Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 00:46, реферат
Заключительным актом величайшего действия в истории человечества явилось два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизации).
Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, возникновение школы, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.
Введение 2
1. Особенности мировоззрения: культы и верования 3
2. Письменность 5
3. Литература 8
4. Мифология 11
5. Архитектура 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Содержание
Введение 2
1. Особенности мировоззрения: культы и верования 3
2. Письменность 5
3. Литература 8
4. Мифология 11
5. Архитектура 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Введение
Заключительным актом величайшего действия в истории человечества явилось два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизации).
Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, возникновение школы, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.
Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от “варварства" к цивилизации.
Под цивилизацией в данном случае будем понимать не только включенность каждого индивида в активную гражданскую жизнь своего общества или сообщества, но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно приобщающихся к культурным благам.
Можно говорить о том, что цивилизациями становятся только высокоразвитые культуры. С возникновением первых развитых культур начинается история человечества. В отличии от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек.
Одной из таких цивилизаций является Месопотамия (Двуречье). Долгое время считалось, что библейские легенды — порождение человеческой фантазии, поскольку в Междуречье не сохранились никаких следов блестящей цивилизации: ни храмов, ни дворцов, ни статуй, ни башен, ни надгробий. Только в XIX веке археологам удалось найти остатки великой культуры древности, которые подтвердили многие легенды.
1. Особенности мировоззрения: культы и верования
В письменных источниках были найдены свидетельства последних отголосков древнего первобытного общества, и на пороге собственно исторической эпохи развитие производительных сил уже вело к постепенному его разложению, а затем к угасанию. Общество, о котором рассказывают письменные источники, это уже классовое общество со сложившейся социальной иерархией, типичной для культуры восточного типа.
Самым древним культом был культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-матерь. К культу богини-матери присоединился культ подчиненного ей бога-мужчины, божества благородия. Корни этого культа таятся в древних шумерских обрядах. Тесная связь населения Двуречья с природой формировала, таким образом, его представления о мире богов, в которых заметно много пережитков анимизма.
Первое место в шумерском пантеоне занимала триада следующих богов: Ан — бог неба, Энлиль — бог земли, Энке — бог воды. Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, “мать всего живого". Существовали также боги земные, подземные и надземные. В шумерском мифе о сотворении мира бог Ан упоминается вместе со своей женой Ки (Земля). Позднее ее место заняла Инанна, любимица бога Анна. Сыном Энлиля считался бог Луны Нанна, покровитель пастухов. Со своей супругой Нингаль он родил сына — бога Солнца — Уту. В аккадском варианте эти боги имели имена: Инанна — Иштар, Нанна — Син, Уту — Шамаш.
Постепенно важное место среди богов занял бог Мардук, первенец бога Эа и богини Дамкины. Он взял на себя роль своего отца в области мудрости и заботы о людях. В вавилонском пантеоне Мардук занял первое место. Другим богом, созданным политическими условиями, был местный этнический бог Ассирии Ашшур, который в ассирийском пантеоне занял место “царя всех богов". Астральный характер шумерских и аккадских богов проявлялся довольно ярко, так как каждый из них отождествлялся с каким-либо из небесных тел.
Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители “Злой семерки", им противопоставлялись “Семь мудрецов” — полезных и добрых демонов. Демонов изображали полулюдьми, полуживотными, добрых — в виде окрыленных пятиногих быков с человеческими головами или в виде людей с птичьей головой и крыльями.
Центром религиозной жизни был храм, который является крупнейшим зданием в каждом поселении. Ядром храма был жертвенный алтарь, святилище. Храм вместе с дворцом был единым центром политической, экономической и религиозной власти, распространявшейся на весь городской округ.
Множество источников упоминает о культуре городов, являющихся важными центрами общественной жизни Шумера. Ур, Лагаш, Урук были богатыми торговыми и культурными центрами. Население Двуречья приписывал о происхождении ремесел богу вод и мудрости Эа. Его почитали как покровителя гончаров, кузнецов, строителей, кораблестроителей, ткачей, вязальщиков, сапожников, чеканщиков. Бог Эа научил людей не только основам письма, наук и искусства, но и возведению городов, храмов, обработке земли, изготовлению орудий труда и необходимого в быту инвентаря.
