Тактика допроса и очной ставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2010 в 17:07, Не определен

Описание работы

Дипломная работа

Файлы: 1 файл

Тактика допроса и очной ставки.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

     В-пятых, перед предъявлением доказательств  на допросе нужно предусмотреть  такое их сочетание, которое было бы неожиданным для допрашиваемого и ограничивало бы тем самым его возможности для ложного истолкования обстоятельств, связанных с этими доказательствами. Существенное значение приобретает и выбор наиболее удобного момента для предъявления доказательств. Поэтому чрезвычайно важно временно оставлять допрашиваемого в неведении относительно имеющихся у следователя доказательств, чтобы затем иметь возможность использовать фактор их внезапного предъявления.

     В-шестых, нужно всегда помнить и учитывать  эмоциональную силу отдельных доказательств, их особое психологическое воздействие.

     В-седьмых, в распоряжении следователя должен остаться достаточный резерв доказательств на тот случай, если первая попытка получить правдивые показания окажется безрезультатной.

     Тактическими приемами преодоления отказа обвиняемого  от дачи показаний являются:

     • убеждение обвиняемого  в неправильности занятой им позиции;

     • использование  факта дачи показаний соучастниками  обвиняемого;

     • побуждение к даче показаний путем сообщения об изобличающих его показаниях соучастников;

     • предъявления доказательств;

     • использование  противоречий между интересами соучастников.

     Для того чтобы убедить обвиняемого  в неправильности занятой им позиции, следователь должен разъяснить ему, к каким последствиям приведет его  отказ: затяжка расследования, трудности  в определении степени виновности соучастников, в выявлении обстоятельств, смягчающих его вину или исключающих ответственность. Сообщая обвиняемому о том, что соучастники его изобличают, знакомить его с содержанием таких показаний (до дачи показаний им самим) не следует. Наконец, обвиняемый может изменить свою позицию из опасения опоздать с признанием, если следователю удалось его убедить, что выгоднее дать показания до того, как заговорят соучастники, и во всяком случае не последним.

     Как в процессе допроса подозреваемого, так и обвиняемого решается еще одна задача – выявить данные о преступлениях, совершенных или замысленных другими лицами. Решение этой задачи, которую можно назвать разведывательной, очень важно как для раскрытия преступлений прошлых лет, так и для предупредительной работы по материалам расследования.

     Сомнения в достоверности  показаний могут возникнуть у  следователя как во время, так  и после допроса. В процессе допроса  такие сомнения порождаются противоречивостью  показаний, их изменением, отсутствием внутренней логики, явным несоответствием известным обстоятельствам дела, имеющимся в распоряжении следователя доказательствам.

     Ложность  полученных показаний может быть обнаружена в ходе иных следственных действий (проверка и уточнение показаний  на месте, проведение следственного эксперимента, очной ставки и др.). Ложность показаний выявляется и при допросах других лиц, и на основании новых вещественных доказательств, заключений экспертов.

     Дача  ложных показаний определяет конфликтный  характер ситуации, в которой протекает допрос. Установление контакта с допрашиваемым во время изобличения его во лжи затруднено или невозможно. Как допрашиваемый, так и следователь обычно находятся в состоянии эмоционального напряжения, их реакции обостряются. Возможны психологические срывы со стороны допрашиваемого и провокация следователя.

     Мотивы  дачи ложных показаний подозреваемым  и обвиняемым:

     • желание избежать ответственности за содеянное или  преуменьшить свою вину, либо понести  наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление — действительное или мнимое;

     • желание выгородить или смягчить вину соучастников или, наоборот, — оговорить их из мести  или в целях обеспечения своей  безопасности в будущем;

     • стремление оговорить  себя из-за болезненного состояния  психики, либо из желания попасть в особые условия жизни по причинам семейного, служебного или иного характера, или же из молодечества, бахвальства и т.п. Самооговор бывает следствием стремления скрыть неблаговидное, в том числе и преступное, поведение близкого человека.

     Тактические приемы изобличения по своему характеру  и направленности могут быть разделены  на три группы: приемы эмоционального воздействия, приемы логического воздействия, тактические комбинации. Разумеется, это деление условно, так как  один и тот же прием в одной ситуации может оказаться эффективным именно ввиду своего эмоционального воздействия на допрашиваемого, в другой – стать средством логического убеждения.

     Приемы  эмоционального воздействия. К их числу при изобличении свидетеля и потерпевшего относятся: убеждение в неправильности занятой позиции; разъяснение вредных последствий для близких лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых; воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого – чувство собственного достоинства, благородство, идейность и т. п.

     Приемы  эмоционального воздействия на подозреваемого или обвиняемого:

     - побуждение раскаяться и чистосердечно  признаться путем разъяснения  как вредных последствий запирательства  и лжи, так и благоприятных  последствий признания своей вины и активного содействия следствию, в том числе по преступлениям прошлых лет, оставшихся нераскрытыми; 

     - воздействие на положительные  стороны личности допрашиваемого, использование его привязанностей, увлечений, высокого профессионального  мастерства и заботы о профессиональном авторитете и т. п.;

     - использование антипатии, питаемой  допрашиваемым к кому-либо из  соучастников, его зависимости от  них, унижающей его достоинство,  его сомнений в их "надежности" и способности до конца придерживаться  ранее обусловленной линии поведения на следствии;

     - использование фактора внезапности  путем постановки неожиданных  вопросов в ситуации, когда допрашиваемый  таких вопросов не ждет, внутренне  демобилизовался, успокоенный безопасным  с его точки зрения содержанием  и направлением допроса (иногда этот прием именуют постановкой "лобовых" вопросов). Этот прием может быть элементом тактической комбинации, сочетаясь с нейтральным, притупляющим бдительность допрашиваемого фоном, на котором задается неожиданный вопрос.

