Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2016 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Понятие «личности», как человека, носителя социальных и морально - психологических свойств с его индивидуальными качествами, способностями и реализуемыми им социальными функциями, с позиций своего предмета определяется многими науками - правом, философией, социологией, психологией и другими.
Личность происходит от латинского слова «persona». Изначально этим словом обозначались маски актеров древнегреческой драмы1.
Личность является приобретением человека в результате непрерывного сложного социального развития.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Наташа испр.docx

— 115.04 Кб (Скачать файл)

4) основанные на данных  об интенсивной преступной деятельности: повторность и рецидив (многократный, специальный, особо опасный);

5) основанные на данных  о состоянии личности на момент  совершения преступления: наркотическое  возбуждение, алкогольное опьянение, в составе преступной группы, во время отбывания наказания  в исправительно-трудовом учреждении, находясь под административным  надзором и так далее.

 

1.4 Соотношение понятий «личность преступника» и «преступная личность»

 

Проанализировав понятия «субъект преступления» и «личность преступника» можно отметить, что данные понятия близки по смыслу, но не совпадают по содержанию и имеют различное уголовно-правовое значение. Субъект преступления — это элемент состава преступления, который характеризуется совокупностью обязательных признаков. «Личность преступника» более ёмкое понятие. Понятие личности преступника включает биологическую и социально-психологическую характеристику лица, совершившего преступление, которая определяет его как индивида. Признаки субъекта преступления четко названы в уголовном законе и обязательно должны быть установлены судом уже на стадии привлечения лица к уголовной ответственности, содержание же признаков личности виновного не конкретизировано законодателем и оставлено на усмотрение суда, что представляет известные сложности для их установления, оценки и учета судом при назначении наказания.

Одним из важных теоретических вопросов уголовного права является отличие понятий «субъект преступления» и «личность преступника». Отождествление или подмена рассматриваемых понятий, скорее всего, обусловлены весьма ограниченным вниманием ученых-криминалистов к самой проблеме субъекта преступления, занимающей важное место в уголовном праве. Это подтверждается и весьма редким изданием научных работ по данной проблематике за достаточно длительный период27.

 Субъект преступления  как уголовно-правовое понятие  по своему содержанию более  конкретно по отношению к понятию  «личность преступника», так как  ограничено законодательными признаками (физическое лицо, вменяемость и  возраст), которые имеют уголовно-правовое  значение для лица, совершившего  преступное деяние.

Вместе с тем, несмотря на очевидность самого положения, что субъектом преступления может быть лицо, которое совершило преступление, а «личность преступника» — более объемное понятие, тем не менее, точки зрения на этот счет в юридической литературе самые разные и спорные. Встречающееся в литературе отождествление понятий «личность преступника» и «субъект преступления» свидетельствует  об упрощении данной проблемы28.

П.С. Дагель подчёркивал, что понятия «субъект преступления» и «личность преступника» имеют различные функции. При этом первое понятие характеризует одно из условий уголовной ответственности, а второе отражает индивидуализацию уголовного наказания29. Понятие «субъект преступления» отвечает на вопрос, кто может нести ответственность за совершенное преступление. Понятие же «личность преступника» дает ответ, какую ответственность должно нести лицо, совершившее преступное деяние.

Личность преступника как более широкое понятие включает в себя, помимо признаков субъекта преступления (вменяемости и возраста), еще и самые различные характеристики и особенности, которые лежат за пределами состава, но обязательно учитываются судом при вынесении приговора за совершенное общественно опасное деяние. При этом исследуется личность преступника в ее взаимодействии с социальной средой и наряду с социально-демографическими данными: возраста, пола, социального положения, образования, рода занятий, профессии, семейного положения, жилищных и материальных условий и ряда других признаков.

В уголовном законе личность преступника выступает как одно из оснований индивидуализации уголовного наказания  (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Вместе с тем следует отметить, что отдельные свойства личности преступника находят свое отражение и в перечне смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств или применения условного осуждения (ст. 73 УК РФ).

Таким образом, признаки субъекта преступления являются частью состава преступления и необходимы для установления наличия оснований привлечения лица к уголовной ответственности. Следовательно, все признаки субъекта преступления (в том числе признаков специального субъекта, если это необходимо) должны быть установлены до принятия решения о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ.