2. Письменность
Используемая в Древней Месопотамии
аккадско-вавилонская система
письма базировалась на шумерской. Она
восприняла от нее принцип огласовки,
чуждый другим семитским письменностям
(например, финикийско-еврейско
Твердая фиксация в письменности основных гласных (а, и, е, у) являлась большим преимуществом, позволявшим предельно точно передавать живую речь, и семиты-вавилоняне были обязаны этим достижением своим учителям – не относившемуся к семитской семье народу шумеров.
Система письма, употреблявшаяся народами Древней Месопотамии и распространившаяся впоследствии за её пределами, получила название клинописи. Это условное наименование было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
Однако своеобразная графическая шумеро-вавилонская система, резко отличающаяся от египетской или китайской иероглифики (и других видов письменности), не была изначальной.
Древнейшее письмо в Месопотамии, как и всюду, было рисуночным. При этом очень часто один и тот же рисунок (логограмма, или, как говорили прежде, идеограмма) имел целый ряд различных значений.
Например, изображение глаза означало в древней месопотамской письменности не только этот орган, но и производные понятия («лицо», «перед», «передний», «прежний»). Два вертикальных штриха (позднее три вертикальных клина – один большой, а два маленьких), символизирующие струйки воды, обозначали не только «вода», но и «сын». На этом дело не остановилось. Поскольку слово «вода» по-шумерски звучало «а», данный знак стал передавать эту гласную в словах, не имеющих никакого отношения к воде, и превратился в обыкновенную букву – точнее, в слоговой знак, состоящий из одной гласной с придыханием. Большинство письменных знаков превратилось в слоги из двух (согласного и гласного) или трех звуков.
Однако в одном и том же тексте этот простейший знак употреблялся то как буква «а», то как слово «вода» (по-аккадски «му»), то как слово «сын». А ведь это один из самых легких знаков. Бывали случаи, когда один и тот же письменный знак имел до десяти и более значений.
Такая многозначность вызывала огромные затруднения. Чтение текста превращалось иной раз в настоящее решение ребусов, и только опытный и внимательный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Представим себе, что перед нами надпись, в которой после буквы «о» стоит крестик, а затем написано «ность». Мы прочтем «окрестность», а между двумя цифрами тот же крестик прочтем как «плюс». А что если таким способом будут написаны тысячи слов?
Внешний вид знаков все более и более упрощался, и к концу III тыс. до н. э. уже трудно было узнать в них прежние рисунки. Поскольку в Древней Месопотамии основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали форму пластинок, призм, шаров и т. д., то писец, выдавливая очертания схематического рисунка, невольно ослаблял нажим руки, и прямая линия превращалась в клин (горизонтальный, вертикальный или косой). Округлые линии невольно при быстром письме выпрямлялись, и, например, круг, обозначавший солнце, стал напоминать ромб, а позднее превратился в три клина (один вертикальный и два маленьких, примыкающих к нему наискось).
По мнению одних учёных, грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц. Однако другие полагают, что в Древнем Шумере, зная всего 70-80 слоговых знаков, можно было неплохо читать, и подобная «начальная письменная грамотность» была широко распространена.
Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств, требовались грамотные люди. Недостаточно способных и прилежных учеников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель – «владеющий хлыстом».
До нас дошли сотни тысяч месопотамских клинописных текстов, главным образом на глиняных пластинках (таблетках), но отчасти вырезанных на каменных плитах и металлических предметах. Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с литературным и научным творчеством народов Древней Месопотамии.
Как и в других древних странах, это творчество
носит на себе отпечаток религиозно-
3. Литература
Наряду с мифами о богах от народов Древней Месопотамии дошёл созданный при помощи её письменности литературный эпос, который воспевает подвиги героев, обладавших исключительной силой и мудростью, но отличавшихся от бессмертных богов тем, что рано или поздно они должны были подвергнуться участи всех людей и покинуть землю. В этих эпических произведениях скрещиваются различные элементы. Устное народное творчество осложняется добавлениями и толкованиями обрабатывавших его писцов. Воспоминания о реальных исторических событиях и деятелях перерабатываются в литературе Древней Месопотамии с явными преувеличениями и снабжаются сказочными подробностями.