     Приемы  логического воздействия заключаются в демонстрации несоответствия показаний действительности. К их числу относятся:

     - предъявление доказательств, опровергающих  показания допрашиваемого. Известны  два порядка предъявления доказательств  допрашиваемому: последовательно, в соответствии с их доказательственной силой – от менее веских к более веским; предъявление сразу наиболее важного доказательства. Выбор порядка зависит от личности допрашиваемого и характера доказательств;

     - предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между ним и соучастниками;

     - логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого; 

     - логический анализ противоречий  между интересами допрашиваемого  и его соучастников;

     - доказательство бессмысленности  занятой позиции.

     Приемы  логического воздействия с успехом  могут быть использованы и в случаях  так называемой "пассивной лжи" допрашиваемого, когда он скрывает правду, заявляя "не знаю", "не помню", "не видел" и т. п. Они весьма эффективны и при разоблачении ложного алиби.

     Существует  несколько способов создания ложного  алиби. Так, преступник, предвидя возможность  своего ареста, договаривается с близкими о даче ими ложных показаний. В  этом случае опровержение достигается путем детального допроса этих лжесвидетелей с целью обнаружить существенные противоречия в их показаниях, поскольку невозможно согласовать все детали вымышленного события; к тому же ложь запоминается плохо и при повторном допросе нередко воспроизводится в другом варианте.

     Другой  способ создания ложного алиби более  изощрен и разоблачается с  трудом. Преступник проводит с избранными им лицами какое-то время, например участвует  в совместном чаепитии и т. п., но условливается, что время будет  указано иное, нежели в действительности. Средством установления истины в этом случае служит также детальный допрос плюс тщательное исследование того, где в действительности могли находиться эти лица в названное следователю время.

     Наконец, преступник может ввести лиц, подтверждающих его алиби, в заблуждение относительно того времени, когда он с ними был. В этом случае свидетели будут искренне считать, что говорят правду. Следователь должен выяснить, как определяют такие свидетели время, о котором дают показания, обнаружить причину их заблуждения и таким образом опровергнуть ложное алиби.

     Тактические комбинации. Под тактической комбинацией при допросе понимается создание ситуации, рассчитанной на неправильную оценку ее допрашиваемым, что объективно приводит к его изобличению. Тактические комбинации не следует смешивать с обманом допрашиваемого. Обман – это сообщение ложных сведений или извращение истинных фактов. Тактические комбинации – это создание ситуации на основе истинных фактов, которые могут быть двояко – правильно или неправильно – истолкованы самим допрашиваемым. При тактических комбинациях используют:

     - приемы, преследующие цель скрыть  от допрашиваемого осведомленность  следователя о тех или иных  обстоятельствах дела;

     - метод косвенного допроса, который  заключается в постановке вопросов, второстепенных с точки зрения допрашиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос – о причастности к преступлению. Например, если на месте происшествия обнаружены следы пальцев рук обвиняемого, то сначала задаются вопросы, ответы на которые затем исключают возможность утверждать, что эти отпечатки оставлены не в момент преступления, а раньше или позже;

     - приемы, направленные на создание  ситуации, при которой допрашиваемый  проговаривается: его побуждают  пространно изложить свои объяснения события в расчете на то, что среди ложной информации он сообщит достоверные данные, попавшие в его показания вследствие непонимания их значимости;

     - предложение допрашиваемому, утверждающему,  что он говорит правду, сказать  своему соучастнику или связанному с ним предварительным сговором свидетелю фразу примерно такого содержания: "Я сказал всю правду, расскажи правду и ты". Допрашиваемый попадает в сложную ситуацию: отказ будет означать признание в даче ложных показаний, согласие же может привести к его изобличению.

     Тактические комбинации, осуществляемые в процессе допроса, относятся к классу простых  и бывают трех видов: рефлексивные, обеспечивающие и контрольные. В большинстве своем это рефлексивные комбинации, преследующие либо цель получить информацию от допрашиваемого, либо, кроме того, создать такие условия, при которых допрашиваемый сам сформирует себе неправильное представление о степени осведомленности следователя по поводу тех или иных обстоятельств дела, или о его планах и намерениях, или о состоянии расследования.

     Рефлексивные  комбинации проводятся при допросах недобросовестных свидетелей (потерпевших) и дающих ложные показания подозреваемых (обвиняемых); обеспечивающие и контрольные  тактические комбинации могут быть осуществлены при допросе любого лица. Целью обеспечивающей комбинации может быть сохранение в тайне факта допроса (например, замаскированный вызов на допрос), оказание помощи добросовестному допрашиваемому в припоминании существенных для дела фактов и т. п. Цель контрольной комбинации – получить в процессе допроса данные для оценки показаний или ориентирующей информации, позволяющей следователю выяснить правильность линии своего поведения при допросе и т. д.

     Содержание  тактических комбинаций составляют приемы допроса. Поскольку их сочетание в тактических комбинациях даже в рамках одного следственного действия настолько велико, что практически не поддается описанию, то целесообразно, на наш взгляд, обратиться к отдельному рассмотрению тех приёмов, которые могут быть использованы с наибольшим успехом.

     Внезапность. Суть этого приема трактуется как неожиданная постановка допрашиваемому вопроса, не связанного с предыдущими, на который он должен дать немедленный ответ.

Информация о работе Тактика допроса и очной ставки