Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2016 в 17:39, курсовая работа
Понятие «личности», как человека, носителя социальных и морально - психологических свойств с его индивидуальными качествами, способностями и реализуемыми им социальными функциями, с позиций своего предмета определяется многими науками - правом, философией, социологией, психологией и другими.
Личность происходит от латинского слова «persona». Изначально этим словом обозначались маски актеров древнегреческой драмы1.
Личность является приобретением человека в результате непрерывного сложного социального развития.
Понятие «личности», как человека, носителя социальных и морально - психологических свойств с его индивидуальными качествами, способностями и реализуемыми им социальными функциями, с позиций своего предмета определяется многими науками - правом, философией, социологией, психологией и другими.
Личность происходит от латинского слова «persona». Изначально этим словом обозначались маски актеров древнегреческой драмы1.
Личность является приобретением человека в результате непрерывного сложного социального развития.
Существует большое количество формулировок, определяющих личность. В основном они предполагают различные варианты раскрытия социальной сущности человека.
Так, например, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих2.
Личность в наиболее широком смысле есть общий итог того, что человек может назвать своим, то есть не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащее ему платье и дом, жену и детей, предков и друзей, свою добрую славу и творческие произведения3.
Или «личность - специфически социальная характеристика конкретного действующего мыслящего и чувствующего человека4.
Личность - человеческий индивид, поскольку он - как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками - предстает соединенным с другими же такими же человеческими индивидуумами и узнает об их манере общения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениями и ценностям5.
Дискуссия о понятии личности нескончаема, между тем универсального и общепринятого определения не существует. Бесконечно много и теорий, определяющих личность. Наиболее популярными теориями являются – теории: Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Джулиана Роттера, Ганса Айзенка, Эрика Эриксона и др.
Большинству исследователей личность представляется сложноорганизованной структурой, где воедино взаимосвязаны такие компоненты, как «факторы», «уровни», «стороны», «свойства», «качества», «отношения», «формы поведения», «психическое развитие», «развитие личности», «индивидуальность», «социальные роли», «установки» и т.д.
Криминологическое понятие личности это частный случай изучения личности человека - человека, совершившего преступное деяние. Принимается во внимание не столько конкретный индивид, совершивший преступное деяние, сколько общее, типичное, характеризующее подобных лиц. Это понятие абстрактное, оно выражает не только сущность такого аморфного явления, как среднестатистическое лицо, совершившее преступление, сколько служит криминологической формулой или моделью изучения преступников и в целом лиц, совершивших преступление6.
При
этом употребляется достаточно много
терминов синонимичных термину «личность
преступника» - «криминогенная личность»,
«девиантная личность», «антисоциальная
личность», «преступная личность», «личность,
совершившего преступление», «личность,
виновная в совершении преступления»,
«личность виновного», «преступник» и
др., а также родственных рассматриваемому
понятию - «административно-
Криминологическое исследование осуществляется для выявления тех особенностей личности, которые порождают и способствуют противоправной деятельности, а также имеют значение для предупреждения преступности в целом и ее отдельных видов. В этом проявляется единство факторов, механизма преступного поведения, личности преступника и предупреждения преступлений.
В трудах
отечественных ученых личность преступника
рассматривалась в различных аспектах:
с позиций философского осмысления «механизма»
детерминации преступного поведения (Г.А.
Аванесов, В.Н. Кудрявцев), в плане социально-психологического
Существующие понятия личности преступника охватывают биогенетический, психофизиологический, социально-психологический и уголовно-правовой уровни. Основные из них условно их можно разделить на шесть групп.
К первой группе мы относим обобщенные трактовки, представленные в исследованиях Г.А. Аванесова, который определяет личность преступника «как личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности»7, С.М. Иншакова: личность преступника есть совокупность отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили (или могли обусловить) совершение человеком преступления8.
Аналогичная формулировка у Я.И. Гилинского - личность преступника это комплекс черт, свойств, признаков, совокупность которых дает возможность составить полное представление о лице, совершившем преступление9.
Вторую группу образуют точки зрения, учитывающие влияние социальных условий на личность. Так, В.Д. Малков считал, что личность преступника - определенная совокупность всех тех социально значимых признаков, свойств, связей и обстоятельств, которые в сочетании с иными условиями и обстоятельствами влияют на совершение преступления10.
Более конкретные определения личности преступника, как бы объединяющие предыдущие точки зрения представлены третьей группой ученых. Так, личность преступника - это социальная сущность лица, сложный комплекс характеризующих его черт, проявлений, связей, его внутренний нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями в той или иной мере определившими совершение преступления11.
Понятие, разработанное Ю.М. Антоняном с соавторами, наиболее полно охватывает и тех, кто совершил умышленные преступления, так и тех, кто виновен в неосторожном деянии, содержит перечень признаков, которые должны быть предметом криминологического познания. Это личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественного опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата12.
