Особенности русской души

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2015 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

"Умом России не понять" - эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет "Умом России не понять" россияне обрели как бы духовное кредо, многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.
С давних времен у русского народа было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности русской души 5
2. Особенности русского характера 10
Заключение 15
Список используемой литературы: 17

Файлы: 1 файл

Русская душа.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение

"Умом  России не понять" - эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет "Умом России не понять" россияне обрели как бы духовное кредо, многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.

С давних времен у русского народа было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.

Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в мировой политике. История всей русской культуры во многом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное.

Череда переломов, взлетов и падений, отрицаний - все это затрудняло и искажало представление нашего исторического прошлого, нашей духовности. Великая Россия все еще остается уединенной провинцией в жизни мировой и европейской культуры, ее духовная жизнь обособлена и замкнута.

Россию все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Для западного человека Россия все еще остается, каким - то чужим Востоком: то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают его, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Н. В. Гоголь, призывавший своих соотечественников к серьезному изучению своей страны, к постижению души народа со всеми светлыми и темными свойствами приходил к невеселому выводу: "Велико незнанье России посреди России". Россия противоречива. Душа России очень трудно определяется.

Недаром Тютчев сказал о ней:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в противоречивом бытии России факты для подтверждения своей веры.

Мне бы хотелось обратить внимание в своей работе на то, что особенность русского народа совсем не в том, чтобы пребывать в безволии и бессмыслии, наслаждаться хаосом, а в том, что мы призваны и обязаны идти своим путем. Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, наша самобытная духовная культура - из русского сердца, русского сознания, русской свободы.

"Клянусь  честью, - писал Пушкин, - что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал ".

Мне очень бы хотелось подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России. Как бы ни интересен или необычен взгляд на Россию со стороны, очевидно, что настоящий путь к её познанию лежит через проникновение в тайники характера и души русского народа.

 

1. Особенности русской души.

Можно установить неисчислимое количество тезисов и антитезисов о русском национальном характере и русской душе. Наверно, эти странные противоречия будут понятны, если увидеть, что издавна русские стремились к максимализму в идеалах и деятельности, к" абсолюту". Здесь есть доля истины.

Русское национальное сознание сформировалось в таких условиях, когда многим русским людям приходилось жить на пределе духовных сил, опираясь на высшие духовные ценности, в абсолютном значении которых у них не было сомнении. Русская земля - Родина. Бог - Православие. Царь -Государство - Национальное Единство.

Все эти ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно.

В сознании русского народа жило обостренное чувство справедливости, причем не просто справедливости, а чувство высшей справедливости - жить по душе достойно, вознаграждать по совести.

Идеальные отношения между людьми, считал русский человек, должны строиться по душе. Он говорил: "Душа душу знает", "Поговорим по душам" и т.д.

Кстати говоря, в западном мире такое понимание совести и души немыслимо. Понятие " душа всему мера" чуждо западному человеку, представление о совести и доброте для него, как правило, - абстракции. Средний европеец, очевидно, стыдится искренности, совести как "глупости". Русский человек, наоборот, ждет от человека, прежде всего доброты, совести и искренности.

Душа народа - русская правда. Это универсальный национальный критерий души русского человека, не формальное понятие, а абсолютное, как мера добра и совести, абсолютная истина души. "Не в силе бог, а в правде", - говорит русский человек.

Для нас искания правды очень характерно. Причем мы можем сомневаться и искать более точные определения, для таких понятий как любовь, вера, долг, честь.

Александр Сергеевич Пушкин - символ русской культуры, конечно, знал язвы России, критиковал её многочисленные грехи, однако он не терпел предвзятости тех европейцев, кто не хочет" любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы ее". Нападки на наше прошлое Пушкин воспринимал, как оскорбление народа, нравственного достоинства нации, составляющего основу патриотизма.

Пушкин в своей пламенной любви к родине, отчему дому сказал - душа неразделима и вечна с понятиями Родина, Дом и Отечество.

