Жертвы и социальные последствия преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2010 в 16:09, Не определен

Описание работы

Введение
1. Учение о жертве преступления
2. Жертва и ее роль в механизме совершения преступления
3. Социальные последствия преступности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная работа по криминалогии.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

      5. величина виктимности может изменяться. Процесс ее роста определяется как виктимизация, снижения - девиктимизация. Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым воздействовать на преступность. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ЖЕРТВА И ЕЕ РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

      Без анализа поведения и личности потерпевшего, его реакций на действия преступника подчас невозможно определить, почему практически одинаковые преступные посягательства со стороны одних  и тех же лиц далеко не всегда приводят к одним и тем же желаемым для преступника результатам. Во многих случаях, особенно при совершении преступлений в острой конфликтной ситуации, между преступником и потерпевшим существует тесное социально-психологическое взаимодействие и последний принимает самое активное участие в возникновении криминогенной ситуации. Такое взаимодействие особенно часто можно встретить при анализе насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере, сексуальных преступлений и некоторых других.

      Уголовный закон РФ содержит ряд указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающим наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого. Так, ст. 61 УК РФ среди обстоятельств, смягчающих наказание, называет противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления. Статья 107 УК РФ говорит об убийстве, совершенном в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. О тех же обстоятельствах говорится в ст. 113 УК РФ применительно к причинению тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.

      В предпреступной ситуации, в которой  будущий преступник «сталкивается» с будущим потерпевшим, создается своеобразная система «преступник - потерпевший», которая является подсистемой более крупной системы - «преступник - ситуация». Жертва - элемент ситуации. Стороны подсистемы взаимодействуют между собой, в связи с чем преступления, «выросшие» из таких ситуаций, можно условно назвать «преступлениями отношений».

      Именно  перед совершением и при совершении преступлений такого рода имеет место выработка каждым участником своих представлений о «противной» стороне и о ситуации в целом.

      Во  многих случаях жертва - активный элемент в предпреступной ситуации и в динамике преступного деяния. Иногда лишь случай решает, кто будет потерпевшим, а кто - преступником; возможно совмещение преступника и жертвы в одном лице; одно и то же лицо в одном и том же эпизоде может быть попеременно и преступником, и жертвой. Так бывает в обоюдной драке или при сведении счетов между конкурирующими преступными сообществами, мести их членам и т.д. Последнее имеет немалое распространение в современном российском криминальном мире, при этом иногда страдают посторонние люди.

      Действуя  как активный элемент ситуации, потерпевший  своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда даже и нежелательны для преступника. Этим нередко объясняется, что вор, грабитель или насильник превращается в убийцу, хотя перед совершением преступления он вовсе не намеревался убивать потерпевшего. В других случаях будущая жертва постоянными унижениями и оскорблениями приводит будущего преступника в аффективное состояние и тем самым провоцирует его на насилие.

      Потерпевшие могут быть совершенно не виновны  в возникновении криминогенной ситуации; виновны в этом так же, как и преступник; даже виновны больше него, например, когда они своими уголовно наказуемыми действиями провоцируют другое лицо на совершение преступления. Разумеется, понятие «вина» применяется здесь в криминологическом смысле и существенно отличается от аналогичного понятия в уголовном праве. О вине потерпевшего можно говорить лишь тогда, когда его поведение способствует возникновению преступного умысла и его реализации. В этом же смысле необходимо понимать и «провокацию» со стороны жертвы, выражающуюся в вызове определенных явлений, побуждений к конкретному действию. Криминогенная ситуация может порождаться и неосторожным поведением пострадавшего.

      Исходя из поведения потерпевшего, ситуации, предшествующие преступлению, можно разделить на четыре группы.

      1. Ситуации, в которых действия потерпевших носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления (насилие и т.д.). Это противоправное или (и) аморальное поведение.

      2. Ситуации, в которых действия потерпевшего носят неосторожный характер, создавая тем самым благоприятные условия для совершения преступления (например, оставление без присмотра личных вещей в таких местах, где относительно велика возможность их похищения). Неосторожность поступков потерпевшего понимается, конечно, не в уголовно-правовом, а в криминологическом смысле.

      3. Ситуации, в которых действия потерпевшего являются правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника (например, правильная критика в адрес человека, нетактично ведущего себя в общественном месте, порождает с его стороны насилие по отношению к сделавшему замечание лицу).

      4. Ситуации, в которых действия потерпевшего не отвечают необходимым требованиям предосторожности, предусмотрительности (профессиональная виктимность: инкассаторы, сотрудники служб охраны, безопасности и др.).

      Разумеется, следует учитывать, что во многих ситуациях поступки потерпевших (и правомерные, и аморальные, и противоправные, и неосторожные) практически не влияют на действия преступника, не препятствуют и не способствуют им. Это как раз те случаи, когда ситуация не играет какой-либо существенной роли в генезисе преступления. Преступник здесь сам является творцом ситуации и ее главным действующим лицом. Потерпевший и его интересы не играют для него большой роли.

      Психологическая предрасположенность стать жертвой означает наличие таких личностных черт, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. К этой же группе нужно отнести тех, кто, обладая психологической предрасположенностью, еще и ведет сомнительный образ жизни, вращаясь среди тех, кто представляет для них опасность. Это - бродяги, проститутки, наркоманы, алкоголики, профессиональные преступники.

      Поведение лиц, которые становятся жертвами преступлений в силу своей профессиональной деятельности («профессиональная виктимность»), ролевых статусов или групповой  принадлежности, чаще всего является невиновным. Это, во-первых, кассиры (инкассаторы), экспедиторы, водители такси, работники милиции, предприниматели, политические деятели и т.д.; во-вторых, те, кто принадлежат к разным национальным, религиозным и иным социальным группам и могут быть подвергнуты насилию во время межнациональных, межрелигиозных (межконфессиональных) и других конфликтов.