В отличие от субъекта преступления, признаки личности преступника лежат вне состава преступления и должны быть установлены и учтены судом уже после признания лица виновным в совершении преступления, а именно при назначении ему наказания. Личность преступника является одним из важнейших средств индивидуализации наказания и суд в каждом случае вынесения обвинительного приговора должен учитывать собранные данные о личности подсудимого при выборе вида и размера уголовного наказания. 

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что понятия «субъект преступления» и «личность преступника» отличаются не только по содержанию, но и по выполняемым ими функциям.

 

 

 

2 Механизм индивидуального преступного поведения  и его место в характеристике личности преступника

 

2.1 Понятие и структура механизма преступного поведения

 

«Поведение» является базовой категорией всех наук о живой природе и обществе. Тем не менее, представители отдельных отраслей научного знания отмечают отсутствие научной строгости в употреблении термина «поведение». Многие исследователи определяют рассматриваемую категорию через ее отношение к категории «активность»30. В.А. Петровский обозначил поведение как внешнее проявление активности, а последнюю - как деятельное состояние субъекта, детерминированное внутренне, со стороны его отношений к миру, и реализуемое вовне, в процессах поведения31. «Внешнее» - одна из наиболее упоминаемых характеристик при определении поведения. В психологических словарях поведение трактуется как извне наблюдаемая активность живых существ.

Существенной характеристикой анализируемого феномена является то, что поведение выступает как форма взаимодействия, связи живых существ со средой.

Специфика поведения человека заключена в особенностях среды его существования, которая является социальной, а человек приобретает свое социальное качество, фиксируемое в категории «личность». Анализируя содержание понятия «поведение» А.Ф. Зелинский заключает, что поведение как нравственная и правовая активность личности отражает отношение личности к другим людям, к обществу, к самому себе32.

А.В. Шеслер подчеркивает, что интегральной и доминирующей формой поведения человека является социальное поведение, воплощающее связь личности с социальной средой. Вариативность форм социальных связей и отношений личности определяет разнообразие видов социального поведения. Основаниями для их классифицирования, по мнению ЕА.В. Шеслер, могут послужить такие параметры как «активность - пассивность личности», «время осуществления», «способ выражения», «социальная структура общества», «субъект социального поведения», «система общественных отношений». Используя последний из перечисленных классификационных критериев, автор выделяет производственное, экономическое, социально-политическое, правовое, нравственное и религиозное поведение33.

Важной характеристикой поведения человека является отношение к норме, степень соответствия ей. С этой точки зрения все многообразие социального поведения объединяет общий признак - нормативность, т.е. регулируемость определенными нормами. Включаясь в систему социальных отношений, личность, а также ее поведение становятся объектом этической, моральной, правовой и иных оценок и регуляции. В основу выделения ценности какого-либо элемента поведения личности (поведенческого акта, действия, поступка, деяния) обычно вкладывается его сопоставление с определенной целью, зафиксированной в правиле, норме или другом образце поведения, имеющем более общее значение. Оценочные суждения позволяют судить о поведении человека под углом ценности его субъективных побуждений и общественно значимых последствий. На основании сопоставления действий человека с нормативными образцами, зафиксированными в моральных правилах, эстетических канонах, социальных, правовых предписаниях и т.д., его поведение расценивается обществом как «должное», если оно не идет «вразрез» с установленными обществом образцами поступков, правилами, а человек руководствуется ими в своей повседневной деятельности. В то же время поведение людей, не совпадающее с теми образцами, которые даны в нормах, нарушающее общепринятые правила, квалифицируется как «отклоняющееся»34.

Так, на основе социальных норм и посредством социального контроля осуществляется регуляция поведения личности в соответствии с интересами общества и определенных социальных групп. Социальная норма есть стандарт поведения, предписание способа и формы поведения. По мнению В.Н. Кудрявцева в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое отражает типичные социальные связи и отношения, характерные для большинства членов социальной группы, одобряется ими и встречается наиболее часто35. А.Г. Караяни определяет социальную норму как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества36.

Социальные нормы различны по своему содержанию, механизмам распространения и сферам действия, форме санкционирования. Существуют социальные нормы макрогруппы - этнические, политические, правовые, культурные, моральные, а также нормы как формализированных в какой-либо структуре общности, общества в целом групп, так и неорганизованных групп. Последние А.И. Долгова обозначает как социально-психологические нормы, они не носят всеобщего характера, производны от социальных норм и отражают и характер, содержание, форму общих норм, и специфику группы - характер, форму, содержание отношений, зависимостей между ее членами37.