"Русский  народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения  такие человеческие качества, которые  не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... ". Эти слова принадлежат В. М. Шукшину, удивительному неповторимому, истинно народному художнику. Все разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом - познать душу народа русского...

Именно любовью (от сердца) строится совместная жизнь на земле, так как из любви рождается вера и вся культура духа. Русская душа предрасположена к чувству, сочувствию и доброте. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории.

Наша природа, с её далями и облаками, с её реками, лесами, грозами и метелями, создавали красоту, пленявшее сердце, и эта красота вносилась во все - от ткани и кружева до соборов и крепостных строений, в творчество писателей и художников. От этого души становились нежнее, утонченнее и глубже.

Прав был Иван Ильин, когда писал, что самое печальное начнется без веры и любви: ''Без любви русский человек есть неудавшееся существо. Без любви он или лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности. Ни во что, не веруя, русский человек становится существом пустым, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно творческое движение именно любовью и верою".

Потеряв веру, он чувствует, что все "позволено", или старается убедить себя в этом. Но сердце и сознание должны дышать свободно. Русскому человеку свобода была присуща как бы от природы. Эта свобода чувствуется во всем: в певучести нашей речи, в русской одежде и пляске, в русской пище и быту.

 

2. Особенности русского  характера.

В описаниях русского характера приходится сталкиваться все с той же противоречивостью. Вся история России - это непрестанное становление на бескрайних просторах в сложнейших условиях. То же самое можно сказать и о русском характере.

Английский исследователь М. Бэринг писал в своей книге "Русский народ": "В русском человеке сочетаются Петр Великий, князь Мышкин и Хлестаков". Конечно, такое перечисление не исчерпывает противоречивость нашего характера, но лишь образно выражает ее. Можно предложить и другое сравнение - "Братья Карамазовы" как наш коллективный портрет. В каждом из братьев выражен размах положительных и отрицательных черт: бескорыстие любви у Алеши, неудержимость эмоционального порыва Дмитрия, до конца идущая рефлексия (обращение внимания на самого себя) Ивана, подлая маргинальность (поведение человека не соответствует общепринятым нормам) Смердякова.

Мне бы хотелось сначала обратить внимание на те свойства русского характера, которые, прежде всего, бросаются в глаза. Взглянем на себя как бы со стороны, задавшись вопросом: за что нас любят и ненавидят?

"Таинственная  русская душа" поражает как  ее поклонников, так и ненавистников  своей чрезмерностью по отношению  ко всем установленным канонам, своим постоянным выходом за "пределы".

В положительном смысле это воспринимается как широта, размах и открытость души, устремленность к высокому, способность к подвигу и жертве, отсутствие мелочной расчетливости. Отсюда и соответствующие надежды на всемирно-историческую роль России: "Запад, - пишет немецкий автор В. Шубарт в своей книге "Европа и душа Востока", - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям…''.

Мне кажется, можно обозначить одним словом то, что заслуживает внимание и вызывает ненависть, этим словом будет непредсказуемость. В самом деле, чего ждать от русского расчетливым претендентам на манипуляцию людьми или просто добропорядочным обывателям.

Что им великая культура и бессмертные подвиги русского народа - у них перед глазами иной образ "русского" - хмельного, сквернословящего, неопрятного, необязательного, недисциплинированного, склонного к хулиганству и нерационального.

И особый ужас вызывает то, что - в их истолковании - толпы этих вроде бы никчемных людей вдруг организуются своими тоталитарными вождями и все сметают на своем пути, не думая ни о выгоде, ни даже о сохранении жизни - это уже совсем в их головах не укладывается!

Положительные стороны русского характера - это духовность, душевность, и то, что можно обозначить как "единство в многообразии''.

Духовность проявляется в религиозности, в искании высшего смысла жизни, в стремлении к абсолютному совершенству. Религиозность не следует трактовать только как распространенность определенной формы религии - православия (хотя роль последнего, как было показано, очень велика в становлении русской духовности). Она понимается гораздо более широко - как признание существования абсолютных святынь, как стремление причаститься к ним и с ними соразмерять свою жизнь.

