжеты  на эту тему звучали как  современные. Это можно видеть  в «Гераклидах», в «Финикиянках»,  особенно в «Троянках», где действие разыгрывается на фоне пылающей Трои; в других трагедиях мы видим приготовления или ближайшие последствия войны. Эврипид показывает, что войны затягиваются из честолюбия или по легкомыслию недобрыми вождями на пагубу народа. Ненавидя войну и считая её следствием нечестной деятельности некоторых политиков, Эврипид был, естественно, убежденным поборником мира и эту мысль приводил во многих трагедиях.

Как  прямой отклик событий Пелопонесской  войны 430-427 гг. звучит отрывок из песни  хора в не дошедшей до нас трагедии «Кресфонт», где прославляется богиня мира Ирина:

                  «О, Ирина, сокровищ великих царица,

                    Ты прекраснее всех из блаженных  богов!

                    Уж давно по тебе моё сердце  томится;

                    Но боюсь, что скорей меня бремя трудов

                                  Или старости сломят невзгоды,

                    Чем увижу твой юный чарующий  лик,

                    Чем услышу прекрасные вновь  хороводы

                    И венчанной толпы буду слышать я крик.

                                       О, приди же, царица, приди!

                    Ненавистную смуту от нашего  града 

                    И безумный раздор прочь от  нас отведи:

                               Только  в остром мече им отрада»16.  
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Одним из главнейших критериев оценки любого произведения является моральная ценность. Хорошие книги поучают нас, остерегают, дают повод задуматься над жизненными ценностями. Именно таким талантом обладают произведения многих античных авторов, а в частности произведения Софокла и Эврипида.

     Греческая литература всегда привлекала к себе героикой, высокими гуманистическими17 идеями. «Мужественная простота героев Софокла захватывает и людей нашего времени»- пишет С.И.Радциг.18   Герой Софокла надеется на свои силы и врожденное благородство. Например, Эдип умирает в презрении и одиночестве, но торжество правды после его смерти19, признанное богами, только поднимает его в глазах общества и делает его не гордецом, а мучеником.

     Софокл так же поднимает вопрос смирения, о чем говорит как судьба Геракла, которого за подвиги и страдания принимают в сонм богов20, так и вышеотмеченного Эдипа. Зато и преступник не может уйти от кары богов, которая рано или поздно настигнет его21. Эта кара воплощается в образе Эриний22.

     «В  софокловском сравнении Антигоны с  Исменой и Электры с Хрисофемидой заложен глубокий воспитательный  смысл. Да, человек царь природы, да, дела человека чудесны, да, он способен спорить с богами. Но каким он должен быть, чтобы осуществить эту свою способность? Максимально требовательным к себе, готовым во имя своего нравственного идеала поступиться личным благополучием  и даже пожертвовать жизнью»,- пишет С.Апт.23 Вершина такой педагогической требовательности к человеку - все тот же «Эдип-Царь».

     Софокл  противопоставлял себя Эврипиду, говоря, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Эврипид  – такими, каковы они в действительности. Конечно, это определение нельзя понимать в узком смысле. Характер греческой трагедии, весь её стиль предполагает известную идеализацию, возвышение героев над уровнем заурядных людей. Но Эврипид и в героях старался показать чисто человеческие, иногда весьма низменные свойства. Это снижение и упрощение героев было новшеством в греческой литературе и казалось грубым нарушением установившейся традиции. Тем самым он показывал, что учиться можно не только у героев, а низкие люди существуют не только в далеких странах и вымышленных городах, но и совсем недалеко от нас.

     В трагедии «Ипполит» Эврипид показывает, как поспешны бывают осуждения, и как страдают зачастую невинные.

В своих  произведениях  Эврипид осуждает честолюбцев, эгоистов, тех, кто стремится  к власти любыми путями. «…Противоположностью Ипполиту является образ сильной  личности, которая выше всего ставит свое личное «Я», попирает все принятые законы и хочет подчинить своей воле остальных людей. Эврипид наделяет людей такого рода явно отрицательными чертами. Особенно выразителен образ Этеокла в «Финикиянках». В своей речи он с циничной откровенностью заявляет о своем стремлении к власти (503-510):

Скажу, я, мать, и ничего не скрою:

Готов я ввысь лететь к восходу солнца

Иль в  глубь земли, - когда б возможно было,-

Чтоб  высшую богиню-власть иметь.

И блага  этого я не хочу

Другому уступить, возьму себе.

Ведь  малодушье будет если кто,

Имея  большее откажется и

И меньшее  возьмет », - пишет С.И. Радциг.

     Прочитав  произведения античности, каждый может  почерпнуть из них что-то для себя. Здесь можно найти и самопожертвавшего  правителя, и ревнивицу- жену, наказанного невиновного, эгоиста, жаждущего власти. Все эти образы не редко встречаются в жизни и сейчас. Именно в этом, я считаю, и состоит актуальность древнегреческих трагедий. Каждый должен задуматься, нет ли в данном списке кого-то из окружающих, а главное - его самого. Признавшись, даже самому себе, в своих недостатках человек становится сильнее, а, пытаясь их искоренить - полезнее. Это - первые шаги к лучшему миру вокруг нас.

 

БИБЛИОГРАФИЯ 
 

«Античная драма», Москва, 1970 

«Детская Энциклопедия», т.11 «Язык и литература», Москва, 1976 

Лосев А.Ф.  «Античная  литература», Москва, 1963 

Радциг С.И. «История древнегреческой литературы», Москва, 1982 

Тахо-Годи А.А. «Античная  литература», Москва, 1986 

Тронский И.М. «История античной литературы», Москва, 1983 

Федоров Н.А  Мирошенкова В.И «Античная литература Греции. Антология» ч.1\2 Москва 1989.   

Информация о работе Античный мир в трагедиях Софокла и Эврипида