Как уже отмечалось выше, к социальным нормам, т.е. к тем, что определяют основные параметры поведения в наиболее важных для общества или социальной группы сферах и отношениях, относятся правовые. Как разновидность социальных норм правовая норма выполняет важные функции.

Как любая норма правовая является сознательно-волевым общим правилом поведения людей, установленным для обеспечения определенной целенаправленности их практической деятельности в социуме. Вместе с тем, норма права обладает специфическими признаками, отличающими ее не только от других норм вообще, но и от социальных норм. Норму права можно охарактеризовать как установленную или санкционированную государством и охраняемую им норму общеобязательного поведения людей как участников регулируемых ею общественных отношений.

В.Н. Кудрявцев определяет три характерные особенности норм права в поведенческом аспекте. Во-первых, по мнению автора, правовая норма содержит описание основных признаков акта поведения (поступка или деятельности индивида или коллектива). Это так называемое «материальное содержание» нормы. Во-вторых, предусмотренная в норме модель поведения сформулирована непассивно: правовая норма указывает на отношение государства к этой модели и соответственно предписывает, дозволяет или запрещает описанное в ней поведение, что составляет «юридическое содержание» нормы. В- третьих, почти каждая правовая норма закрепляет не одну, а несколько моделей поведения, регулируемых правом38.

Таким образом, нормы права являются моделями поведения, которые создаются законодателем в целях оптимального регулирования поведения людей. Автор выдвигает гипотезу о закреплении в нормах права лишь определенных признаков (элементов) поведения: уровней поведения (телодвижений, действий, операций, деятельности) и элементов генезиса поступка (мотивации поступка, планирования и принятия решения, исполнения); и полагает, что правовая норма прямо моделирует определенный уровень поведения, вместе с тем оказывая косвенное воздействие на смежные уровни.

К. Бартол, рассуждая о возможностях правового воздействия, утверждает, что оно рассчитано не на непосредственно процессы функционирования субъектов права, не на внешние поведенческие акты, а на внутреннюю «поведенческую» структуру, на свойства личности, представляющие ее поведение. Право, как утверждает ученый, непосредственно воздействует на процесс перевода внешнего (нормы права) во внутреннее (интериоризация правовых предписаний) и далее внутреннего (сложившейся «поведенческой» структуры личности) во внешнее (поведение человека)39.

Принцип детерминизма как общенаучный и главный объяснительный принцип научного познания, конкретизируемый в развитой Л.С. Выготским40 и другими идее о воздействии внешних причин посредством внутренних условий, реализуем при рассмотрении факторов регуляции социального поведения личности. Социальные нормы и, в частности, нормы права являются универсальной формой выражения внешних факторов регуляции поведения: социальных, социально-психологических явлений.

В системе их воздействий личность выступает как объект социальной регуляции общественными отношениями, мнением, настроениями, социально-экономической ситуацией, традициями, средствами массовой информации, большими и малыми социальными группами и их явлениями, а также многими другими факторами. Можно, на наш взгляд, говорить о макросоциальном и микросоциальном детерминизме поведения. В роли первого выступают объективные формы социального бытия, культуры, тогда как последний - это межличностный уровень детерминационных отношений.

Усвоение общественных норм наиболее эффективно, если они неотъемлемо включаются во внутренний мир личности. При этом личность вырабатывает собственные - личностные нормы, формы социального поведения, позицию в системе социальных взаимодействий. Как справедливо отмечает А.В. Шеслер, в диалектике внешних и внутренних детерминантов личность выступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения. Именно личность в совокупности свойств и качеств, по сути, является высшим регулятором социального поведения. Все психические явления выполняют регулятивную функцию, но специфическими феноменами саморегуляции поведения можно назвать мотивационные процессы и переменные, сознание и самосознание личности. К механизмам же саморегуляции исследователи относят самооценку, самоконтроль, планирование и прогнозирование собственного поведения, личностное самоопределение, психологическую защиту, жизненные планы личности и другие. Исходя из системного представления о личности, можно утверждать, что «внутренние» детерминанты социального поведения являют собой связанное целое, что закономерно вызывает необходимость системного анализа его регуляции41.

Информация о работе Личность преступника