Жертвы и социальные последствия преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2010 в 16:09, Не определен

Описание работы

Введение
1. Учение о жертве преступления
2. Жертва и ее роль в механизме совершения преступления
3. Социальные последствия преступности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная работа по криминалогии.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

      В литературе справедливо отмечается, что именно недостаточно благовидное поведение потерпевшей, в определенной мере спровоцировавшей изнасилование, приводит к тому, что многие потерпевшие не сообщают в органы юстиции об этом преступлении.

      Потерпевшие обычно играют значительную роль при  совершении таких преступлений, как криминальный аборт и заражение венерическими заболеваниями. За редким исключением, когда инициатором криминального аборта выступают близкие потерпевшей, именно потерпевшая проявляет настойчивость, добиваясь производства такого аборта.

      Как показывает изучение дел о заражении  венерическими заболеваниями, поведение потерпевших почти всегда заслуживает отрицательной оценки. По сути, почти все они жертвы собственной нечистоплотности в интимных вопросах; для многих из них случайные связи - норма поведения. Так, по данным Д.В. Ривмана, имели более или менее длительное знакомство с носителем болезни только 9,5% потерпевших, заразились от случайных знакомых, которых знали один-два дня,  - 52,4%, совершенно не были знакомы до вступления в половую связь - 38,1%. Во время полового контакта только 33,3% были в трезвом состоянии.

      Аморальное, в ряде случаев противоправное поведение  потерпевших имеет криминогенное значение и при совершении хулиганства.

      Потерпевшие от хулиганства часто сами были в  нетрезвом состоянии, что в ряде случаев имеет прямое отношение к развитию криминальных ситуаций. К ним следует отнести приставание, которое повлекло ответные действия, причинившие вред потерпевшему, развязывание драк, оскорбительные действия, т.е. такое поведение потерпевшего, которое в большей или меньшей степени повлекло ответные действия, вылившиеся в совершение хулиганства, связанного с причинением ущерба. Активность потерпевшего в различных случаях может быть самой разной: от провоцирования скандала, драки до неправильного реагирования на поведение другого лица, также приведшего к причинению вреда.

      При совершении краж, грабежей и разбоев  виктимное поведение потерпевших иногда проявляется в форме совершения неосмотрительных поступков, непринятия необходимых мер предосторожности. Оно может выражаться и в форме аморального поведения, например в доведении себя до бесчувственного состояния путем злоупотребления спиртными напитками. Такое поведение можно назвать неосторожной «провокацией» потерпевшего.

      Разумеется, виктимное поведение потерпевших, которое способствовало совершению корыстных преступлений, ни в коем случае не свидетельствует о невысокой общественной опасности виновных и не может расцениваться как обстоятельство, всегда смягчающее их ответственность.

      Виктимологическая профилактика - одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия направлены не на поведение преступника, а на поведение жертвы. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих «виновное» поведение жертвы, установление людей, составляющих группу криминального риска, и применение к ним профилактических мер. Виктимологическая профилактика может осуществляться как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп (например, с помощью средств массовой информации), так и конкретных лиц, т.е. профилактические усилия здесь различны по своим масштабам. При этом названная профилактика должна осуществляться одновременно с выявлением лиц, могущих стать на преступный путь, и воздействием на них. Данное обстоятельство тем более важно подчеркнуть, что нередко будущие жертвы вращаются в том же порочном криминальном круге, что и будущие преступники. Вот почему необходимо изучение уголовной субкультуры, социально-психологических и иных процессов, протекающих в ее рамках.

      Необходимо  отметить, что речь идет не только о  том, чтобы вовремя пресечь аморальное, неосторожное или противоправное поведение людей, которое может дать повод к совершению преступления, создать для него условия. Разумеется, соответствующая деятельность очень важна и она должна быть самостоятельным направлением в борьбе с преступностью. Вместе с тем виктимологические усилия должны быть сосредоточены и на потерпевших, которым грозит опасность со стороны подозреваемых (обвиняемых, осужденных) и их сообщников, а также и на свидетелях по уголовным делам и сотрудниках правоохранительных органов. По этому пути идет мировая практика, имеется законодательная система защиты жертв преступлений, создаются фонды для оказания им материальной помощи, центры психологической поддержки, потерпевшим предоставляется жилье, в котором они могли бы скрываться от преступников, и т.д. К сожалению, такая работа в России еще только начинается.

      По  справедливому мнению А.И. Алексеева, мероприятия вик- тимологической профилактики могут быть сведены в две основные группы. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда (распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д.). Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать  в ней внутренние защитные возможности (беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.).

      Характер  мер виктимологической профилактики зависит от того, каковы особенности  тех, кому адресованы соответствующие  меры, время, место, способы возможного совершения преступлений, предполагаемые действия преступника и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

      Криминология  давно изучает вопрос о социальных последствиях совершенных преступлений, т.е. социальных в самом широком плане, поскольку в качестве последствий нужно рассматривать, например, и необратимые негативные изменения здоровья человека в результате преступного посягательства. Такие изменения влекут за собой социальные последствия – материальны, нравственные, психологические.

      Учет  социальных последствий преступности должен включать не только совокупный вред  в масштабах всего обществу или даже отдельного населенного пункта. Необходимо иметь в виду и индивидуальный ущерб, наносимый конкретным людям, их здоровью, психике, нравственности, престижу, жизненным планам и т.д. Некоторые из таких последствий плохо поддаются учету или вообще не поддаются ему. 