Стремление соотнести земную жизнь с высшими ценностями порождает мессионизм и миссионизм, как определенные черты русского национального характера.

Мессия - тот, кто призван принести людям спасение. В православии ли, в идеалах ли коммунизма, в русской ли идее - отечественная духовность всегда видела наш народ таким мессией, указывающим человечеству верный путь. И в этом виделась его историческая миссия, предназначение. Сразу же возникает вопрос: хорошо это или плохо? Достоинство ли это?

Сейчас же отмечу - как бы там ни было и несмотря, ни на что - это, прежде всего достоинство. Духовность и начинается там, где признается что-то более высокое, безусловно, святое по отношению к текущим потребностям (выгоде, комфорту, престижу). И это бесспорно присуще русскому характеру.

Мессионизм без душевности может быть жестоким и фанатичным. В русском характере целеустремленность духовности смягчается широтой души. Душа русского человека открыта миру. Стремление понять и принять другого, отзывчивость на чужую боль и беду (сочувствие, жалость, доброта), терпимость и терпеливость (опять-таки, порой становящиеся чрезмерными, в ущерб себе и начатому делу) - вот в чем проявляется эта душевность.

Перед людьми жесткими, себе на уме, расчетливыми, такой характер бывает беззащитным. Но, в конечном счете, он побеждает и силу, и хитрость, ибо соединение душевности и духовности рождает еще одну особенность русского характера: способность к жертве.

Духовность в единстве с душевностью образуют установочную основу русского характера. Его волевые особенности проявляются в том общем свойстве, которое известно как размах. Что, собственно, стоит за этим словом? Особое отношение к препятствиям. Трудности можно преодолевать системно, целенаправленно, заранее планируя, дотошно вникая в каждую мелочь. Такой подход для русского человека не характерен. Он долго может "лежать на печи", "запрягать", отлынивать и отнекиваться. Но если его раззадорить - горы свернет.

Можно привести великое множество примеров, когда на фоне очевидных прорех и отставании, русский человек вдруг начинает буквально совершать чудеса, причем не только в воинских подвигах. Так, в XIX столетии Россия стала производить ситцы, полотно и сукно, лучше, чем считавшиеся непревзойденными английские материалы.

Я уж не говорю о таких известных вещах, как успехи в освоении космоса, самолетостроении и т. д. И каждый раз в таких случаях приходится слышать: "Ведь можем! Когда захотим..." Взять штурмом, подковать блоху, как Левша, и снова - на печь. Ровной линии, хотя бы нормальных успехов, но во всех сферах жизни - этого у нас, увы, не было.

 

Заключение

Русский человек находится во власти ложной морали, ложного идеала праведной, святой жизни, которые ослабляли его в борьбе с соблазнами.

Русский человек не может существовать без абсолютного идеала. Если он религиозен, он доходит до крайностей аскетизма (пренебрежение нынешним миром или даже его отрицание ради духовного, будущего мира) или ереси (мнение расходящееся с учением церкви). Русский ученый, при его добросовестности и вере в науку, нередко пишет таким ученым языком, что и понять невозможно. Русский общественный деятель хочет пересоздать непременно все, с самого основания.

Русская душа более чутка к мистическим веяниям, она встречается с духами, и русская душа легко поддается соблазну. Дух устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем; к абсолютной свободе, к абсолютной любви ... Жаль только, что в природно-историческом процессе царит относительное и среднее.

И поэтому русская жажда абсолютного, формируя, эту непонятность, неповторимость русского характера на практике, не приводит к единству, создавая перечисленные ранее противоречия.

Но можно ли будет когда - нибудь ввести душу в определенное русло причин и следствий? Верна и глубока мысль Бердяева Н.А. о том, что:

"В строении  души русского человека форма  не овладевает содержанием... Душа расплывается до бесконечной равнинности, уходит в бесконечные дали... Она не может жить в границах и формах... Русская душа способна на радикальные эксперименты, на которые не способна душа европейская, слишком дифференцированная, слишком закованная в пределах и границах... Выработка нравственного характера, выработка духовной мужественности наша главная жизненная задача".

Информация о работе Особенности русской души