      Итак, есть две категории жертвенной предрасположенности: в силу индивидуальных личностных особенностей или групповой принадлежности. Иными словами, виктимность может быть индивидуальной и групповой.

      Жертвами иногда становятся лица, которые по каким-либо причинам «обременительны» для преступника, и убийство является средством уклонения от выполнения обязанностей по отношению к ним, например старые и больные люди, новорожденные, один из супругов, лица, которым преступник должен значительную сумму денег, и т.д. Здесь, таким образом, можно наблюдать острую конфликтную ситуацию.

      Жертвами  убийцы могут быть лица, которые  препятствуют преступнику достигнуть какой-либо цели, в частности мешают совершать преступления. К их числу относятся и лица, охраняющие деньги, ценности или имущество, которыми хочет завладеть убийца.

      Весьма  распространенными взаимоотношениями  между убийцей и его жертвой являются длительные и интенсивные личные, часто интимные отношения. Такие отношения как один из моти- вообразующих факторов бытовых убийств и причинения вреда здоровью развиваются, как правило, постепенно, превращаясь в конфликтное, а затем и в агрессивное поведение.

      Среди форм виктимного поведения, предшествующего  убийствам, следует особо выделить провокацию, т.е. действия потерпевшего в виде угроз, насилия, оскорбления, часто при совместной выпивке. По выборочным данным, 35% убийств и 30% телесных повреждений различной степени тяжести последовало в результате таких действий потерпевших, как побои, издевательства, оскорбления; при этом 57,1% из них были в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

      Формы провокации различны. Активная форма провокации - это обычно действия потерпевшего, создающие большую опасность для его жизни, которую он надеется ликвидировать, рассчитывая на то, что провоцируемое лицо в силу своего социального положения, свойств характера или недостаточной физической силы не посмеет ответить ему насилием. Так нередко случается в армии и местах лишения свободы. При совершении бытовых преступлений часто имеет место ошибочная оценка возможной реакции члена семьи, ставшего объектом провокации. Потерпевшие обычно убеждены в том, что семейные традиции или страх удержат провоцируемого от применения насилия.

      Пассивная форма провокации встречается реже, чем активная, и связана с невыполнением потерпевшим обязанностей, вытекающих из общественных, товарищеских, семейных и иных отношений (например, неуплата денежного долга).

      Провокации  и в той и в другой форме чаще всего имеют длительный характер и протекают в рамках конфликтных ситуаций. Долговременное неприятное воздействие на психику человека «аккумулирует» в нем ненависть и в конечном итоге может привести к тому, что какой-нибудь мелкий инцидент порождает бурную реакцию. Постоянное провокационное поведение жертвы часто предшествует убийству ближайших членов семьи.

      Возможна  несознательная провокация, когда будущий  потерпевший не отдает себе отчета в том, что его неосторожный поступок может вызвать такую реакцию, которая приведет к опасным последствиям. Например, справедливые замечания граждан хулиганам и дебоширам, которые из-за отрицательных ориентации и навыков или черт характера могут расценить такое замечание как оскорбление и повод для мести. В этих случаях «виновность» потерпевшего отсутствует, а преступник поступает в соответствии со своим субъективным представлением о сложившейся ситуации, которую он воспринимает неправильно. Таким образом, нельзя расценивать как провокацию любое поведение потерпевшего, противоречащее интересам преступника.

      Как уже упоминалось, распространенной формой виктимного поведения потерпевшего является его неосторожность. Жертвы убийств (как и многих других преступлений), не понимая конечных последствий своего поведения, не принимают необходимых мер предосторожности и создают ситуации, благоприятные для совершения в отношении них преступлений. Многие жертвы не предвидели, что случайные знакомства в ресторанах, выпивка со случайными, нередко враждебно относящимися к ним лицами, поддержание связей с опасной средой, откровенность о наличии у них значительных денежных сумм, оставление без присмотра и охраны квартир, гаражей и т.д., могут привести к тяжелым для них, иногда даже трагическим последствиям.

      Провоцирующее или неосторожное поведение потерпевшего, разумеется, может привести к совершению не только убийств, но и других преступлений против личности, в том числе изнасилований.

      Ежегодно  жертвами изнасилований и покушений на них становятся 40 - 45 тыс. женщин, однако латентность названных преступлений очень велика, особенно в современных условиях, когда достаточно просто подкупить потерпевшую или запугать ее.

      Изнасилованиям  нередко предшествует неосторожное, двусмысленное поведение женщин, их недостаточная разборчивость в знакомствах и т.д. Как показывают специальные исследования, значительная часть изнасилований совершается случайными знакомыми потерпевших, с которыми они, как правило, знакомились в тот же день или накануне и о которых не знали ничего, кроме имени. Этому преступлению обычно предшествовало совместное употребление спиртных напитков.

      По  данным криминологов Санкт-Петербурга, 38,6% жертв изнасилования находились в момент посягательства в нетрезвом состоянии, причем 92,8% из них употребляли спиртные напитки вместе с будущим насильником. А в 13% случаев поведение самой потерпевшей давало толчок к совершению изнасилования (назойливое приставание).

      Провоцирующее поведение потерпевшей по делам  об изнасиловании заключается, как правило, в том, что женщина допускает создание ситуации, в которой она на основании здравого смысла должна была бы предвидеть возможность совершения полового акта. Основанием для такого предвидения могут быть как внешние условия, в которых женщина находится с мужчиной (например, уединение), так и их эротическая настроенность. «Провокация» со стороны женщины может быть и неосознанной, когда вследствие молодого возраста, неопытности или излишней доверчивости она не осознает провоцирующего характера своего поведения.

Информация о работе Жертвы и социальные последствия преступности