      Общественно опасные последствия преступлений можно рассматривать в качестве одной из основных характеристик преступности в данной стране или в данном месте (городе, регионе и т.д.), а также как показатель состояния профилактической работы, борьбы с преступностью в целом, возможностей общества и государства снизить или нейтрализовать ущерб, наносимый преступными действиями. Очевидно, что своевременно принятые надлежащие меры способны существенно ослабить отрицательные последствия названных действий. Так, непринятие мер по установлению лиц, совершающих в данном районе кражи или разбои, как правило, увеличивает их опасность, поскольку преступники, почувствовав свою безнаказанность, начинают действовать с большим размахом и дерзостью, могут посягать при этом на жизнь и здоровье людей. Вовремя не обнаруженные серийные насильники и серийные сексуальные убийцы, как показывает практика, начинают действовать со все возрастающей жестокостью и частотой. Те же результаты наступают, если обвиняемые (подозреваемые), личность или преступления которых представляют немалую общественную опасность, своевременно не изолируются от общества.

      Вот почему неплохие показатели борьбы с  преступностью, взятые в отрыве от устранения реального вреда, причиненного преступными действиями, нельзя расценивать в качестве положительного результата правоохранительной деятельности.

      Материальный  ущерб от совершенных преступлений, даже если судить по официальной статистике, чрезвычайно велик, но в действительности он еще больше, поскольку финансовый и иной урон очень часто никак и никем не учитывается, тем более что скрываются сами корыстные преступления. По данным МВД России, ущерб от преступлений в сфере экономической деятельности составляет 13 - 14 млн руб. По оконченным расследованием уголовным делам наложен арест на имущество всего в 11,7 % случаев, изъято имущества, ценностей, добровольно погашено лишь 45,4% нанесенного ущерба.

      Очень важно классифицировать социальные последствия преступлений. Классификационные схемы могли бы включать такие «разделительные» признаки:

      1. Содержание наносимого преступлением  ущерба. Оно может быть материальным, психологическим, психическим (нанесение вреда психическому здоровью), соматическим (нанесение вреда физическому здоровью)), оно, наконец, может быть лишением жизни. Обязательно нужно иметь в виду нравственный вред, поскольку преступление всегда посягает на нравственные устои общества, правда, с разной интенсивностью. Нравственный вред наиболее масштабен. К нему тесно примыкает ущерб, наносимый культурным, религиозным, национальным ценностям, политике государства и его отдельных автономных субъектов.

      Не  все преступления посягают на нравственность и не все, конечно, имеют психотравмирующий, эмоциональный эффект. Чаще всего это насильственные преступления, посягающие на человека и интимные стороны его жизни. Естественно, одно и то же преступление может одновременно нанести все перечисленные виды ущерба.

      2. Объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред: человек, малая социальная группа (в первую очередь семья), система правосудия, экономика, государственная власть и др.

      3. Тяжесть наступивших последствий  в результате преступного посягательства: от лишения человека жизни до незначительного материального ущерба при краже или переживания, наступившего вследствие нанесенного оскорбления. Далеко не каждый ущерб может найти точное денежное выражение, особенно если он нравственного, религиозного и т. д. характера, если преступление посягает на жизнь, здоровье или достоинство человека.

      4. Время наступления общественно  опасных последствий. Реальный  вред может наступить непосредственно  за преступным деянием, или  много лет спустя после него. Например, у близкого родственника убитого душевное заболевание может наступить через значительный промежуток времени после убийства; жестокое обращение с ребенком может привести к весьма отдаленным криминологическим последствиям, когда уже взрослый человек, бывший в детстве жертвой такого обращения, начинает проявлять насилие по отношению к своим детям или своим уже престарелым родителям.

      5. Последствия преступления как  фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета.

      В затронутом аспекте насилие особенно опасно тем, что практически всегда влечет за собой новое насилие, во-первых, создавая общую атмосферу вражды, ненависти и недоверия, во-вторых, вызывая ответные агрессивные акты мести. Второе достаточно ясно видно при анализе убийств из мести, в том числе кровной, а также случаев политического, религиозного и националистического терроризма. Мощным криминогенным фактором могут быть и корыстные преступления: например, хищения имущества на предприятии, если для их пресечения не предпринимались необходимые меры, с течением времени начинают приобретать массовый характер. В их совершение оказываются втянутыми и те лица, которые занимают высокое должностное положение.

      6. Сфера жизнедеятельности людей,  где имеет место нанесения  ущерба. Такой сферой могут быть  высшие и низшие уровни государственной власти и государственного управления, производство, финансы, предпринимательство, семья и ее окружение, интимная жизнь человека и т.д. Можно сказать, что сферы, где фиксируются социальные последствия преступности, полностью совпадают со всеми сферами жизнедеятельности людей. Ими могут быть даже такие, казалось бы, отдаленные от преступности, сферы как искусство и наука. Но, во-первых, и в этих последних могут совершаться преступления, что, впрочем, происходит сравнительно редко; во-вторых, работники искусства и литературы становятся жертвами преступных посягательств; в-третьих, чем больше средств расходует государство на всю деятельность по борьбе с преступностью, тем меньше их остается для нужд искусства и науки.

      Сказанное позволяет четко различать социальные последствия отдельных преступлений и социальные последствия преступности в целом. Об общественно опасных последствиях (они являются наиболее существенной частью социальных последствий преступлений) уголовное законодательство упоминает неоднократно. В некоторых случаях без упоминания самого слова «последствия», закон говорит о конкретном вреде, причиняемом здоровью, имуществу или другим охраняемым правом ценностям.

      Стремясь  определить возможные социальные последствия  преступлений, в расчет, очевидно, следует принимать такие последствия, которые: а) имеют значение для наличия состава преступления и результат как бы определяет юридическое содержание данного состава; б) могут выступать в качестве криминогенного фактора, то есть способны порождать новые преступления; в) могут быть учтены в той или иной форме (в том числе в области теории), но не обязательно обрести стоимостное выражение; г) могут иметь значение для криминологического прогнозирования.

Информация о работе Жертвы и социальные последствия преступности