Отдельные учёные считают, что нет нужды в разработке понятия личности преступника. Они образуют четвертую группу мнений. Основное свойство, отличающее личность преступника от непреступника, - это нарушение уголовного закона. Поэтому вполне достаточно понятия «субъект преступления», под которым подразумевается общественно опасное вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, виновно совершившее преступление, предусмотренное уголовным законом. Этой точки зрения придерживается В.Н. Бурлаков: понятие личности преступника характеризует лишь субъекта преступления, как уголовно-правовую категорию13. Схожая позиция и у тех ученых, считающих преступной ту личность, для которой преступление стало основным полем деятельности14.
Сторонники иной позиции, стоят на том, что подменять понятие «личность преступника» понятием «субъект преступления» недопустимо. Личность преступника является кроме того, что более широким, но и абстрактным понятием, образованным в результате вычленения из статистического массива наиболее существенных криминогенных черт15. Такое понимание личности преступника обладает большими объяснительными возможностями, даёт основания для построения типологий, разработки оптимальной индивидуальной профилактики преступлений.
Вместе с тем, ряд авторов отрицает существование особой личности преступника. Они формируют пятую группу мнений.
Например, Я.И. Гилинский рассуждает следующим образом: «Есть ли хотя бы какое-то рациональное криминологическое зерно в рассуждениях сторонников «личности преступника»? Да, есть. Но оно состоит, по моему мнению, не в том, чтобы искать свойства и признаки (либо совокупность таковых), характеризующие «личность преступника» и только преступника, а в понимании того, что различные поведенческие формы (в том числе «негативные», отрицательно оцениваемые обществом) по-разному проявляются в зависимости от многих социально-демографических и психологических свойств». Он также не склонен выделять личность преступника как особый криминогенный тип личности16.
«Лица, определенного пола, возраста, образования, социального положения, тех или иных интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических качеств имеют относительно большую или меньшую вероятность оказаться среди совершивших те или иные преступления»17. Однако подобный подход не учитывает внешние факторы, влияющие на формирование личности.
Приверженцы шестой точки зрения настаивают на том, что «нельзя провести четкую грань между правонарушителями и законопослушными людьми. Подобная дихотомия - это чрезмерное упрощение. Противоправность не является свойством человека, его отличительной чертой, присущей либо не присущей ему, а, скорее, особенностью любого человека, выраженной у него в большей или меньшей степени». Все люди несут как социальные, так и антисоциальные качества, «склонность к совершению преступлений обнаруживается во всем мире и имеет место во всех обществах прошлого и настоящего»18.
Рассмотренные точки зрения не являются исчерпывающими, но дают представление о дискуссии, посвященной личности преступника в широком смысле, т.е. они охватывают круг лиц, нарушивших уголовный закон в любой форме, иными словами за основу понятия личности преступника принято объективное наличие факта совершения противоправного общественно опасного деяния.
Понятие «личность преступника» в узком смысле основывается на выделении сущностных свойств и предусматривает рассмотрение личности в качестве отдельного социального типа. Такое понятие личности преступника, по мнению отдельных учёных, применимо лишь к тем, чья деятельность глубоко антиобщественна по содержанию, деформирует эмоциональную, интеллектуальную и моральную сферы личности.
В этом смысле особенности личности преступника следует искать «в наличии негативных социальных качеств, свидетельствующих о десоциализации личности и вызывающих выбор и реализацию ею негативных социальных ролей». Исследуемое понятие относится не ко всем лицам, нарушившим закон, а только к тем из них, кто совершил умышленные преступления и имеет стойкую антисоциальную направленность (рецидивисты, профессиональные преступники и т.д.)19.
В этой связи в качестве примеров можно привести понятие, разработанное А.Н. Пастушеня, исследовавшего психологические предпосылки преступного поведения, который пришёл к выводу, что личность преступника имеет специфическую качественную особенность психического склада, которая выражает её криминогенную сущность, т.е. совокупность криминогенных склонностей20, а также Е.Б. Кургузкиной: под личностью преступника следует понимать динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов: внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, - представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения целей, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, паранояльность21 .
Криминологией изучаются личности как тех, кто неоднократно совершал преступления, так и тех, для кого совершение уголовно-наказуемого деяния явилось случайностью, и тех, кто совершил криминальное деяние по неосторожности, а также тех, чьи личностные качества свидетельствуют о большой вероятности совершения преступления в будущем.
Вместе с тем отдельные категории преступников изучены еще недостаточно, что приводит к определенным трудностям при оценке общественной опасности тех или иных преступников, осложняет использование криминологического материала в правоприменительной деятельности, особенно профилактической работы, в разработке и реализации соответствующих предупредительных мер. Безусловно, в качестве объекта криминологических исследований выступали и лица, совершившие корыстные посягательства. Однако криминологи полагают, что «...до сих пор личность корыстного преступника в качестве самостоятельной и цельной проблемы в криминологии рассмотрена недостаточно».