Наиболее характерным следует признать эпический цикл, посвященный величайшему герою Древнего Двуречья – Гильгамешу. Разрозненные эпизоды этого цикла сохранились на шумерском языке. Окончательной систематизации и литературной переделке они подверглись уже после того, как были заимствованы аккадцами, которые создали на своем языке единую поэму о Гильгамеше в 12 частях.
В настоящее время выяснено, что Гильгамеш был исторической личностью. Именно при Гильгамеше город Урук, где он правил, стал главным центром Древней Месопотамии
В аккадской поэме Гильгамеш выступает как своенравный и капризный властитель, заставляющий мужчин строить городские стены, а девушек забирающий в свой гарем. Вместе со своим другом Энкиду он совершает ряд подвигов (например, убивает великана Хумбабу, живущего в кедровом лесу). Сама богиня Иштар, пораженная силой и мудростью Гильгамеша, предлагает ему стать ее супругом, но предусмотрительный герой отвергает ее искания. Он напоминает ей, что она коварно погубила всех своих прежних любимцев.
По просьбе оскорбленной дерзким отказом богини отец ее Ану насылает на Урук небесного быка, который выпивает воды Евфрата и раскалывает своим дыханием землю. Однако Гильгамеш и Энкиду убивают чудовище.
В конце концов борьба с богами оказывается Гильгамешу не под силу. Умирает его друг Энкиду. Мысль о неизбежности смерти угнетает этого величайшего героя литературы Древней Месопотамии, и он отправляется в далекое путешествие с целью обрести тайну бессмертия. Он переплывает океан и добирается до острова, где живет его предок Утнапиштим, который спасся от всемирного потопа и по воле богов обрел бессмертие вместе со своей женой. По их совету Гильгамеш опускается на морское дно и извлекает оттуда волшебный куст, превращающий старца в юношу, но появляется змея и похищает у него это растение.
Основная мысль поэмы сводится к тому, что даже величайший герой не может добиться вечной жизни и должен смириться перед богами.
Наряду с эпическими произведениями литературы Древней Месопотамии до нас дошла шумерская и аккадская лирика.
В честь богов составлялись гимны. В одном из них воспевается солнечный бог Шамаш, карающий преступников, охраняющий всех находящихся вне дома.
В Древней Месопотамии используется также своеобразная литературная форма диалога, которая (как позднее в греко-римской античности) служит для выражения глубоких раздумий о смысле жизни.
Типичным является «Разговор господина с рабом». Какой-то вельможа впал в немилость у царя и советуется со своим рабом о том, что ему делать. Все возможности выхода из жизненного тупика оказываются тщетными. Надеяться на милость царя не приходится, а восставать против него безнадежно. Можно, конечно, забыться, предаваясь, пока не поздно, радостям жизни, можно устроить пир, полюбить женщину, но в этом нет смысла. Пресыщение вызывает муки, а женщина коварна («женщина – это ров, это острый железный кинжал, перерезающий горло человеку»). На помощь бога, по уверению раба, тоже не следует рассчитывать, ибо богу нет дела до человека с его горестями и он глух к мольбам и магическим заклинаниям. В конце диалога разъяренный вельможа грозится убить лукавого раба, который не желает его утешить, но тот спокойно отвечает, что господин не переживет его больше чем на три дня.
В этом диалоге выражена мысль, что вельможа так же бессилен перед царем, как раб бессилен перед вельможей.
Своеобразным литературным жанром Древней Месопотамии, сильнее всего сохранившим черты народного творчества, является басня. До нас дошли рассказы из жизни животных (об орле и змее, о трусливой и хвастливой лисе, о великодушном льве и т. д.).
Информация о работе Особенности мировоззрения: культы и верования